«Буллинг: мифы и реальность»: семинар-практикум для родителей

- 13:11Журнал "Народная асвета", Новости

Буллинг в классе – это кризисная ситуация, которая подсвечивает наличие проблем, негативных эмоций, взаиморазрушающих отношений.

В.Н.КИРЕЕВА, педагог-психолог высшей квалификационой категории Могилевской городской гимназии № 1

Чтобы не дать таким проблемам и эмоциям накопиться и таким взаимоотношениям в коллективе развиться, все участники образовательного процесса должны обладать соответствующими компетенциями.

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум для родителей «Буллинг: мифы и реальность».

Цель: информирование родителей по вопросам предотвращения и разрешения ситуаций буллинга в учреждении образования.

Ход семинара-практикума

І. Вступительный этап

  • Упражнение «Сходство и различие»

Ведущий просит участников объединиться в пары (желательно с наименее знакомым человеком в группе). Задача каждой пары – выяснить три общие черты и три различия (это может касаться характера, любимых блюд, страхов, отношения к домашним животным и т.п.). На листе бумаги каждая пара должна нарисовать два круга (круг сходств и круг различий) и представить группе свои рисунки.

Вопросы для обсуждения

  1. Может ли сходство или различие быть причиной буллинга? Приведите примеры из своей жизни.
  2. Хотели бы вы, чтобы другие люди были полностью на вас похожи? Почему?
  3. Пытались ли вы когда-нибудь переубедить другого человека в том, что то, что любите (или думаете) вы, лучше того, что любит (или думает) он? Пытались ли переубедить в этом вас? Если да, то как вы себя при этом чувствовали?
  4. Сложно ли вам общаться с теми, кто отличается от вас?
  5. Есть ли польза от общения с теми, кто не похож на вас?

После обсуждения ведущий сообщает участникам тему семинара-практикума.

II. Основной этап

  • Мини-лекция

Основная причина детской жестокости – отсутствие у противостоящих сторон навыков мирного разрешения конфликтов. Этим навыкам нужно обучать.

Одна из самых опасных форм проявления детской жестокости – буллинг. Главное его отличие от просто конфликта – стремление агрессора унизить другого, установить отношения доминирования, сопровождающиеся сохранением контроля над своими эмоциями и действиями. Буллер причиняет жертве намеренный и неоднократный вред без какой-либо причины. Травля, как правило, начинается с того, что агрессор находит «мишень» среди ровесников или младших по возрасту детей, которые не могут постоять за себя и которым некому помочь.

Основные мотивы буллинга – зависть, месть (в случаях, когда жертва переходит в разряд буллеров: наказать обидчика за причиненные боль и страдания), чувство неприязни, борьба за лидерство, желание нейтрализовать соперника через демонстрацию преимущества над ним, потребность в самоутверждении (вплоть до удовлетворения садистских наклонностей), жажда быть в центре внимания, выглядеть «круто», удивлять, поражать, стремление кого-то унизить, запугать.

Основные виды буллинга – физический (избиение, повреждение личных вещей, кража карманных денег и т.д.) и психологический (вербальные издевательства – оскорбления, присваивание кличек, насмешки, социальное исключение; кибербуллинг – распространение в соцсетях оскорбительных текстов и фотографий, ложных слухов и т.д.).

По данным исследователей, психологическое насилие становится причиной подросткового суицида гораздо чаще, чем насилие физическое. Дело в том, что буллинг провоцирует у его жертвы состояние хронического стресса, следствием которого становятся психосоматические симптомы. Опасение атакуемого, что нападки будут продолжены, порождает в человеке состояние неуверенности. В этом затравленном состоянии жертва не знает, к кому из окружающих можно обратиться, поскольку все прежние контакты теперь не вызывают доверия. Человек становится все более одиноким, и состояние стресса еще более усиливается. Образуется замкнутый круг, из которого без посторонней помощи ребенку уже не вырваться. Впрочем, эффективная психолого-педагогическая помощь необходима не только жертве буллинга, но и всем его участникам, в том числе агрессору и наблюдателям.

Важно различать буллинг и конфликт. Конфликт –  одномоментное действие. Буллинг – действие целенаправленное, повторяющееся с целью унизить и причинить страдания. Конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – патология развития коллектива. Эпизодические меры (рассаживание по «разным углам» агрессора и жертву)  ситуацию не разрешат. Психолого-педагогическое воздействие должно быть систематическим, компетентным и комплексным.

  • Дискуссия «Тактика родителей в ситуации буллинга»

Ведущий. Справиться с травлей в одиночку ребенок не может, поэтому очень важно, чтобы тот, кто стал жертвой или свидетелем буллинга, сразу же рассказал об этом родителям. Но, к сожалению, часто взрослые не знают, как реагировать на подобные сообщения, и не готовы помочь. Более того, некомпетентные советы могут не только не исправить ситуацию, но и усугубить ее. Сейчас на ваше обсуждение мы вынесем фразы, определяющие реакцию родителей в ситуации буллинга, которому подвергся их ребенок. (Вынесенные на обсуждение участников фразы поочередно появляются на экране.)

«Ты сам виноват, ищи причину в себе»

Комментарий ведущего. Случается, взрослые перекладывают ответственность на самого пострадавшего. Между тем жертвой буллинга может стать любой ребенок, независимо от его пола, внешности, характера, силы, интересов, школьной успеваемости и материального благополучия семьи. Когда же взрослые предлагают пострадавшему подумать о том, что он сам делает неправильно, то просто разрушают его уверенность в себе и подводят к снижению самооценки. Никем не понятый, не получивший ни от кого поддержки подросток приходит к печальному выводу, будто все происходящее в школе в целом закономерно. В результате он находит в себе недостатки, за которые его можно травить, и привыкает к издевательствам.

«Игнорируй обидчика, и он отстанет»

Комментарий ведущего. Пожалуй, это одна из наиболее частых рекомендаций, которую слышат дети в ответ на рассказ о том, что их обижают в классе. Подобные советы не пригодны для использования по двум причинам. Во-первых, они формируют у ребенка неправильное представление: «Мне плохо, но я должен не обращать на это внимания, молчать и делать вид, что все в порядке». Во-вторых, такая схема в ситуации буллинга срабатывает далеко не всегда. Обидчик уже выбрал себе объект для травли и, не получив желаемой реакции, может обратиться к еще более жестоким и травмирующим способам.

«Научись давать отпор, будь сильнее»

Комментарий ведущего. Такой алгоритм действий абсолютно нелогичен при травле: даже если ребенок сможет дать сдачи и окажется сильнее обидчика, проблема насилия никуда не исчезнет, сменятся только роли. Представьте, что все родители посоветуют своим детям решать проблемы силой. Чем это закончится? Кроме того, буллинг изначально предполагает неравенство сил. В большинстве случаев пострадавший просто физически не в состоянии противостоять более сильному обидчику, тем более группе обидчиков. В то же время нужно понимать, что измученный травлей ребенок в порыве отчаяния может нанести преследователю действительно серьезные повреждения.

«Не ябедничай, ты должен справиться сам»

Комментарий ведущего. Мы все хотим, чтобы наши дети росли самостоятельными, готовыми за себя постоять. Иногда в их отношения действительно лучше не вмешиваться, но буллинг – не тот случай. Травля влияет на все аспекты жизни пострадавшего. Ребенок постоянно испытывает стресс и тревогу, теряет доверие к окружающим и самому себе. Пытаясь защититься, преследуемый часто психологически закрывается, его поведение удивляет и раздражает окружающих. В итоге ребенок и сам начинает верить, что он заслуживает такого жестокого отношения. У него просто не остается внутренних ресурсов, чтобы самостоятельно противостоять обидчикам.  Справиться с буллингом в одиночку практически невозможно. Ребенок нуждается в поддержке взрослого, и долг родителей – серьезно отнестись к образовавшейся ситуации.

«Попробуй договориться с обидчиком, сделай что-нибудь, чтобы с ним подружиться»

Комментарий ведущего. Буллинг – это спланированное издевательство более сильного над заведомо более слабым. Обидчик целенаправленно приносит страдания жертве и вовсе не хочет останавливаться. Что бы ни делал в такой ситуации пострадавший, как бы он ни пытался понравиться своему преследователю, тот всегда найдет, за что зацепиться, чтобы продолжить травлю, а попытки пострадавшего подружиться могут лишь раззадорить его.

 «Лучше не лезь, а то и тебе достанется»

Комментарий ведущего. Возможно, такой совет поможет на время обезопасить ребенка от нападок буллера. Но задумайтесь о последствиях для его морального и психологического здоровья. Доказано специалистами: дети, которые регулярно наблюдают травлю, начинают испытывать ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее, а также страх оказаться на месте жертвы. Родители, которые подталкивают сына или дочь к позиции невмешательства, способствуют формированию эгоизма, толерантности к агрессии, насилию. Это не значит, что нужно учить ребенка в любой ситуации вступать в открытую борьбу с агрессором. Но следует дать ему понять, что о буллинге в классе нельзя молчать, сообщать об этом не стыдно, т.к. именно взрослые (учителя, родные) могут помочь остановить насилие.

«Не буду вмешиваться в детские «разборки» – только хуже сделаю»

Комментарий ведущего. Это в корне неверная позиция. Хуже вы сделаете как раз тем, что никак не отреагируете на несправедливость. В ситуации, когда все и так против тебя, отказ родителей в помощи, их бездействие – серьезный удар для ребенка. «Если даже взрослые не знают, как мне помочь, значит, положение мое безвыходное». Страшно представить, к чему может привести такое «открытие».

«Молодец, что рассказал мне об этом, я обязательно тебе помогу»

Комментарий ведущего. Прежде всего постарайтесь обуздать свои эмоции и контролировать свое поведение. Возможно, вам хочется кричать, бежать разбираться с обидчиком, ругать ребенка за то, что он долго все скрывал. Но нужно взять себя в руки и поддержать его. Для начала постарайтесь обеспечить ребенку ощущение защищенности и душевного комфорта, которых он лишился в классе. Поблагодарите его за то, что нашел в себе силы все вам рассказать. Покажите, что он не один, что вы серьезно относитесь к ситуации и обязательно поможете. Но не давайте нереалистичных обещаний: «Завтра я все решу и со всеми разберусь, всех накажут». Если ребенок волнуется, что теперь он ябеда, объясните, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым – это не трусость, а способ восстановить справедливость и сохранить свое достоинство.

«Ты ни в чем не виноват»

Комментарий ведущего. Ни один ребенок, каким бы он ни был, не может быть ответственен за то, что его бьют или унижают. Задача взрослых – объяснить ему это. Докажите ребенку, что даже несмотря на все свои недостатки и несовершенства он заслуживает уважительного отношения к себе.

«Давай вместе решим, что мы будем делать, чтобы выйти из этой ситуации»

Комментарий ведущего. Не стоит лишать ребенка возможности самому участвовать в процессе восстановления справедливости. Показав, что мнение сына (дочери) важно для вас, вы укрепите в нем (ней) уверенность в себе. Такая позиция родителей позволит взрослеющему человеку почувствовать контроль над ситуацией, научиться самостоятельно принимать решения.

Итак, успокоив и поддержав ребенка, выяснив в подробности ситуации, вы можете перейти на следующий этап разрешения конфликта и начать обсуждение проблемы с классным руководителем, педагогом-психологом, педагогом социальным, учащимися класса и их родителями.

III. Заключительный этап. Рефлексия

В качестве подведения итогов беседы ведущий предлагает участникам ответить на вопросы.

  • Как родители должны противостоять деструктивным отношениям в классе?
  • Какие условия могут обеспечить безопасную и дружественную среду в коллективе?
  • Упражнение «Дерево знаний»

Ведущий размещает на флипчарте (доске) изображение дерева. Ствол и ветки – без листьев. Участникам раздаются листки, на которых они должны сформулировать идею, возникшую в ходе беседы на семинаре-практикуме, вывод, сделанный для себя. Все листки приклеиваются на дерево, создавая его крону.

Литература
1. Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования: пособие для педагогических работников / Д. Г. Дьяков [и др.]; отв. ред. Д. Г. Дьяков. – Минск: БГПУ, 2020. – 244 с.
2. Буллинг – причины, форма, профилактика. – URL: https://okt-crb.ucoz.ru/ZDOROVIE/Deti/bulling-prichiny-formy-profilaktika-dlja-pedagogov.pdf (дата обращения: 22.12.2024).

Фото на превью pixabay.com