Как Национальный институт образования готовится к новому учебному году

- 11:00Актуально, Компетентно, Образование

О том, как Национальный институт образования готовится к новому учебному году, корреспондент “Настаўніцкай газеты” поговорила с заместителем директора по методической работе Людмилой Романовской.

С обратной связью 

— Людмила Анатольевна, еще не закончился 2022/2023 учебный год, а Национальный институт образования, знаем, уже практически готов к новому учебному году. Это так?

— Безусловно, мы готовы. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования — одна из важнейших задач в деятельности нашего института. Причем подготовка к выпуску учебных изданий, которые необходимо обновить к следующему учебному году, с учетом срока их использования, началась задолго до сегодняшнего дня.

Поскольку учебные пособия переиздаются с определенной периодичностью (она зависит от того, как часто пособия используются), к 1 сентября 2023 года к повторному выпуску подготовлен ряд учебных изданий, впервые увидевших свет в 2015—2018 годах.

Конкретизирую. Это учебное пособие “Человек и мир” для 1 класса; учебные пособия “Беларуская мова”, “Літаратурнае чытанне”, “Русский язык”, “Английский язык” для 3 класса; учебные пособия для 6 класса “История Беларуси с древнейших времен до конца XV в.”, “История Средних веков”, “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)”; учебные пособия для 7 класса “Химия”, “География. Материки и океаны”, “Беларуская літаратура”, “Русская литература”, “Английский язык”, “Трудовое обучение. Обслуживающий труд”; учебное пособие “Биология” для 8 класса.

— При повторном выпуске учебные пособия наверняка претерпевают какие-либо изменения. Как идет процесс их совершенствования?

— Процесс подготовки учебных пособий к переизданию продолжительный и напряженный, повторный их выпуск априори подразумевает не стереотипность, а совершенствование. Для этого мы используем широкий спектр каналов обратной связи, а именно: опытную проверку учебных пособий, изучение степени удовлетворенности учителей, учащихся и их законных представителей качеством учебных пособий (в рамках республиканского мониторинга качес­тва общего среднего образования). Важны также социальная экспертиза (получение информации о качестве учебных пособий посредством обращений на на­цио­нальный образовательный портал, в ходе мероприятий для учителей с участием авторов учебных пособий и т.п.) и онлайн-анкетирование учителей и учащихся по вопросам использования учебных пособий.

В онлайн-анкетировании по вопросам использования учебных пособий, в том числе и подготовленных к переизданию, приняли участие более 170 тысяч учащихся и более 50 тысяч учителей. С результатами анкетирования можно ознакомиться на национальном образовательном портале в разделе “Новые учебники. Новые учебные программы”.

Отдельно остановлюсь на опытной проверке. Это действенный механизм изучения качества учебных пособий перед подготовкой к переизданию, хорошо себя зарекомендовавший еще в советское время. Опытную проверку проводят учителя-практики, которые в течение года работают с учебным пособием, анализируют его методический потенциал. Экспертные заключения обобщаются и анализируются, обсуждаются на круглых столах с авторами учебных пособий с целью их последующей доработки.

Все учебные пособия, подготовленные к новому учебному году, также прошли опытную проверку и доработаны с учетом ее результатов.

За период с 2016 по 2022 год опытную проверку прошли 109 учебных пособий. В ней участвовали 1042 педагога из 800 учре­ждений образования. В 2022/2023 учебном году завершается опытная проверка еще 24 учебных пособий, которая проходит на базе 226 учреждений общего среднего обра­зования.

Эффективной формой обсуждения учебных пособий стали диалоговые площадки, цель которых — обеспечить объективный взгляд на практику применения школьных учебников, наметить пути решения выявленных проблем.

Больше иллюстраций и аудиогид

— Людмила Анатольевна, что конкретно изменилось в учебных изданиях, переизданных к новому учебному году?

Доработка коснулась как основного текста, так и содержания рубрик, системы вопросов и заданий, оформления и дизайна, иллюстративного материала. Убеждены, внесенные изменения и дополнения сделали учебные пособия более качественными и современными, и это обеспечит эффективность образовательного процесса.

Так, по сравнению с предыдущим, значительно изменилось учебное пособие “Человек и мир” для 1 класса. Авторы откорректировали содержание с учетом рекомендаций участников опытной проверки: в разделе “Что такое природа” переработан иллюстративный материал, отредактированы формулировки ряда заданий и вопросов, к некоторым темам добавлены тексты. Разработаны и представлены в оригинальном оформлении страницы с обобщающими вопросами и заданиями, сформулированными по принципу “Верно ли, что…”. Улучшено иллюстративное оформление.

Изменения коснулись и переиздаваемых учебных пособий по русскому и белорусскому языкам для 3 класса. В учебном пособии “Беларуская мова” по предложению учителей перераспределены словарные слова, что позволит оптимально обеспечить языковым материалом контрольные словарные диктанты. В первую часть добавлен список словарных слов. Уменьшен объем некоторых домашних заданий. В переиздаваемом учебном пособии появилось новое условное обозначение, которое в домашних упражнениях выделяет задание для выполнения по желанию. Больше внимания уделено вопросу овладения новой лексикой, в связи с чем увеличено количество слов в рубрике “Словарь”, где дается их толкование. Добавлен ряд иллюстраций для объяснения значений отдельных слов наглядными средствами. Эффективной работе учащихся с языковым материалом будут содействовать обновленные алгоритмы и схема на форзаце “Будова сказа”. В учебном пособии предусмотрен доступ к дополнительным материалам единого информационно-образовательного ресурса https://eior.by.

Учебное пособие “Русский язык” дополнено заданиями, которые носят проблемный характер и предполагают множественность решений с учетом знаний и умений учащихся, их жизненного опыта. Уменьшено количество текстов для списывания. В учебном пособии представлен новый материал для изучения раздела “Глагол”, доработана система вопросов и заданий к данному материалу, это позволит учащимся осуществлять самоконтроль и самооценку.

Учебные пособия для 6 класса “История Беларуси с древнейших времен до конца XV в.”, “История Средних веков” доработаны по результатам опытной проверки. Их структура и навигационный аппарат приведены к единообразию, обновлен иллюстративный материал.

С целью совершенствования учебного пособия “География. Материки и океаны” для 7 класса изменена последовательность изучения тем в разделе “Региональный обзор земного шара”, разгружен и сокращен текст некоторых параграфов учебного пособия. С помощью QR-кодов обеспечен доступ к видеороликам, 3D-панорамам, веб-камерам, позволяющим понаблюдать, в том числе в режиме реального времени, за природными процессами и явлениями. При доработке учебного пособия в целях формирования функциональной грамотности учащихся была усовершенствована система вопросов и заданий. Также было уменьшено количество основных понятий и объектов географической номенкла­туры.

При доработке учебного пособия “Химия” для 7 класса исключены некоторые сложные элементы содержания, сокращено общее количество изучаемых понятий и объектов. Добавлен элемент содержания “Химия и защита окружающей среды”. В руб­рике “Домашний эксперимент” учащимся предложены практико-ориентированные задания творческого характера, предполагающие формирование и развитие метапредметных компетенций.

С целью совершенствования в учебное пособие “Биология” для 8 класса также был внесен ряд изменений. Так, к главам 2—8 разработаны обобщающие таблицы, содержащие ключевую информацию по основным признакам изучаемых типов (классов) представителей животного мира; уменьшено количество обязательных для усвоения учащимися биологических терминов и понятий; сокращено количество параграфов, устранены неточности.

При подготовке к повторному выпуску учебного пособия “Русская литература” для 7 класса откорректирован теоретический материал, материал введения представлен в виде схем и таблиц; доработаны вопросы к поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, к поэме А.Т.Твардовского “Василий Теркин”, обновлен материал об А.Г.Алексине. С помощью QR-кода можно быстро перейти к выполнению интерактивных заданий.

При подготовке к выпуску учебного пособия “Беларуская літаратура” для 7 класса внесены исправления в статьи по теории литературы, изменена форма представления части теоретического материала; иллюстративный ряд дополнен портретами писателей (в предыдущем издании использовались ссылки на дополнительные источники); ко всем главам представлены эпиграфы. Обновлены произведения для изучения.

Существенно доработано также учебное пособие “Искусство (отечественная и мировая художественная культура)” для 6 класса: его содержание стало более практико-ориентированным, в него включены творческие уроки, позволяющие учителю более эффективно организовать в конце каждой четверти промежуточную аттестацию. Обновлен список художественных произведений, скорректированы вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями шестиклассников, упрощен переход по QR-коду к электронному приложению, разработанному к данному учебному изданию (ранее оно размещалось на CD-диске).

— Коснулась ли доработка учебного пособия “Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку”, которое ежегодно вручается первоклассникам в День знаний?

— В этом году пособие оснащено аудио­гидом. Его страницы стали “говорящими”: с помощью мобильного устройства учащиеся смогут прослушать информацию по теме, которой посвящен разворот пособия. Также в учебное пособие включены новые фотографии, увеличено количество 3D-моделей.

Отвечая на запросы практики

— Масштабное обновление содержания общего среднего образования, сопровождавшееся разработкой новых учебных пособий, завершено в 2021 году. Означает ли это, что в ближайшее время выпуска новых учебных изданий не предвидится?

— Разработка и выпуск учебных пособий обусловлены потребностями образовательной практики, поэтому мы, отвечая на ее запросы, постоянно устремлены вперед. К 2023/2024 учебному году подготовлено абсолютно новое учебное пособие по допризывной подготовке для 8 класса кадетских училищ, специализированных лицеев, учреждения образования «Минское суворовское военное училище». Сейчас завершается апробация учебных материалов, включенных в учебное пособие, которая проходила в течение 2022/2023 учебного года на базе 11 учреждений образования. В их числе — семь областных кадетских училищ, Полоцкое кадетское училище, Минское суворовское военное училище, Специализированный лицей Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

К новому учебному году учебное пособие будет полностью готово. В его разработке приняли участие высокопрофессиональные авторы — ведущие специалисты Военной академии Республики Беларусь, Белорусского государственного медицинского университета.

В продолжение данной работы в 2023/2024 учебном году пройдет апробация материалов, разработанных для 9 класса; выпуск учебного пособия по допризывной подготовке для девятиклассников кадетских училищ, специализированных лицеев, суворовского военного училища запланирован к 2024/2025 учебному году.

В перспективе — разработка учебного пособия «История Беларуси в контексте всемирной истории» для 10 класса учреждений общего среднего образования. После апробации материалов учебного пособия в 2023/2024 учебном году учебное издание появится в школах и гимназиях к 1 сентября 2024 года. Разработка учебного пособия осуществляется в соответствии с планом реализации Концепции школьного исторического образования авторским коллективом, включающим ведущих ученых-историков нашей страны, а также опытных учителей-практиков и методиста.

К числу новых учебных пособий, подготовленных к 2023/2024 учебному году, следует отнести сборник задач по геометрии для 7—9 классов, два сборника задач для 11 класса — по физике и химии.

Структура учебного пособия «Сборник задач по геометрии» для 7—9 классов построена в соответствии со структурой действующих учебных пособий по геометрии. Пособие содержит в том числе задания повышенного уровня сложности. Ко всем предложенным в сборнике заданиям приведены ответы. Учебный материал направлен на формирование у учащихся способов деятельности, предусмотренных учебной программой по учебному предмету и необходимых для успешного продолжения обучения на III ступени общего среднего образования.

Учебное пособие «Сборник задач по физике» для 11 класса содержит качественные, графические и расчетные задачи (1055) по семи разделам: «Механические колебания и волны», «Электромагнитные колебания и волны», «Оптика», «Основы специальной теории относительности», «Фотоны. Действия света», «Физика атома», «Ядерная физика и элементарные частицы».

Приводятся задачи пяти уровней сложности, что соответствует требованиям 10-балльной системы оценки знаний. В пределах каждой темы задачи расположены в порядке возрастания сложности. Ко многим задачам приведены поясняющие рисунки, схемы и графики.

В начале каждой темы в таблице приводятся краткие сведения из теории физики, необходимые для решения задач по данной теме. В конце пособия приведены ответы к решению количественных задач, в приложении содержатся справочные материалы.

В сборнике задач по химии удачно сочетаются разные типы заданий: задачи, цепочки превращений, тестовые задания, теоретические вопросы. Задания ориентированы на формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы из предъявленной информации, что соответствует компетентностному подходу к организации образовательного процесса.

Воспитательному потенциалу — особое внимание

— Людмила Анатольевна, на какие аспекты, по мнению Национального института образования, учителям необходимо обратить особое внимание при организации образовательного процесса в 2023/2024 учебном году?

Есть ряд аспектов, требующих особого внимания педагогических работников, остановлюсь на нескольких наиболее важных.

Во-первых, использование в образовательном процессе информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. В рамках расследования получены сведения, в том числе ранее неизвестные, о населенных пунктах, полностью либо частично уничтоженных в годы оккупации и не восстановленных после войны.

В соответствии с заключением временной межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 01.12.2022 № 409р для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела, «Хатынский список» дополнен 30 населенными пунктами, разделившими судьбу деревни Хатынь. Установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень — не менее 216. Также установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов — не менее 10 961.

В содержание электронных версий учебных пособий по учебным предметам «Человек и мир» для 4 класса, «История Беларуси» для 9 и 11 классов внесена представленная временной межведомственной рабочей группой информация в виде подстрочных сносок.

Во-вторых, в 2023/2024 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, к созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать поддержанию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебных программах.

И третий из наиболее важных аспектов. В ноябре 2023 года планируется проведение нового для страны мониторингового исследования — национального исследования качества образования (НИКО), в котором примут участие учащиеся 10 класса, учащиеся первого курса учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

НИКО направлено на проверку функциональной грамотности учащихся — способности, обеспечивающей эффективное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности.

Исследование предполагает выполнение диагностической работы, продолжительность которой составит 90 минут, и анкетирование учащихся и педагогических работников. Каждый учащийся (участник НИКО) получит вариант работы, содержащий задания по двум видам функциональной грамотности: читательской и математической либо естественно-научной и финансовой. 

Главной особенностью диагностической работы является ориентация на проверку способностей учащихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях.

Актуальную информацию о подготовке к исследованию можно найти на национальном образовательном портале.

Тренировочные варианты диагностической работы будут размещены в начале 2023/2024 учебного года.

Формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов предполагает развитие способностей использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Процесс формирования функциональной грамотности требует от учителя использования методов и приемов обучения, позволяющих развивать инициативную, самостоятельную и творчески мыслящую личность:

  • коммуникативный метод, включающий приемы: дискуссия, дебаты, устная презентация, публичное выступление, высказывание собственной точки зрения, интервью и др.;
  • эвристический метод, включающий приемы: мозговой штурм, нахождение аналогий, функциональный анализ, эвристические наблюдения, эвристические вопросы и др.;
  • метод проектов, включающий приемы: выдвижение гипотезы (предположения), доказательство выдвинутой гипотезы (предположения), продолжение исследования и др.;
  • проблемный метод, включающий приемы: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, анализ проблемной ситуации, нахождение причинно-следственных связей, решение проблемной ситуации и др.

Ведущая роль в формировании функциональной грамотности отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации. Для их выполнения необходимо использовать межпредметные знания и умения, универсальные учебные действия, включая критическое и креативное мышление, навыки поиска и переработки информации.

В образовательный процесс целесообразно включать задания по различным направлениям функциональной грамотности, направленные на:

  • трактовку учащимися информации об объекте, представленной в текстовой или графической форме;
  • выделение сходных и различных свойств изучаемого объекта или явления;
  • установление сходства (аналогии) малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы;
  • применение приема моделирования;
  • формирование умений формулировать выводы на основе имеющихся данных;
  • нахождение путей решения проблемных жизненных ситуаций;
  • поиск, извлечение, интерпретацию, преобразование, оценку и критическое осмысление информации и т.д.

Екатерина РУМЯНЦЕВА