Балерина Елизавета Мусорина: «Всегда интересно примерить на себя новый образ, тем более необычный»

- 14:14Персона

Как большинство выпускниц Белорусского хореографического училища­-колледжа, получивших распределение в Большой театр, она могла бы долго оставаться рядовой артисткой кордебалета, не претендующей на сольные партии. Но случилось маленькое чудо — Елизавета Мусорина дебютировала на прославленной сцене в трагическом образе Жизели в одноименном спектакле. 

Жизель на афише и сцене

Сегодня в творческом багаже балерины значатся еще и характерные роли Мерседес в “Дон Кихоте”, Заремы в “Бахчисарайском фонтане”, Зобеиды в “Шахерезаде”, Девушки в “Иллюзии любви”. Высокая, эффектная, обладающая выразительной пластикой, она одна из тех, с кем связывают будущее белорусского искусства танца.

— Лиза, в декабре прошлого года ушла из жизни народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская, плодотворно работавшая с вами в качестве педагога-репетитора. Вам ее не хватает? 

— Да, очень. Людмила Генриховна действительно была моим педагогом, мы репетировали с ней много разных партий, Жизель стала первой из них. И я до сих пор не могу оправиться от того, что ее больше нет с нами… Но тем не менее верю, что все труды моей наставницы не напрасны и она будет жить в моем творчестве дальше.

— Вашим крестным отцом в театре можно в назвать Игоря Колба, разглядевшего в то время еще в студентке трепетную, нежную и самоотверженную Жизель?

— Главного балетмейстера театра? (Улыбается.) Наверное, в какой-то мере да. Если бы Игорь Павлович не заметил меня, не знаю, где бы я сейчас была. Он приходил к нам в колледж, просматривал нас, но когда мой педагог Ольга Александровна Лаппо после общения с ним сказала, что нам с ней предстоит разучивать партию Жизели, то, честно говоря, озадачила меня. Учебный год заканчивался, прошел отчетный концерт, экзамены сданы — зачем?

Однако спустя какое-то время мне предложили сфотографироваться в театре для афиши спектакля. Затем, в конце июня позапрошлого года, начались репетиции, и даже тогда я все равно не воспринимала это серьезно, до последнего прогона не верила, что станцую Жизель в премьерном спектакле. Не смела надеяться на такой подарок судьбы, думала, что просто репетирую в одном из составов. Но все сложилось так, как сложилось, и я этому безмерно рада.

— При этом ваш первый партнер Артем Баньковский, если не ошибаюсь, еще и преподавал у вас в колле­дже?

— Да, он был действительно моим учителем по дуэту на первом курсе.

— И каково было потом танцевать с учителем?

— Я, честно говоря, его боялась. Но это замечательный человек. Я благодарна ему за все: за то, что терпел меня, такую неопытную неумеху, никогда не жаловался и никак не выражал свое недовольство.

— Вы взялись исполнять эту партию, наверняка зная, что ее исполняют гораздо более опытные и именитые коллеги. Не боялись косых взглядов и неприязни?

— На тот момент на репетиции ходили только Людмила Хит­рова, я и еще одна девочка. Потом остались мы с Людой, и она не только никогда не подавала вида, что чем-то недовольна, но всегда могла помочь советом, очень позитивно относилась ко мне. Поэтому никакой конкуренции между нами не было и нет, наоборот, считаю, мне до нее еще расти и расти.

Круглая отличница

— Главный балетмейстер Большого, думаю, не разочаровался в своем выборе. Он ведь взял вас и в свою модерновую “Иллюзию любви”, премьера которой состоялась чуть более трех месяцев назад…

— Да, мне там доверена роль Девушки. К этому балету Игоря Колба все-таки, наверное, более уместно применить понятие “неоклассика”, чем “модерн”. Но в любом случае я была и всегда буду рада работать над чем-то новым, интересным, меня привлекают необычные предприятия, дела, занятия… Да, авантюры.

— Вас можно назвать продолжательницей известной балетной династии?

— Наверное, да. Моя мама — народная артистка Украины, отец — заслуженный артист, оба они жили в Перми и окончили там хореографическое училище, одно из самых известных в России. А потом получили приглашение в Одесский театр оперы и балета и обосновались в этом замечательном городе, где родилась и училась до 16 лет, до переезда в Минск, и я.

— Кто был инициатором вашего переезда?

— Мама решила, что в Минске условия для занятий балетом гораздо лучше. В Одессе я ходила в балетную студию, год училась в хореографическом училище, но перспективы виделись туманными. А в белорусском училище-колледже, помимо прочего, работали замечательные педагоги из Перми — Клара Николаевна Малышева и Нина Николаевна Дьяченко. В итоге меня определили в класс Ольги Александровны Лаппо, и, думаю, мне очень повезло.

— Вы поступили в колледж на первый курс, миновав училище. Пришлось ли усиленно догонять сверстниц-однокашниц и насколько сложным это оказалось?

— Догонять пришлось во всем, и до сих пор я догоняю, потому как первые годы обучения — один из самых важных периодов в жизни артиста балета. И когда за твоими плечами первых классов нет, соответственно, потом нужно очень быстро наверстывать, а это не всегда получается.

Я существенно отставала от своих ровесниц и искренне вос­хищалась ими. Но когда увидела, как они занимаются, поняла, что мне тоже хочется так работать над собой. Это вдохновение, видимо, и спасало меня в самый тяжелый, пожалуй, момент жизни после отъезда из родного города.

— А как давались вам общеобразовательные предметы?

— В своем городе я окончила обычную школу и была круглой отличницей. Причем очень любила химию, физику, биологию, геометрию, алгебру. Тогдашние мои успехи действительно впечатляли. И когда уже училась здесь, в Минске, мне всегда нравилось изучать точные науки.

Гуманитарные тоже люблю, но, наверное, меньше.

— А жить одной, без родителей, в чужом городе трудно с непривычки?

— Да, для меня это был большой стресс. Но со временем привыкла. Во время учебы жила в общежитии, сейчас снимаю квартиру.

— Как долго вы уже работаете в театре, с кем делите гримерку?

— Без малого 2 года, и в одной гримерке с Ольгой Гайко.

— Подружились?

Да, Ольга замечательная, мне с ней очень интересно. У нас, надеюсь, хорошие отношения. У меня есть в театре и другие по­други, конечно. Не обязательно мои сверстницы — кто-то постарше, кто-то помоложе. Мне одинаково комфортно и с двадцатилетними, и с тридцатилетними, нам всегда есть о чем поговорить.

Как учил Лиепа

— С вашей внешностью и пластикой вы как будто созданы для ролей роковых и знойных восточных красавиц, недаром уже танцуете в таких знаковых балетах, как “Дон Кихот”, “Бахчисарайский фонтан”, “Шахерезада”…

— Да, на самом деле восточная культура близка мне. Возможно, благодаря отцу, у него по какой-то линии родственники из Башкирии, поэтому я немного похожа на жителей Уфы. Чувствую восточную пластику, мне это, правда, нравится.

— А каково современной девушке, да еще и, мне кажется, романтичного, отчасти тургеневского склада, изображать и, значит, сопереживать легкомысленным женам из гаремов, одной безудержно ревнивой, другой — изменившей своему повелителю, стоило ему отлучиться, с обыкновенным рабом? 

— Всегда интересно примерить на себя новый образ, тем более необычный. В жизни, вы правы, я совершенно не такая, а потому на сцене их еще интереснее изображать. Танцуя ту же Зобеиду в “Шахерезаде”, я уже не Лиза Мусорина, а именно Зо­беида.

— Римский-Корсаков — подарок судьбы?

— Да, это великолепная музыка. Кстати, в нашем театре балет “Шахерезада”, известный со времен “Русских сезонов” Дягилева в Париже, поставлен в версии Андриса Лиепы. Он приезжал в Минск и показывал, как все нужно делать, Ольге Гайко и другим исполнительницам. И я с Олей советовалась, получая информацию практически из вторых уст. 

— Вам приходится много работать и в кордебалете. Нравится?

— Нравится. Это бесценный опыт, которым нельзя пренебрегать. 

— В день спектакля вы приходите в театр задолго до его начала?

— За три, иногда даже за четыре часа, а то и не ухожу из театра после уроков. Задолго до начала спектакля начинаю гримироваться. Люблю пораньше войти в образ уже в костюме и в гриме, чтобы заранее привыкнуть к себе, почувствовать себя персонажем, в роли которого выйду на сцену. Нужно также успеть хорошо размяться, разогреться, иначе травма на ровном месте — практически со стопроцентной вероятностью. И, как мне недавно сказали, после спектакля тоже необходимо растягиваться, чтобы мышцы не забивались. 

— Ваш обычный распорядок дня?

— Встаю обычно в 8 утра. Готовлю завтрак, собираюсь на работу. Прихожу пораньше, разогреваюсь перед уроком, занимаюсь классикой, и дальше у нас идут репетиции. Потом обедаю в перерыве, если он есть. Дальше опять репетиция или вечерний спектакль. В промежутке между ними могу поспать… Сегодня так удачно совпало, что у меня был только утренний урок и вечером будет репетиция. Поэтому в перерыве я успела и прогуляться, и сходить как-то себя порадовать в магазин. Я, скажем так, немного увлекаюсь винтажными вещами, и у нас в Минске появился необычный магазин, где можно их найти. Купила вязаную скатерть на стол и маленькую вазочку под цветы, очень люблю их в доме.

— Вы уже настолько обжились в съемной квартире?

— Да, она для меня уже как родная… Еще мне хотелось бы снова брать уроки игры на форте­пиано, как когда-то в Одессе. Люблю рисовать. С удовольствием, если бы предложили, снялась бы в кино… Но сейчас моя основная профессия — артистка балета, а все остальное — только в свободное время.

Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива Елизаветы МУСОРИНОЙ