Анна Дирко: профессиональная ответственность важна так же, как и квалификация педагога

- 15:01Планерка

Как выстроить работу, чтобы она была в радость и приносила результат? Без поддержки и стимулирования успешного труда учреждений и конкретных работников сделать это практически невозможно, считает Анна Дирко, начальник отдела по образованию Чашникского райисполкома. Падрабязнасці — у матэрыяле карэспандэнта “Настаўніцкай газеты”.

Анна Дирко

Без спешки и авралов

— Анна Владимировна, изученная мной информация подтверждает постепенный, но постоянный рост показателей качества знаний учащихся Чашникского района. Примечательна и деятельность в учреждениях образования девяти ресурсных центров. Есть ли между этими фактами взаимосвязь?

— Определенная зависимость, конечно, есть, поскольку работа центров ориентирована, прежде всего, на разностороннее развитие детей и учащихся. К тому же ресурсные центры — один из инструментов повышения компетентности педагогов по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания их подопечных. Важно ведь не просто аккумулировать багаж, главное — общедоступность ресурса. Ежегодно в рамках ресурсных центров организуется профессиональное общение не менее 70% педагогов района. На мой взгляд, в то, что численность учителей с высшей и первой квалификационной категорией за год выросла на 1,7%, а педагогов дошкольных учреждений — на 4,4%, существенный вклад внесли и наши ресурсные центры. 

— Что, на ваш взгляд, оказывает определяющее влияние на развитие системы образования района?

— У нас сложилась конкретная практика работы по принципу “если что-то делаешь, то делаешь это хорошо”. В нашей отрасли достаточно часто профессио­нализм связывают с квалификацией работников, с чем я согласна. При этом еще большее значение мы придаем профессио­нальной ответственности. 

— Какие подходы являются основополагающими для эффективного управления?

— Прежде всего, выполнение заказа государства всеми учреждениями образования района. Контроль, позволяющий своевременно выявлять возможные проб­лемные точки, давать основания для оперативного анализа причин и принятия мер по преодолению возникающих вопросов. Обеспечение режима плановой системной работы без спешки и авралов. Поддержка и стимулирование успешного труда учреждений и конкретных работников как материально, так и через публичное признание.

Важно отметить вклад каждого в общий успех. Сказать спасибо повару, техническому работнику, водителю и всем людям труда, которые делают школу, детский сад местом притяжения, где вкусно, уютно, надежно, как дома.

Дарить людям такое же отношение, какого ты ждешь к себе, — это не управленческий секрет, это норма взаимодействия.

— Есть ли у вас личные профессиональные и жизненные установки?

— Конечно, есть. Например, старейший принцип медицинской этики “не навреди” вполне прижился как в моей работе, так и в обычном общении. Установку “не мешай” реализовать проще, но это возможно только в условиях тщательного анализа положения дел и, что немаловажно, доверия. Если в целом учреждения справляются с поставленными задачами, то не вижу смысла в их чрезмерной опеке. Доверие стимулирует чувство ответственности. А без этого говорить об успешности просто не приходится. Управление и контроль у нас есть, и контроль не слабый. Просто он опирается не на внешние факторы, хотя они, несомненно, имеются, а на те самые общие установки “от жизни”. Моя установка — “не спеши”, прежде всего в оценках, решениях, действиях, поскольку по прошествии некоторого времени все начинает выглядеть несколько иначе.

В 2023/2024 учебном году 15 школьными автобусами организован подвоз для 377 обучающихся. Без содействия местных властей эту задачу нам решить было бы сложнее. И область поддерживает. К примеру, к новому учебному году по линии главного управления по образованию поставлен автобус на 31 посадочное место.

Профессионалы и патриоты

— С каким настроением встречаете новый, 2024 год?

— Порадовали результаты итоговой аттестации. Например, в минувшем учебном году 24 учащихся получили свидетельство об общем базовом образовании с отличием (по сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 1,4%) и 26 выпускников получили аттестаты особого образца с награждением золотой, серебряной медалью (показатель на 3,7% выше прошлого года).

Наши ребята подтвердили свои знания на ЦЭ и ЦТ. Более 29% выпускников на ЦЭ получили по 10 баллов. По результатам ЦТ было получено 4 стобалльных сертификата по русскому языку, химии и два по математике (учителя О.В.Костеж, Л.И.Кондратьева, Т.Н.Шамашова). Только в минувшем учебном году у нас были две золотые медали на Всемирном конкурсе (выставке) изобретений в Малайзии, серебряная медаль со Всемирного конкурса (выставки) изобретений в Индонезии, бронзовая медаль в Международной олимпиаде по астрономии и т.д. Задачу перед коллегами ставлю конкретную: планку не снижать.

Особое внимание уделяем группам профессиональной направленности. В них занимается 159 учащихся (55,7% от общей численности учащихся 10—11 классов). В сравнении с прошлым учебным годом данный показатель вырос на 13,8%. В группах педагогической направленности обучается 66 учащихся, аграрной направленности — 65. Новшество этого учебного года — открытие профильных групп военно-патриотической и инженерной направленности.

В минувшем году успешно сдали квалификационный экзамен и получили свидетельства установленного образца 29 выпускников по двум профессиям: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и швея. В этом году по данным специальностям продолжают обучение 46 ребят.

— Какие они, педагоги Чашникского района?

Профессионалы, энтузиасты, умеющие объединяться для достижения результатов. Патриоты, вдохновляющие личным примером. Готова назвать сотню имен, но назову два. Виктор Вильгельмович Грибко, учитель английского языка Иванской средней школы, вместе с учащимися создал музей “Гісторыя Іванскага краю”. В средней школе № 4 Чашников руководителем по военно-патриотическому воспитанию и учителем истории работает его ученик Игорь Александрович Залесский, под руководством которого создана музейная комната “Зал боевой славы 33-й Витебской ордена Александра Невского зенитно-артиллерийской дивизии”.

От призвания — не уйти

— Анна Владимировна, ваш профессиональный путь в определенном смысле нестандартный. Педагогическое образование вы получали заочно и некоторое время работали вне системы образования…

— Да, у меня не было “классического студенчества”, пришлось начинать свой путь сразу же по окончании школы. И получать высшее педагогическое образование, как принято говорить, без отрыва от производства. Распределять время и силы между работой, обучением и семьей было нелегко. Но зато я имела возможность “проверять” теорию на практике. Осознанно усвоенные знания служили основой для самообразования, а это основное условие развития… Эту точку зрения разделяют и наши молодые специалисты, в числе которых моя дочь Полина. Кстати, она работает воспитателем в детском саду, в который и я ходила в далеком детстве… Что же касается моего перерыва в педагогической деятельности (работала главным редактором на местном радио), то жизнь не всегда складывается по лекалам. Говорят, что от судьбы не уйдешь, в моем случае оказалось, что и от призвания тоже — я снова в системе образования. Надеюсь, навсегда. Я чувствую себя на своем месте, поскольку работаю с надежной командой — компетентным заместителем Н.В.Бурмак, главными специалистами В.С.Гурковой и Л.П.Щеврук, руководителем учебно-методического кабинета Е.М.Кашпор и командой УМК, опытными и инициативными руководителями учреждений, творческими педагогами. Мы вместе — и мы работаем. Работаем ради наших детей и нашей страны. Для меня этого достаточно, чтобы считать свою жизнь состоявшейся.

Пусть новый год станет для всех коллег плодотворным периодом для достижения целей и планов! И пусть в наших домах царят мир, уют, любовь и взаимопонимание.

Людмила КУРИЛЬЧИК