Анатолий Белогуров – об инновационном педагогическом опыте и работе по гражданско-патриотическому воспитанию

- 12:30Планерка

Об успехах, достижениях, решении насущных вопросов в образовании корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказал начальник отдела по образованию Толочинского райисполкома Анатолий Белогуров.

– Анатолий Анатольевич, более трех лет вы руководите системой образования района. Расскажите, как она развивается сегодня.

– В районе функционируют 5 учреждений общего среднего образования, 4 базовые школы, 3 из которых реализуют программу дошкольного образования, 12 учреждений дошкольного образования, среди них 7 – это сельские детские сады. Наша главная задача – дать подрастающему поколению образование на уровне современных стандартов, воспитать их патриотами своей страны. Это возможно благодаря внедрению инновационного педагогического опыта, проведению системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию на всех уровнях образования: дошкольном, общем среднем, дополнительном.

Важно, чтобы, получив образование после школы, молодежь возвращалась на малую родину. Этому должна способствовать сформированная сеть профильного обучения на третей ступени общего среднего образования – классы аграрной, педагогической и правовой направленности. По итогам прошлого года 90% выпускников поступили в учреждения высшего и среднего специального образования.

– Какой инновационный педагогический опыт внедряется в учреждениях образования?

– В прошлом учебном году в районе завершилась реализация двух республиканских инновационных проектов: «Укараненне этнакультурных тэхналогій для пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі» (Заболотская базовая школа) и «Внедрение модели цифровых компетенций участников образовательного процесса» (Кохановская средняя школа имени И.ПКожара). Педагоги Кохановской школы стали участниками семинара по научно-методическому сопровождению инновационной деятельности, совершенствованию инновационной культуры педагога. В результате реализации проекта начата работа по оформлению и функционированию STEM-класса, 8 педагогов освоили программу повышения квалификации «Межпредметная интеграция при реализации STEM-образования» и используют полученные знания в своей работе. Первые плоды не заставили себя долго ждать: в областной олимпиаде по программированию в среде Scratch среди учащихся 2–4-х классов ученики школы завоевали 7 дипломов, 5 из которых – I степени.

Второй год в детском саду № 2 Толочина реализуется творческий проект «Информатика без розетки», в ходе которого 25 малышей учатся логически мыслить, тренируют память, внимание, воображение, осваивают работу в команде. Дети учатся не бояться высказывать свое мнение, отстаивать и доказывать свою точку зрения.

– Расскажите подробнее, как выстраивается работа по гражданско-патриотическому воспитанию на всех уровнях образования.

– В Год исторической памяти велась работа по присвоению учреждениям образования Толочинского района имен героев Великой Отечественной войны. Так, осенью 2022 г. трем школам района присвоены такие имена, созданы музейные экспозиции.

Мы проводим комплексную работу: осуществляем проектную деятельность, краеведческую и экскурсионную работу, создаем ресурсные центры по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию. У нас работают 5 военно-патриотических клубов. К примеру, в Кохановской средней школе имени И.П. Кожара действует военно-патриотический клуб «Патриот», где подростки осваивают огневую, тактическую подготовку, технику пешеходного туризма и приемы рукопашного боя.

Реализуются такие проекты, как «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!», «Я люблю Беларусь», «Свет Великой Победы». В Толочинском районном центре детей и молодежи в результате исследовательской и проектной деятельности создаются краеведческие игры, книги с легендами о родном крае, открытки с репродукциями детских картин, посвященными землякам-героям.

 

В Воронцевичском детском саду проводится большая работа по гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию. Мини-музей «Вясковая сялібка» знакомит детей с прошлым предков, их традициями и культурой, героическим военным прошлым. А «Аграсялібка» с фермой, огородом и загоном для животных учит малышей работать на земле: сажать огород, выращивать овощи, заготавливать сено.

В средней школе № 3 Толочина имени М.Б. Осиповой педагоги работают над проектом «Историческое и культурное наследие Толочинщины как основа воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся». Школьники – активные участники акций по благоустройству воинских захоронений, братских могил. Члены волонтерского отряда «Искра» помогают малолетним узникам фашистских концлагерей. В следующем учебном году в этом учреждении образования также планируется открыть военно-патриотический клуб.

– Анатолий Анатольевич, какие направления образовательной деятельности требуют сегодня дополнительного внимания и совершенствования?

– Необходимо продолжать работу по привлечению детей в учреждения дошкольного образования в сельской местности, а также расширять перечень объединений по интересам различного профиля для дошкольников.

Нужно обновлять материально-техническую базу дошкольных учреждений надворным и спортивным оборудованием. Также необходимо расширять сеть объединений технического, экологического, химико-биологического и естественно-математического направлений в школах, организовывать научно-технические, исследовательские объединения учащихся, чтобы ребята в последующем могли проходить обучение в Национальном детском технопарке. Для организации научно-исследовательских объединений по интересам эколого-биологического профиля в учреждениях образования будем продолжать работу по созданию современной инфраструктуры, практико-ориентированной среды (экотропы, лаборатории, учебно-опытного участка), где школьники смогут учиться ответственному отношению к окружающей среде, семье, малой родине и будут расти патриотами своей страны.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора