Будущее, как известно, зависит от того, как и кого мы воспитаем сегодня. Стране нужны образованные, креативные, инициативные, самостоятельные молодые люди, способные осваивать новые технологии, развивать экономику. А еще и ответственные, готовые действовать и отвечать за результаты своей жизнедеятельности, с пользой для себя и для тех, кто рядом, т.е. для социума, общества, страны.
Сегодня мы воспитываем “цифровое” поколение, которое живет и социализируется в виртуальном мире. В своем подавляющем большинстве современные школьники не общались непосредственно с живыми свидетелями героического прошлого Беларуси. Историческая память может просто исчезнуть, превратиться в некую абстрактную информацию, если мы не будем ее формировать у подрастающего поколения. Причем речь идет не только о нашем военном прошлом. Это в целом тот путь, который прошел наш народ, уроки прошлого, светлые и трагические. Но есть в исторической памяти те ключевые вехи, которые определили настоящее страны, — героическое военное прошлое в первую очередь. Поэтому сегодня, когда живых свидетелей, отстоявших страну, становится все меньше, важно передать молодому поколению память — то святое, ценное, чего не отнять у каждого из живущих.
Сегодня на молодого человека обрушивается огромный поток информации, в котором ему самостоятельно порой сложно разобраться. К тому же многие факты героического прошлого белорусов именно сегодня подвергаются искажению, а победу, которую одержали мои деды и прадеды, хотят присвоить себе те, кто посягает на нашу независимость. А я знаю и помню, как семья моей малолетней мамы спасла сбитого советского летчика и прятала его в подвале своего дома. И в моей памяти сохранились рассказы родного воевавшего деда, я видела его награды… Для того чтобы сформировать верное представление о настоящем и о прошлом, ценностное отношению к миру и свободе, нужно системно и последовательно не просто информировать об этом подрастающее поколение, а превратить эту информацию в личностно значимое знание. Предоставить возможность прочувствовать историю, прикоснуться к ней своим сердцем и душой.
Наш педагог, классный руководитель 3 класса Людмила Михайловна Бушуева, перед летними каникулами предложила детям и их родителям найти материал о героическом прошлом своих родных — бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Родители хором ответили, что в их семьях нет героев, есть обычные люди, которые в те далекие годы просто выполняли свой долг.
Тем не менее призыв учителя получил живой отклик, были изучены семейные архивы, данные интернет-порталов, отобраны материалы, которые сохранили память о героическом прошлом членов семей, прошедших Великую Отечественную войну. Нашли ордена, медали, фотографии. В некоторых семьях сохранились пилотки, военные планшеты. Даже письмо-треугольник. Через год была готова книга “Беларусь помнит”. В ней 22 истории.
Начинается книга с рассказа классного руководителя о своем дедушке. Читая каждую из новелл, ты понимаешь: герои есть в каждой семье. Каждый рассказ книги — это не просто изложение фактов и военной биографии дедов, прадедов и прапрадедов четвероклассников. Это личностное отношение юных белорусов к истории нашей страны и героическому подвигу белорусского народа. Такой своеобразный мостик, который построили дети вместе со своими родителями. Мостик между прошлым и настоящим, который формирует национальный код и помогает молодым белорусам прикоснуться к героическим страницам национальной гордости, а значит, осознать цену мира и свободы.
Как абсолютно точно замечает в предисловии книги классный руководитель, к инициативе может присоединиться каждый белорус. Просто надо найти время и сделать это. Главное — помнить. И начинать надо с себя.