Посетив за день четыре учреждения образования в Рогачевском районе Гомельской области, узнали о давних традициях по гражданско-патриотическому воспитанию, насладились красотой пришкольных территорий и познакомились с яркими педагогами. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Уроки истории
Первой точкой нашего маршрута стал мемориальный комплекс в честь защитников Друтского плацдарма вблизи деревни Коноплица. Здесь для учащихся близлежащих школ прошел выездной урок истории, который провели директор Рогачевского районного центра туризма и краеведения Геннадий Титович и учитель истории Великокрушиновской базовой школы Владимир Бич. Педагоги напомнили детям о том, как проходила в конце февраля 1944 года Рогачевско-Жлобинская наступательная операция, предшествовавшая операции “Багратион”.

Директор Рогачевского районного центра туризма и краеведения Геннадий Титович
Возложив цветы к мемориалу, ребята рассказали, что находятся здесь не в первый раз. Летом 12 дней они провели в военно-патриотическом палаточном лагере и ежедневно совершали пешие походы к памятным местам, мемориальным комплексам, братским и одиночным безымянным могилам.
— Посещая памятные места, мы ухаживаем за захоронениями и мемориалами, высаживаем цветы, окрашиваем памятники и ограды и слушаем рассказы педагогов о том, какие страшные бои шли в годы Великой Отечественной войны на нашей земле, — говорит восьмиклассник Даниил. — Когда стоишь среди леса или залезаешь в землянку, словно погружаешься в историю этих мест, представляя, как все тут происходило много лет назад, совсем иначе воспринимаешь исторические факты и запоминаешь информацию о событиях войны.
Как уточнила начальник отдела образования Рогачевского райисполкома Елена Клочкова, гражданско-патриотическое воспитание в районе и подобные летние лагеря — это не просто давняя образовательная традиция, которой без малого уже три десятка лет, а бренд района. Последние годы летние волонтерско-патриотические смены проходят в июле и августе.
Одним из первых, кто отправился с детьми изучать историю не по учебникам, а в краеведческих походах, живя в палатках под открытым небом, был Геннадий Титович. Педагог-краевед называет эти смены туристско-краеведческими экспедициями, в августе прошла 47-я:
— Первые экспедиции состоялись еще в 1998 году. Тогда мы разбивали палаточный лагерь рядом с мемориалом. А теперь одно из мест дислокации — территория Великокрушиновской базовой школы, откуда мы каждый день отправляемся в поход. Так, в августе этого года вторая смена “Багратион-2025” объединила два десятка ребят из средних школ № 2 и № 4 райцентра, а также учащихся Тихиничской средней школы и Великокрушиновской базовой.

Помимо трудотерапии, в программе каждого дня есть спортивная, культурная и развлекательная составляющие. В один из дней юные багратионовцы посетили сельский Дом культуры и братское захоронение советских воинов в деревне Крушиновке. После обеда отправились по маршруту Большая Крушиновка — Великое Лядо — Заозерье — Узенький — Большая Крушиновка. Пройдя 10 км, ребята познакомились с жителями деревни Заозерье и поселка Узенький, увидели памятник природы Крушиновское озеро, памятный знак на месте расположения 8-й Рогачевской партизанской бригады. За смену ребята с педагогами посещают и благоустраивают больше десятка памятных мест.
По словам учителя истории с 40-летним стажем Владимира Бича, который много лет подряд также участвовал с детьми в экспедициях, за каждую смену мальчишки и девчонки проходят своего рода школу жизни, а также погружаются в историю родного края и больше узнают о своей малой родине.
Эстетика образовательного пространства
Вторая точка маршрута в путешествии по рогачевской земле — Запольская базовая школа, в которой занимаются 80 дошкольников и 46 школьников. Самый большой здесь — 6-й класс, в котором учится 10 человек. А самый маленький — 9-й, уроки в нем проходят для единственного ученика Сергея Гириловича. У входа в калитку нас встречает директор Антон Смирнов.

— К новому учебному году учитель труда Александр Николаевич Хлопков из дерева и металла создал композицию, которая в образе тружеников-муравьев, символизирующих педагогов и учащихся, объединяет общественно полезный и педагогический труд, а также знания и учебу, — обратил наше внимание Антон Александрович.

Александр Николаевич работает в школе 30 лет. На его уроках за верстаками мальчишки мастерят различные поделки и игрушки из дерева, осваивая около десятка типов соединения бруса. Также наставник готовит своих подопечных к участию в олимпиадах по техническому труду, в конкурсах технического творчества. Кроме того, в небольшом сельском учреждении образования мастер на все руки ведет объединение по интересам “Меткий стрелок”, а также участвует со своими подопечными в конкурсе “Юный пожарный-спасатель”, занимая призовые места на областном этапе.
“Гранит науки” и не только
Прогулку по самой большой (1050 учащихся!) в Рогачевском районе городской средней школе № 5 имени 120-й гвардейской стрелковой Рогачевской Краснознаменной дивизии провели наши младшие коллеги — учащиеся журналистской группы 9 класса. Оказалось, что каждый уголок здесь чем-то примечателен, при этом не только красив, но и несет важную смысловую нагрузку. Так, при входе яркие клумбы, оформленные в цветах государственной символики, радуют глаз оттенками белого, красного и зеленого. Территорию украшают две туевые аллеи и вербовая.
По словам школьниц, одна из вечнозеленых аллей появилась в результате доброй традиции, заведенной выпускниками в 2016 году, — высаживать деревья, символ долголетия, после окончания школы. В этом году ее пополнили деревья, высаженные выпускниками налогового класса и министром Беларуси по налогам и сборам.

Директор средней школы № 5 Рогачева Наталья Зарецкая с учащимися журналистской группы
Следующее значимое место на школьном газоне — арт-объект в виде круглого логотипа школы. Три цвета внутри зеленого круга — белый, васильковый и золотистый — символизируют единство трех ступеней образования.

Особое место неподалеку от центрального входа в учреждение занимает внушительная клумба в виде раскрытой книги с трехметровыми страницами, на которых в честь 80-летия Великой Победы высажены яркие цветы в форме звезды и числа 80, олицетворяющего количество мирных лет со Дня Победы.

Памятный знак “Гранит науки” — еще одно знаковое место. Камень из настоящего гранита символизирует процесс получения в школе прочных, долговечных, как сам природный материал, знаний.
Масштабность и оригинальность подходов к оформлению школьного ландшафтного дизайна впечатляли на каждом шагу. Не меньше впечатлил масштаб и разнообразие в организации профориентационной работы на разных уровнях общего среднего образования. Профильных групп профессиональной направленности в учреждении пять: педагогическая, инженерная, медицинская, журналистская, военно-патриотическая. А еще есть три класса профориентационной направленности: налоговый, класс МЧС и лесного хозяйства. Кроме того, здесь действует инженерно-технический центр и военно-патриотический клуб “Алмаз”. Но это уже тема для другой статьи.
Планета знаний
…В гимназии Рогачева директор Алеся Куликова продемонстрировала “Зеленое кольцо гимназии”, проведя экскурсию по дворовой территории, где возле здания начальной школы разместился кованный арт-объект в виде земного шара и книги.

— Книга как символ мудрости и знаний, а также образ нашей планеты символизирует весомый вклад гимназического образования в общее образовательное пространство, — растолковывает зашифрованные смыслы руководитель учреждения. — Наши учащиеся с гордостью носят звание гимназиста, демонстрируют отличные результаты в учебе, успешно выступают в предметных олимпиадах, ежегодно поступают в самые престижные университеты. Например, в этом году Максим Матыскин, набрав максимум в 400 баллов, стал студентом факультета международных отношений БГУ.
Руководитель учреждения рассказала и о планах по реализации 8 Целей устойчивого развития, символами которых станут, соответственно, 8 разноцветных клумб под окнами гимназии, которые следующим летом расцветут пышным и ярким цветом на заложенной в этом году аллее.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА





