Читаем вместе

- 7:12Па справе з Наталляй Бушной

Стремительно меняется информационная культура общества. Пространство книги вытесняется пространством экрана.

Современный человек получает огромное количество информации. Различные факты и события многочисленными потоками поглощаются нашими детьми. Но информация — это еще не знания, потому что основу знаний составляют достоверные представления о предметах и явлениях. Знания требуют анализа, систематизации полученной информации, они формируются посредством и в процессе чтения. Само же чтение выступает своеобразным диалогом между книгой и читателем. Читатель анализирует поступки героев, сравнивает их со своими действиями и учится отвечать за них.

Одновременно с динамикой информационных потоков в мире становится все больше источников информации. И этот процесс сопровождается снижением интереса к книге. На смену традиционной книге пришли электронные. Выросло поколение родителей, которые сами мало читают или читают литературу, над которой не нужно думать. Исчезает традиция семейного чтения.

Как вернуть интерес наших “цифровых” детей к хорошей книге? Ведь хорошая книга не только развлекает, но и воспитывает. 

Включить современных детей в процесс чтения — значит, оказать помощь в становлении духовно-нравственной личности со зрелой гражданской позицией. Человек читающий — это человек мыслящий, который может точно сформулировать и выразить свою мысль. 

Для того чтобы возродить интерес молодого поколения к книге, нужны новые проектные идеи. В этом отношении значимая роль отводится библиотекам. Библиотека есть в каждой школе. Однако не всегда она выступает центром чтения. В нашей 1-й гимназии библиотека — это не просто хранилище книг, а место встречи с интересными людьми: прозаиками, поэтами, публицистами, победителями олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов. Это место, где за круглым столом рождаются новые идеи и творческие инициативы.

Семь лет назад библиотеке гимназии было присвоено имя С.В. Михалкова. Гимназия стала тринадцатой в содружестве Михалковских библиотек и вступила в проект российского фонда культуры “Сегодня дети — завтра народ”. Основная задача проекта — развивать интерес подрастающего поколения к хорошей книге. В рамках проекта в гимназии проводится целый ряд фестивалей творческих работ учащихся, например, “Книга в моей судьбе”, “Слово учителя в моей судьбе”. 

Обращение к хорошей книге можно (и нужно!) осуществлять и через массовые чтения в дни рождения известных поэтов и писателей, когда учащиеся, родители, педагоги читают по очереди небольшие отрывки из произведения автора. Подобное событие проводится и в нашей гимназии. В день рождения С.В.Михалкова наши учащиеся читают стихи поэта на русском и белорусском языках. Причем, перевод некоторых из них учащиеся делают сами или с поддержкой педагогов.

Литературно-музыкальные гостиные — не новая идея. Но если им придать новое содержание, то они позволят сформировать детско-взрослые общности, ценностную основу которых составляют чтение и книга. Так, у нас проходят гостиные, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов. Это цикл гостиных, связанных с творчеством М.Богдановича, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, В.С.Высоцкого. А еще гостиные военной героической тематики. Сейчас идет подготовка к гостиной, посвященной Году исторической памяти. Для того чтобы представить небольшой фрагмент гостиной, учащимся вместе с педагогами нужно прочитать не одно произведение автора. В этом году мы возродили и такую добрую традицию, как Клуб любителей книги, который, кстати, предложили организовать наши девятиклассники.

Представлю еще один интересный проект — “Достоевские раскраски”. Произведения Достоевского, как известно, ассоциируются с серым цветом. Мы предложили раскрасить рисунки по произведениям Достоевского в различные цвета. Конечно, это потребовало от учащихся обращения к произведениям автора. Выставка раскрасок была представлена в гимназической галерее. 

Прочитать новую книгу чаще всего побуждает мнение авторитетного человека. В Ленинском районе столицы был реализован интересный проект “Любимая книга директора”. В телеграм-канале руководитель учреждения образования представлял свою любимую книгу и ее автора. Развивая эту идею, мы запустили в гимназическом телеграм-канале свой проект “Читаем вместе”, где учащиеся и педагоги делятся своими впечатлениями о прочитанной книге. 

Чтение, убеждена, — действенный инструмент развития и социализации личности. Хорошая книга не просто дает нужную информацию, но и побуждает к самопознанию, формирует социальную компетентность, содействует самореализации личности. Поэтому поддержка интереса к чтению должна стоять в ряду важных государственных задач.  

Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 имени Ф. Скорины Наталия БУШНАЯ.