Эксперты ProfSkills Belarus: конкурсные задания из года в год усложняются, в том числе из-за внедрения новых технологий

- 17:00Репортаж

VI Республиканский конкурс ProfSkills Belarus — 2025, в котором состязались учащиеся колледжей, студенты учреждений высшего образования и молодые специалисты, по мнению организаторов, прошел ярко, успешно и весьма продуктивно. В этом убедилась и корреспондент «Настаўніцкай газеты», посетив площадки чемпионата в столичном Футбольном манеже и спортивно-развлекательном комплексе Falkon Club.

На протяжении 3—4 дней юноши и девушки демонстрировали мастерство в области строительных, производственных, инженерных, информационных и коммуникационных технологий, транспорта и логистики, точного земледелия, социальных и персональных услуг, творческих и педагогических профессий, в моде, поварском и кондитерском деле.

Как обратили внимание организаторы и эксперты, конкурсные задания из года в год усложняются, в том числе из-за внедрения новых технологий. К примеру, у автослесарей появился модуль с заданиями по устранению неполадок в электромобилях, а электрики должны уметь использовать KNX-системы, которые применяются при проектировании электроначинки умных домов с дистанционным управлением. Модельеры разрабатывали эскиз платья с применением компьютерных технологий.

Наблюдая за работой конкурсантов на площадках, где в зависимости от компетенции соревновались от 5 до 10 человек, ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский отметил:  

По многим компетенциям большинство конкурсантов продемонстрировали устойчивые навыки и хорошо справились с заданиями, выполнив их на 70—80 %. Эксперты оценивают их работы вечером последнего конкурсного дня и в каждой из номинаций определяют трех призеров, которые будут награждены медалями, дипломами, денежными призами. Помимо этого, победители и призеры смогут воспользоваться льготами при поступлении в профильные вузы либо при переходе на уровень среднего специального образования, если обучаются в учреждении профессионально-технического образования. Лучшие ребята войдут в состав национальной сборной по профессиональному мастерству и смогут представить страну на международном уровне.

На чемпионате в компетенциях «Технология моды», «Веб-дизайн и разработка», «Малярные и декоративные работы», «Рабочий зеленого строительства», «Овощевод» соревновались и учащиеся с ОПФР.

Одними из последних в заключительный конкурсный день трудились плиточники, парикмахеры, электрики, кондитеры, архитекторы, педагоги. Плиточники завершали облицовку элементов стены и пола, создавая рисунок с аистом, летящим над домом на фоне голубого неба и красного солнца.

Парикмахеры колдовали над праздничными свадебными прическами на коротких волосах с применением накладных длинных прядей. Воспитатели проводили игровые занятия, кондитеры сооружали многоэтажные сладкие конструкции, а педагоги-музыканты за 15 минут придумывали аранжировку мелодии, используя 5—7 музыкальных инструментов и дополняя ее хореографическими элементами. Учителя начальных классов разрабатывали за компьютерами буклеты для родителей на тему «Безопасность в сети Интернет».

На выполнение облицовочных работ было отведено 16 часов. В нашей компетенции соревнуются 9 человек, в том числе по конкурсанту из России и Китая, — прокомментировала мастер производственного обучения Брестского государственного колледжа строителей и эксперт конкурса Вера Кирилюк, наблюдая, как ее воспитанник Никита Кученко заканчивает трудиться. — Как правило, сначала ребята выкладывали плиткой стену, а затем приступали к полу или бордюру. Важно вложиться в отведенное время: если останется хотя бы одна плитка или же бордюр не закончен, задание считается невыполненным.

— А как вы оцениваете подготовку зарубежных гостей? — поинтересовалась у собеседницы, чей учащийся несколько лет назад стал победителем чемпионата, завоевав 1-е место.

Надо сказать, что ребята из России и Китая демонстрируют очень высокое мастерство. Они работают быстро и выполняют многие элементы чище, используют совсем другие приемы. Словом, нам есть чему у них поучиться,ответила В. Кирилюк.

К слову, на то, что у заграничных конкурсантов другие подходы к выполнению заданий, указала и главный эксперт компетенции «Парикмахерское искусство» Марина Булдык:

— Работа наших гостей отличается отточенностью движений, экономией времени и ресурсов. Конкурсанты выполняли 5 модулей. Среди них женская салонная стрижка с применением метода точной стрижки на основе востребованного во все времена каре. Одну мужскую стрижку нужно было сделать с оформлением бороды и усов, другую — с применением элемента «фейд»: перехода от коротких волос к длинным. Еще одно заданиемужская химическая завивка для создания эффекта встрепанных волос, что востребовано сегодня среди юношей. И напоследок — прическа невесты.

При этом мастер обратила внимание на заметно растущий с каждым годом профессионализм участников. 

А что будущие педагоги? Свои умения демонстрировали воспитатели, учителя начальных классов и музыки. 

В этом году в компетенции «Начальное образование» необходимо было выполнить 4 модуля. Первый — домашнее задание: реклама методического приема. Конкурсанты демонстрировали актуальность, преимущества, практическую значимость и универсальность методического приема, который можно использовать на разнообразных учебных занятиях. Второй и главный модуль — фрагмент учебного занятия «Литературное чтение», где нужно продемонстрировать методы и приемы формирования функциональной грамотности, что сейчас очень актуально в образовании. Следующий модуль — разработка и демонстрация фрагмента мероприятия, посвященного семейному и гендерному воспитанию, и четвертый — создание буклета на заданную тему, — рассказала главный эксперт компетенции Виктория Павловец.

Выполнив последнее задание в компетенции «Дошкольное образование», эмоциями и впечатлениями поделилась учащаяся 2-го курса Минского городского педагогическом колледжа Екатерина Андиева:

— Конкурс — прекрасная возможность совершенствовать свои навыки и умения. Профессию воспитателя я выбрала неслучайно. Мои бабушка и мама — педагоги дошкольного образования. Мне тоже очень нравится работать с маленькими детьми, в чем я убедилась, побывав на практике в трех учреждениях дошкольного образования.      

В ходе деловой программы участники ProfSkills Belarus представили опыт развития системы профессионального образования своих стран, смогли обменяться мнениями и видением дальнейшего совершенствования системы.

— Очень полезен опыт Китая, где сейчас идет модернизации системы с акцентом на цифровых технологиях, новых технологических решениях, что позволяет вывести специалистов на более высокий уровень квалификации и подготовки. С КНР, где готовят специалистов по искусственному интеллекту и это является отдельной специальностью, мы тесно сотрудничаем.  К внедрению подобной новации, мы, пожалуй, еще не готовы, но хотим заимствовать какие-то образовательные модули с акцентом на технологиях, которые надо внедрять в разные сферы, — пояснил В. Голубовский.

Шаги нашей страны по модернизации профобразования также оказались весьма полезными для коллег.  

— Узбекистан тоже идет по пути создания единых колледжей, в которых реализуются разноуровневые образовательные программы профессионального образования, и центров компетенций. РИПО, в частности, оказывает методическую поддержку. Мы адаптируем наши учебные планы под них, обучаем узбекских мастеров-преподавателей, даем рекомендации по созданию инфраструктуры центров компетенций. Подобный запрос есть и у коллег из Зимбабве, — ознакомил с деталями международного сотрудничества ректор РИПО.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора