В чем предназначение лицейского образования, обсудили на научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня основания Могилевского государственного областного лицея № 1, сообщает корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

Сейчас в стране функционируют 20 лицеев, и все они находятся в зоне пристального внимания. В этих учреждениях не просто дают знания, в них происходит личностное становление учащихся. Причем возможность раскрыть талант есть у каждого ребенка вне зависимости от места проживания. Вариативные программы, внедренные в лицеях, позволяют ученикам углубленно изучать учебные предметы и определяться с будущей профессией.
— Ребята, которые обучаются в лицейских стенах, получают хорошую путевку в жизнь. Здесь формируются уникальные личности, готовые к осознанному профессиональному выбору и созидательному труду на благо Родины, — отметил министр образования Андрей Иванец.
Яркий пример качественного лицейского образования — МГОЛ № 1. Учебное заведение является настоящим исследовательским и образовательно-культурным центром, входит в состав учебно-методического регионального кластера непрерывного педагогического образования при МГУ имени А.А.Кулешова. Здесь созданы все условия для эффективной работы с одаренными детьми.
— Обучение организовано по разнообразным профилям, налажено функционирование пяти областных ресурсных центров по учебным предметам. Образовательный процесс осуществляют 58 высокопрофессиональных педагогов, трое из которых являются заслуженными учителями, 17 награждены нагрудным знаком “Отличник образования”. Также у нас преподает первый народный учитель Беларуси. Сообща и слаженно работаем над всесторонним развитием учащихся, профессиональной ориентацией молодежи, — рассказал директор Петр Шилов.
У коллектива лицея отлично получается достигать поставленной цели. Результат плодотворной работы педагогов — итоговая аттестация выпускников. В нынешнем году 24 лицеиста получили 100 баллов на ЦТ и ЦЭ, 11 ученикам были вручены аттестаты особого образца с золотой медалью. Учреждение — флагман в олимпиадном движении региона. За текущий год учащиеся завоевали 14 победных дипломов на заключительном этапе республиканской предметной олимпиады и 7 наград на международных олимпиадах. Ежегодно порядка 95% лицеистов становятся студентами высших учебных заведений.

Упор в лицее делают не только на обучение, но и на воспитание. В учебном заведении действует сеть кружков и секций, налажено тесное взаимодействие с Белорусской Православной Церковью. Здесь выстроены свои традиции, создана особая атмосфера дружбы и единения. Всё это помогает вложить в умы и сердца молодежи правильные ценности и идеалы.
— Воспитание — неотъемлемая часть образования. Ребенок не должен концентрироваться лишь на учебе, необходимо, чтобы в его жизни были и другие интересы. В лицее мы предоставляем ребятам возможность попробовать себя в туризме, творчестве, спорте. Замечательно зарекомендовали себя походы. Во время этих выходов на природу мы сеем добро в детских душах. Через совместное преодоление трудностей, песни под гитару, задушевные разговоры у костра учащиеся приобретают бесценный жизненный опыт, — заметил народный учитель Валерий Барашков, который уже почти 35 лет преподает в МГОЛ № 1 физику.
Подчеркнул Валерий Васильевич и значимую роль лицеев. По его мнению, такие учреждения в полной мере раскрывают таланты юных уникумов:
— Лицейское образование развивает учеников, таланту которых тесно в школе. Крепкое педагогическое сообщество помогает таким учащимся максимально проявить свои способности, направляет в профессиональном самоопределении. Лицеи — важное звено в системе образования. Но школы, училища, колледжи не менее важны. Сила образования — в его многообразии. Но вне зависимости от названия, статуса и назначения все учреждения должны выполнять общую функцию — учить детей качественно и доступно.
О высоком предназначении лицейского образования говорил также доктор педагогических наук Александр Радьков. Он убежден: лицеи обеспечивают талантливым детям нужную среду для роста и развития.
— Ключевая функция лицеев — не упустить всех талантливых ребят, в том числе из глубинки, ведь они будущие руководители, конструкторы, ученые, политики. В данные учреждения учащиеся приходят после 9 класса с большой личной мотивацией, когда уже четко определились с профилем и готовы реализовать себя, — отметил Александр Михайлович.
Много говорили на конференции о качестве белорусского образования. Здесь есть чем гордиться: в нынешнем году более 60 наших ребят стали победителями международных олимпиад. Лицеи внесли в это достижение весомый вклад. Но работу необходимо совершенствовать. В этом году 4,5 тысячи медалистов и свыше 90% победителей республиканских и международных олимпиад продолжили образование в отечественных вузах. Показатель знаковый. Однако не все ребята должны уезжать в столицу. Нужно ориентировать таланты оставаться и в регионах, там, где они родились. Это одна из первоочередных задач.

Нагрудный знак “Отличник образования” вручается заместителю директора по учебной работе МГОЛ № 1 Юлии Сорокиной
Была детально затронута и тема поддержки одаренных учащихся при переходе на ступень получения высшего образования. В этом направлении государством уже предприняты определенные шаги. В ближайшей перспективе на базе БГУ начнут обучение по экспериментальным программам. У студентов будет повышенная учебная нагрузка, с первого курса их планируется всецело вовлекать в научно-исследовательскую деятельность.
Живое конструктивное общение участников конференции завершилось на приятной ноте. Коллектив МГОЛ № 1 поздравили с весомой юбилейной датой. Для укрепления материальной базы руководству учреждения был передан сертификат на приобретение компьютерного класса. Состоялась также церемония награждения педагогов лицея.
Анна СИНЬКЕВИЧ
Фото автора





