“Как хорошо уметь читать…”

- 11:31Партфоліа

Современные младшие школьники мало читают, предпочитают книге компьютер, их чтение в основном беглое, поверхностное, что отражается на восприятии произведения. Решить эти проблемы помогает система упражнений на развитие выразительности чтения.

Не секрет, что, для того чтобы научиться читать выразительно, учащимся необходимо овладеть определенными знаниями и умениями. Учитывая возраст младших школьников, невозможно сформировать все умения сразу, они вырабатываются последовательно, одно за другим в процессе изучения учебного предмета. 

Работа по развитию выразительности чтения у учащихся проходит по трем направ­лениям, представленным в кластере “Основы выразительного чтения” (рисунок 1).

Развивать выразительность чтения начинаю с первых уроков обучения чтению. Объясняю детям, что для того, чтобы научиться правильно и красиво читать, нужно уметь управлять своим дыханием, контролировать осанку и понимать то, о чем читаешь. Поэ­тому в каждый урок включаю упражнения дыхательной гимнастики. Они помогают детям учиться грамотно расходовать воздух при произнесении слова или фразы, неслышно добирать его во время паузы, дышать во время чтения легко и естественно. Эффективными для тренировки дыхания являются упражнения:

“Свеча”

Глубоко вдохни, задержи дыхание и медленно подуй на воображаемое пламя свечи. Постарайся дуть так, чтобы пламя легло, и удерживай его в таком положении до конца выдоха.

“В лесу”

Представь, что ты заблудился в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнеси “ау”. Меняй интонацию и громкость и поворачивайся то влево, то вправо. Повтори пять-шесть раз.

Параллельно работаю над четким произношением звуков, над неторопливым темпом и ритмом речи, умеренной громкостью при чтении, правильным интонированием слов, строк и целых строф. Эти упражнения с последующим усложнением направлены на артикуляцию различного рода сочетания звуков. Например, АОУИЭЕ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ; МЫ — МЭ — МА — МО — МУ МИ — МЕ — МЯ — МЁ — МЮ; МЫМЫМЫ — МЭМЭМЭ — МАМАМА — МОМОМО — МУМУМУ. Прошу детей произнести каждый слог 3—5 раз решительно и твердо, обязательно даю учащимся четкую установку следить за тем, чтобы губы были подвижными и дети почувствовали напряжение артикуляционных мышц.

С целью заинтересовать учащихся и мотивировать к деятельности знакомлю их с фу­туристическими стихотворе­ниями В.Хлебникова “Бобэоби пелись губы…”, “Кузнечик”.

Регулировать речевое дыхание, вырабатывать отчетливое произношение отдельных звуков и слов, развивать силу и благозвучность голоса помогают скороговорки. Они развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Для того чтобы развивать голос, делать его красивым, приятным, “полетным”, выполняем с детьми упражнения с использова­нием скороговорок и небольших стихов, изменяя при чтении силу голоса, повышая и понижая тональность. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не съедая окончания. Самые трудные слова сначала учу произносить по несколько раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, осмысленно, без напряжения. Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, предлагаю детям произносить их с определенным намере­нием — удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь (Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Хорош пирожок — внутри творожок).

Обучать выразительному чтению важно на основе комплексного анализа произведения: выяснения главной мысли, понимания идеи произведения, авторской позиции в нем и уместности использования средств художественной выразительности. Поэтому при анализе текста способствую тому, чтобы учащиеся смогли понять текст, представить героев, картины, нарисованные автором, разобраться в эмоциональной окраске произведения, характеристике образов, ситуациях, описываемых в произведении. Содержание становится доступным тогда, когда учащийся понимает подтекст произведения. Для этого так важно находить слова, которые отражают эмоции героев; определять их состояние, соотносить героя и его поступки, чувствовать симпатию или антипатию к нему. Создаю условия для эмоционального восприятия содержания текста, учу давать личностную оценку произведению. Например, при анализе рассказа Янки Брыля “Просто и ясно” использую упражнения, направленные на формирование умения анализировать художественный текст, что является неотъемлемой частью системной работы по развитию выразительности чтения: в чем проявляется любовь матери к сыну? Какими словами передает автор свою любовь к матери? Прочитайте с нежностью и теплотой эти строки. Как меняется настроение в рассказе? Подумайте, что пережил автор, когда остался без мамы? 

В результате проделанной работы заметно усовершенствовалось умение учащихся использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, управлять ­дыханием и работать над дикцией, правильно анализировать текст, мысленно воссоздать образы, созданные автором.

Елена НАПРЕЕНКО, 
учитель начальных классов Климовичской районной гимназии имени И.С.Николаева
Могилевской области.