“Чудес полна могучая природа”

- 9:39Портфолио

Литературная игра-­викторина к 130­-летию
со дня рождения К.Г.Паустовского

 

Цель: предполагается, что литературная игра-викторина расширит знания учащихся о жизни и творчестве К.Г.Пау­стовского, закрепит и обобщит знания по прочитанным произведениям писателя.

Задачи личностного развития: создать условия для формирования у учащихся познавательного интереса; развивать творческую активность, сообразительность, любознательность; расширять кругозор; воспитывать интерес к чтению произведений К.Г.Паустовского, чувство уважения к личности писателя.

 

Ход мероприятия

…Любовь к родной 
природе — 
один из вернейших 
признаков
любви к своей стране. 
К.Г.Паустовский

Слово учителя.

31 мая исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося русского писателя К.Г.Паустовского. В.Г.Паустовский — великий мастер описания природы. В своих произведениях Константин Георгиевич хотел выразить любовь к родной природе, заставить читателя увидеть красоту лесов, озер, полей, лугов, научить с любовью и сочувствием относиться к животным. Благодаря глубокому эстетическому и воспитательному потенциалу произведения К.Г.Паустовского не утрачивают своей актуаль­ности и сегодня.

В ходе игры-викторины вы сможете проверить свои знания, а возможно, и узнать что-либо новое. Задания мероприятия составлены на основе таких произведений, как “Барсучий нос”, “Заячьи лапы”, “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Теплый хлеб”, “Кот-ворюга”. Игра-викторина состоит из пяти конкурсов: “Юные биографы”, “Исправь ошибки”, “Узнай предмет”, “Отгадай-ка”, “Кроссворд”. В игре-викторине принимают участие 2 команды, каждая из которых должна дать ответы на все задания на предложенных карточках. 

 

Конкурс 1. “Юные биографы”. 

Необходимо дополнить информацию о К.Г.Паустовском.

  1. К.Г.Паустовский родился в … (Москве).
  2. Однажды в канун Нового года мать будущего писателя положила сыну под елку книгу сказок известного писателя … (Х.К.Андерсена).
  3. К.Г.Паустовский рыбачил с артелью на … (Черном) море.
  4. К.Г.Паустовский всегда мечтал о… (путешествиях и приключениях).
  5. Любимым школьным предметом будущего писателя была … (география).
  6. К.Г.Паустовский много путешествовал, но больше всего его привлекла природа России — … (Мещера).
  7. К.Г.Паустовский узнал о Мещере случайно, рассматривая… (клочок карты, в которую завернули пачку чая).
  8. В детстве К.Г.Паустовский любил фантазировать, представлял себя в различных странах мира и собирался стать… (капитаном дальнего плавания).
  9. Первый рассказ К.Г.Пау­стовского назывался… (“На воде”).
  10. К.Г.Паустовский писал не только сказки и рассказы, но и … (очерки).

 

Конкурс 2. “Исправь ошибки”.

Даны неверные названия произведений К.Г.Паустовского. Учащимся необходимо записать их правильные названия.

“Барсучьи лапы”, “Заячий нос”, “Воробей-ворюга”, “Растрепанный кот”, “Стальной хлеб”, “Теплое колечко”.

Ответы: “Барсучий нос”, “Заячьи лапы”, “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Теплый хлеб”, “Кот-ворюга”.

 

Конкурс 3. “Узнай предмет”.

Предлагаются названия предметов из произведений “Теплый хлеб” и “Барсучий нос”. Необходимо отгадать, к какому из них они относятся.

Сладкая морковка (“Теплый хлеб”);
желтые листья (“Барсучий нос”);
мука (“Теплый хлеб”);
костер (“Барсучий нос”);
снег (“Теплый хлеб”);
картошка (“Барсучий нос”);
тулуп (“Теплый хлеб”);
пень (“Барсучий нос”);
изба (“Теплый хлеб”);
челн (“Барсучий нос”);
вода (“Теплый хлеб”);
щука (“Барсучий нос”).

 

Конкурс 4. “Отгадай-ка”.

Необходимо узнать произведение по цитате (“Барсучий нос”, “Теплый хлеб”, “Мещерская сторона”).

  1. “Но все же этот край обладает большой притягательной силой”. (“Мещерская сторона”.)
  2. “Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз”. (“Теплый хлеб”.)
  3. “Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах”. (“Барсучий нос”.)
  4. “Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней”. (“Мещерская сторона”.)
  5. “Одно только известно, что к вечеру лед треснул, разошелся, ребята и старики нажали — и в мельничный лоток хлынула с шумом вода”. (“Теплый хлеб”.)
  6. “Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли”. (“Барсучий нос”.)

 

Конкурс 5. “Кроссворд”.

Вопросы:

  1. Что произошло в природе после того, как Филька обидел коня? (Метель.)
  2. Что сломалось в деревне из-за сильного мороза? (Мельница.)
  3. Какое чувство заполнило сердце Фильки, когда он исправил свои ошибки? (Доброта.)
  4. Филька забрался на печь и накинул его, чтобы согреться. (Тулупчик.)
  5. О ком рассказывала бабка историю Фильке, которая произошла сто лет назад? (О солдате.)
  6. Кто отправился за помощью в теплые края? (Сорока.)
  7. Как называлась деревня, в которой произошли события сказки? (Бережки.)
  8. Как Филька обозвал коня? (Дьявол.)
  9. Кто забрал себе коня, как только тот появился в деревне? (Панкрат.)
  10. Что стало причиной сильного мороза и метели? (Злоба.)

 

Рефлексия.

Командам предлагается составить синквейн “К.Г.Паустовский”.

Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.

 

Заключительное слово учителя. 

К.Г.Паустовский — удивительный писатель. За свою большую писательскую жизнь ему удалось побывать во многих уголках своей Родины, увидеть множество великолепнейших мест, а затем запечатлеть их на страницах своих бессмертных произведений, которые учат нас быть наблюдательными, осторожными, сочувствовать всему живому, учат самому главному — быть людьми.

Светлана САПУН,
учитель русского языка и литературы 
Ахремовского яслей-сада — средней школы 
Браславского района 
Витебской области.