Директора средней школы № 2 Чечерска Ольгу Цалко выделяет особое обаяние и непреклонная сила воли. Несмотря на то, что в ее семье все связаны с медициной и военной службой, она выбрала путь педагога. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Крепость знаний и патриотизма
В Чечерске — городе с богатой историей и сохранившимися архитектурными памятниками — средняя школа № 2 под руководством Ольги Цалко превратилась в настоящий центр инноваций и патриотического воспитания. Здесь трудятся 53 педагога, которые не просто передают знания 422 ученикам, но и мотивируют их на достижения в учебе.
— Мы в районе максимальные экспериментаторы, нас не пугают новшества, — улыбается Ольга Леонидовна. — Учреждению за активную работу с подрастающим поколением по духовно-нравственному воспитанию и возрождению традиций культурного кода белорусов с сентября прошлого года присвоен почетный статус “Школа мира”. В школе активно развиваются волонтерские и миротворческие отряды, вовлекающие учащихся в полезные и значимые дела. Особенно выделяется проект “Голос милосердия”. Марафон добра объединил педагогов и детей, вместе они высадили туи на пришкольной территории в честь 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
В районе высоко ценят ответственность и инициативу педагогов и учащихся школы. Отмечают, что без их активного участия не обходится ни одно значимое событие, что свидетельствует о сплоченности коллектива и искреннем желании внести вклад в развитие родного края. Они совместно организуют акции, праздничные мероприятия и волонтерские проекты, помогая делать район ярче и добрее.
— Очень горжусь своим коллективом, и мне нравится работать с детьми, — отмечает директор. — Мой профессиональный секрет прост: общаться с людьми нужно так, как хочешь, чтобы общались с тобой. Время приказов и распоряжений прошло — если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно вступать в диалог.
Для меня как для руководителя на первом месте стоит система поощрений: даже простое доброе слово или грамота, полученная на школьной линейке из рук начальника отдела образования или заместителя председателя райисполкома, — это признание. Каждая линейка по итогам четверти богата дипломами, которые отмечают плодотворный труд и стремления наших учащихся.
Мне нравится поддерживать детей и экспериментировать вместе с ними. Так у нас появился телевизионный проект “Первый школьный”, который под руководством педагога-организатора Анастасии Сериковой курирует учащийся Дмитрий Орлов. Он помогает сверстникам формировать медиаграмотность и освещает события школы и Чечерска.
— Какие достижения учащихся в числе самых значимых?
— Прошлый учебный год был для нас по-настоящему фееричным! Учащиеся завоевали 32 диплома областного, республиканского и международного уровней. Среди них — победы в патриотических конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне, включая исследовательские работы по теме геноцида. Эта работа ведется в сотрудничестве с прокуратурой Чечерского района, что позволило завоевать диплом I степени на областном смотре-конкурсе экспозиций по теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Курировала проект учитель истории и обществоведения Людмила Шломан.
Также у ребят есть успехи в литературных конкурсах и соревнованиях по техническому творчеству. В этом они достигают успехов благодаря тандему с опытными педагогами. Учитель русского языка и литературы Елена Затримайлова умеет раскрыть индивидуальность каждого ребенка и придать огранку таланту. Так, ее ученица Вероника Цалко завоевала диплом III степени на республиканском литературном конкурсе “Чалавек свайго лёсу”. В республиканском конкурсе “Мой мірны кут” одной из лучших в своей номинации стала Софья Затримайлова, церемония награждения состоится после публикации книги с произведениями юных мастеров. Выпускница Виктория Серегова отмечена дипломом победителя областной патриотической акции “Кораблик надежды”.
Школа воспитала и абсолютного победителя заочного и очного этапов республиканского конкурса “АгроНТРИ-Беларусь-2025” Веронику Цалко, которая на международном суперфинале в Санкт-Петербурге будет в составе команды Республики Беларусь отстаивать честь страны.
Кроме того, наши воспитанники регулярно становятся призерами и дипломантами олимпиадного движения, успешно проявляют себя в спортивной сфере. Многие учащиеся продолжают обучение в училищах олимпийского резерва. Мы стремимся преуспеть во всех направлениях и постоянно развиваемся.
— В вашем кабинете висят красочные холсты с фотографиями выпускников разных лет. Особое внимание привлекает тот, на котором запечатлены дети в форме спасателей-пожарных вместе с педагогом.
— Да, в центре кадра — педагог-организатор Анастасия Серикова, которая горит идеями и вдохновляет окружающих. Ее направление — военно-патриотическое воспитание молодежи. Команда школы завоевала кубок юных спасателей. На районных слетах ЮСП дети стали абсолютными чемпионами и дипломантами II степени в номинации “Полоса препятствий” областного слета. На республиканском этапе они получили сразу три диплома. Кроме того, Анастасия Эдуардовна активно вовлечена в конкурс молодежных инициатив, в том числе в проект “100 идей для Беларуси”. В прошлом году она помогла осуществить мечту одного из учеников — Дмитрий Орлов принял участие в российско-белорусском культурно-образовательном проекте “Поезд Памяти”, областном смотре-конкурсе “Лидер года”. Наш звездный одиннадцатиклассник — победитель заключительного этапа республиканского конкурса “Ты в эфире” в номинации “Интернет-блог”. Проект Дмитрия — “Первый школьный” на платформе Instagram — настоящий успешный медиаресурс. Юноша креативным подходом демонстрирует, что искренность, профессионализм и любовь к своему делу открывают путь к успеху.
Без остановок
В своей деятельности Ольга Леонидовна руководствуется особым принципом, который помогает ей не терять мотивацию и поддерживать высокий темп работы. Как она сама говорит, “быстро — это медленно, но без остановок”. Эта ключевая мысль отражает ее жизненную позицию и подход к педагогическому делу. Для Ольги Леонидовны главное — непрерывное движение вперед, даже если шаги кажутся небольшими. Ведь именно постоянство и настойчивость позволяют добиваться результатов и вдохновлять окружающих.
— Главное — не останавливаться, — добавляет она. — Если у педагога перестают гореть глаза, если угасает искра в душе, тогда и другие теряют энергию и мотивацию. Наша миссия — не просто преподавать, а зажигать вокруг себя огонь, который объединяет и двигает команду вперед.
Изучая историю рода, нашла информацию, что после Первой мировой войны мой дед, возглавлявший кавалерию на Смоленщине, стал потом директором школы. Этот факт многое мне объяснил и расставил на свои места.
У Ольги Леонидовны два высших образования, она филолог и экономист-менеджер в сфере управления на предприятии и производстве.
— Хотела поначалу поступать в медицинский университет, — признается она. — В моей семье — династия медиков и военных, меня всегда воспитывали в духе следования семейным традициям. Однако с детства я проявляла интерес к иностранным языкам, в школьные годы становилась победителем республиканских олимпиад по французскому языку, сейчас могу свободно общаться с людьми из разных стран… И все же поступление в университет по педагогическому профилю было для меня настоящей проверкой на стрессоустойчивость. Конечно, в семье был протест. Но потом все стало на свои места.
…Ее энергия заряжает и вдохновляет коллег и учеников, создавая особую атмосферу, в которой хочется работать, творить и развиваться.
— Люби свою работу — и успех придет! — резюмирует Ольга Цалко.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора





