Объем информации, доступной современному школьнику, значительно превышает его возможности воспринимать этот объем. Информационная перегрузка стала опасным фактором, негативно воздействующим и на работоспособность, и на здоровье юных пользователей. Особую тревогу вызывают в этом контексте подростки, т.к. ослабленный гормональной перестройкой организм чрезвычайно остро реагирует на перегрузки любого рода – как физические, так и психические. Тем не менее, ощущая себя продвинутыми по сравнению с родителями – пользователями современных ИКТ, подростки не сразу могут заметить негативные для себя последствия информационного воздействия бесконтрольно потребляемого контента и, как правило, не способны вовремя принять необходимые меры. Что должны знать родители и учителя, чтобы уберечь своих детей и учеников от нарастающего с каждым годом потока разнообразной информации?

Издержки «кнопочной грамотности»
К факторам, вызывающим информационную перегрузку, относятся:
- потребление большого объема информации;
- медиамногозадачность (использование нескольких гаджетов; переписка в нескольких мессенджерах и в электронной почте одновременно);
- быстрый и круглосуточный доступ к знаниям;
- противоречивость и/или недостоверность поступающей информации.
Накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий достоверно судить о последствиях информационной перегрузки. Основные из них:
- снижение продуктивности в деятельности и работоспособности;
- проблемы с принятием решений и в итоге – отказ от выбора конструктивных вариантов деятельности;
- стресс, эмоциональное выгорание, психосоматические расстройства;
- повышение частоты дезадаптивных состояний в результате получения человеком недостоверной и/или негативной информации;
- возникновение интернет-зависимости и других видов киберзависимостей [4].
Можно с большой, к сожалению, долей вероятности предположить, что многие наши читатели наблюдали эти опасные проявления в поведении своих учеников или слышали жалобы на подобные состояния у детей от их родителей. И это вполне объяснимо. Перегруженный разносторонней информацией мозг перестает адекватно воспринимать новые знания. У ученика ослабляется способность думать – он не может построить причинно-следственные связи, плохо усваивает программный материал и не способен к систематизации знаний. Также у подростка снижаются творческий потенциал и интеллектуальные способности – он не в состоянии перенести получаемые сведения на новые ситуации и ввиду этого остается на уровне «сделай по образцу». Одновременно, как правило, притупляется и способность принимать решения: школьник не может без посторонней помощи решать учебные задачи, и, соответственно, у него не формируются навыки самостоятельной работы. Именно с информационной перегрузкой связаны угасание у современных учеников вычислительных навыков и конкурирующих способов познания (например, самостоятельная выработка новых знаний и способов получения, обработки информации), снижение способности принимать рассудочные решения, в результате – возникновение «кнопочной грамотности», приводящей к недостаточности развития психофизиологической моторики [2].
Переизбыток разнородных сведений ввиду неконтролируемого использования интернета влечет за собой интернет-зависимость как форму отклоняющегося поведения, навязчивого желания вновь и вновь возвращаться в виртуальное пространство. Такая зависимость проявляется в виде нарушений на психофизическом, индивидуально-психологическом уровнях и на уровне социальных установок. Для подверженных интернет-зависимости молодых людей характерны сниженный уровень психологического благополучия, низкая степень заботы о людях и о природе, негативное отношение к чувству долга и традициям, низкая степень личной и общественной безопасности [2].
Диапазон и риски информационного шума
А что думают по поводу информационной перегрузки сами школьники? Выяснение этого было целью нашего опроса, проведенного среди старшеклассников одной из школ Заводского района г. Минска.
Информацию, находящуюся за пределами информационных потребностей индивида в конкретный момент времени и мешающую поиску и переработке релевантной информации, ученые называют информационным шумом. «Повышение уровня информационного шума в коммуникативной среде, – предупреждают они, – провоцирует развитие психологических механизмов фильтрации входящих сообщений без их полной интерпретации» [3]. Явление это может быть как полезным – предотвращать перегрузку мозга, так и вредным – перекрывать усвоение полезной и необходимой информации. Для изучения влияния «информационного шума» на психические и физические процессы школьникам были заданы следующие вопросы.
- Что вы понимаете под информационным шумом?
Самыми распространенными оказались ответы: ненужная реклама в интернете, уведомления; просьбы поставить лайк и подписаться на канал; ненужные сообщения (sms от человека, с которым я не хочу общаться); бесполезный текст при поиске конкретного ответа на запрос; ненужные разговоры с окружающими; непрошеные советы; гиперопека со стороны взрослых (разговоры взрослых со мной как с маленьким ребенком). Единичные мнения – сложный материал урока, непонятное объяснение нового материала на уроке.
Наш вывод. Информационный шум для подростков не ограничен рамками интернет-технологий и включает в себя коммуникативные разногласия, возникающие при непосредственном общении. Информационным шумом для некоторых школьников становится сложный учебный материал, который они не в силах осмыслить. Это указывает на серьезную проблему: кажущиеся либо реальные для подростка затруднения, невозможность либо неумение решать интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные задачи приводят к игнорированию важной информации и препятствуют позитивным личностным изменениям.
Обращают на себя внимание и такие ответы старшеклассников: «Информационный шум для меня – текст на неудачном фоне или рядом со скучной картинкой»; «Информационный шум – это отсутствие изображений или наоборот текст со сложными таблицами и схемами». Это подтверждает отмечаемую учеными особенность современных подростков: «явное предпочтение не тексту, а изображению, к невербальной форме общения. Изображение, ранее игравшее (чаще всего) вспомогательную роль иллюстрации к тексту, начинает превалировать, зачастую сводя роль текста к сопроводительной, пояснительной, подчиненной» [3]. Иными словами, мы сталкиваемся с феноменом так называемого клипового сознания, характеризующегося низкой способностью человека к пониманию абстрактных понятий; ориентацией на работу с информацией, подготовленной для удобного восприятия, и предпочтением коротким текстам. С одной стороны, такая особенность восприятия позволяет молодым людям при поиске нужного материала охватить большой объем информации в единицу времени, но с другой – негативно сказывается как на процессах понимания учебного, научного текста, так и на понимании самой реальности. Воспринимая информацию фрагментарно, подросток не может сосредоточиться на чем-то одном и постоянно перескакивает на другое. Это существенно тормозит развитие мыслительных процессов и затрудняет непосредственное взаимодействие.
- К чему приводит информационная перегрузка?
Последствия, названные нашими респондентами: головная боль (90%); проблемы с глазами (75%); проблемы со сном и аппетитом (70%); усталость, раздражительность (67%); проблемы с мышлением (60%); плохое настроение (54%); проблемы с общением (48%); зависимость от интернета (36%); ухудшение самочувствия (30%).
Наш вывод. Сами подростки вполне осознают негативное влияние информационной перегрузки и в целом осведомлены о ее симптомах.
- Как помочь себе в ситуации информационной перегрузки?
Способы, предложенные нашими респондентами: выключать звук мобильного устройства либо выключать на время гаджет (65%); игнорировать ненужную информацию, установить блокировщик рекламы (60%); обеспечить себе время тишины каждый день (50%); научиться распознавать важную информацию и отделять ее от неважной (46%); отдыхать, развлекать себя (45%); заниматься спортом (39%); уединяться, бывать в одиночестве (34%); планировать день, ставить цели (30%).
Наш вывод. Принявшие участие в опросе школьники имеют адекватное представление о правильных способах профилактики информационной перегрузки. Следовательно, эти представления могут служить основой для эффективной выработки у подростков соответствующего навыка совладания с профицитом информации. В единичных ответах присутствовали высказывания: «не знаю, не сталкивался с перегрузкой», «сами подростки себе не помогут, надо чтобы взрослые вмешались».
- Какой может быть помощь подростку со стороны родителей?
Респонденты считают, что повлиять на информационную перегрузку школьников родители могут следующим образом: поговорить с сыном (дочерью) (84%); чаще проводить время вместе (71%); интересоваться делами сына (дочери) (62%); найти общие интересы, быть на одной волне с подростком (45%); перестать кричать и ругать сына (дочь) (35%); больше уделять времени своим детям (28%). Единичные ответы – забрать на время телефон; установить правила пользования интернетом; ограничивать время для игр; поздно уже как-то влиять, надо было в детстве приучать.
Наш вывод. Основной детерминантой помощи подростку по снижению информационной нагрузки должно стать установление подлинного контакта между родителями и их детьми. Ответы наших респондентов свидетельствуют о том, что они искренне желают таких контактов и имеют собственные суждения о наиболее эффективных способах и приемах этого взаимодействия: вместе играть в настольные игры; устраивать семейные спортивные состязания; спросить у подростка, как дела, как прошел день; съездить вместе на экскурсию или на рыбалку и т.д. Данные идеи взяты из жизни самих респондентов, но это как раз то, в чем они испытывают дефицит. Так или иначе проведенный нами опрос показал: повышению устойчивости школьников к информационной перегрузке прежде всего способствует доверительное общение с родителями, своевременная помощь в вопросах восприятия и переработки информации различного характера.
Рекомендации родителям
- Начните с себя: разумно используйте интернет-ресурсы, установите здоровый баланс между трудом и отдыхом, активно внедряйте в жизнь приемы профилактики стресса и эмоционального выгорания.
- Помните: доверительное общение с сыном (дочерью) легче помогает вовремя идентифицировать информационный шум и определить оптимальные меры защиты от него.
- Учитывайте возрастные потребности подростка, организуя совместные семейные дела и выбирая формы общего досуга. Это стимулирует интерес взрослеющего человека к семейным традициям, получению эстетически и морально ценной информации, развивает социальные навыки, упреждает негативное влияние информационного шума.
- Попробуйте совместно с сыном (дочерью) использовать интернет-ресурсы. Так вы сможете на личном примере продемонстрировать приемы противодействия информационному шуму. Это поможет выработать общие критерии оценки поступающей из разных источников информации.
Рекомендации подросткам
- Примите во внимание: проблема информационной перегрузки может коснуться любого современного человека. Даже самый продвинутый пользователь не застрахован от негативного влияния интернет-ресурсов, если вовремя не включит самоконтроль.
- Согласитесь с тем, что не каждый непонятый или непринятый вами эпизод непосредственного общения с учителями, родителями, сверстниками есть информационный шум. Часто затруднения в общении требуют осмысления и выработки новых стратегий поведения, а не игнорирования.
- Обращайтесь за помощью к родителям, учителям или к психологу в случае, если заметили ухудшение физического и психологического здоровья, вызванного информационной перегрузкой.
Рекомендации учителям
- Для предупреждения информационной перегрузки у учащихся необходимо учитывать как психологические особенности восприятия ими материала урока, так и личностные особенности, способствуя трансформации клипового мышления в аналитическое.
- Разнообразьте формы уроков и внеклассных занятий, грамотно и экологично используйте гаджеты. Обучайте школьников продуктивным способам борьбы с информационным шумом.
- Выстраивайте доверительные отношения с учениками, рассказывайте им о профилактике стресса, признаках информационной перегрузки, о необходимости самим заботиться о предотвращении интернет-зависимости.
- Формируйте у учеников критическое мышление и функциональную грамотность, старайтесь подавать им пример рационального и безопасного использования любой информации.
Резюме автора
Профилактика информационной перегрузки школьников, формирование у них способности отличать информационный шум от информации, соответствующей действительным образовательным, познавательным, досуговым потребностям, – важнейшая задача педагогов. От эффективности ее решения зависят не только академические успехи учащихся, но и их психологическое здоровье.
Литература
- Корягина, Т. М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Т. М. Корягина; [Место защиты: Российский университет дружбы народов (РУДН)]. – М., 2019. – 24 с.
- Меркурьева, Ю. А. Дифференцированная психологическая коррекция расстройств привычек и влечений в форме интернет-зависимости у подростков: автореферат дис. … кандидата медицинских наук: 19.00.04 / Ю. А. Меркурьева; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации]. – М., 2022. – 24 с.
- Миронов, Д. Ф. Информационный шум и образовательный процесс/ Д. Ф. Миронов // Вестник СПбГИК. – 2015. – № 4 (25). – С. 24–30.
Фото на превью с сайта pixabay.com,
носит иллюстративный характер