Летом у старшеклассников появляется больше времени для того, чтобы посидеть в интернете. Соответственно увеличивается риск – в силу возрастной неопытности и доверчивости – попасться на удочку кибермошенников.

А учитывая еще и то обстоятельство, что на летних каникулах многие подростки стараются заработать свои первые деньги, обучение финансовой безопасности представляется особенно актуальным.
Предлагаем вашему вниманию интерактивное занятия для учащихся 7–9 классов «Как не стать жертвой финансовых мошенников».
Цель: расширение представлений учащихся об основных видах цифрового мошенничества и правилах безопасного финансового поведения.
Задачи:
- содействовать формированию у участников умения распознавать финансовое мошенничество среди инвестиционных предложений, защищаться от недобросовестных посредников;
- воспитывать чувство ответственности и культуру поведения в области финансовых отношений.
Оборудование: черный ящик, денежные купюры, монеты, пластиковые карты, чистые листы бумаги для работы в группах, «Доски советов», листы с таблицей для игры «Мошенники из сказок», карточки с описанием практических ситуаций для работы в группах, карточки со словами для рефлексии.
Ход интерактивного занятия
І. Вступительный этап
Ведущий приветствует участников и предлагает самим угадать тему сегодняшней встречи.
Звучит мелодия из телепередачи «Что? Где? Когда?». Ведущий ставит на стол черный ящик и просит ребят высказать предположения о его содержимом. А подсказкой служит написанное на доске четверостишие:
Когда их много, то они молчат.
Когда их нет, они «поют романсы».
Так именно про… (деньги) говорят
И называют их еще… (финансы).
Ведущий. Сегодня мы будем говорить про деньги (достает из ящика и показывает учащимся монеты, купюры, банковские карты), а точнее – про то, как их сберечь. Не зря же еще французский мыслитель XVI века Мишель де Монтень предупреждал: «Уберечь свои деньги стоит бóльших трудов, чем добыть их».
Кто или что сегодня угрожает нашим деньгам? (Ответы учащихся.) Да, сегодня большую угрозу для денежных накоплений граждан представляют мошенники. Кто же такие мошенники? (Ответы участников.) Итак, обобщая ваши высказывания, сформулируем: мошенник – это тот, кто обманывает других, злоупотребляя их доверием в корыстных целях. А какие еще слова, обозначающие мошенников, вам известны? (Аферист, жулик, обманщик, плут, махинатор и др.)
С появлением цифровых технологий возник новый вид мошенничества – кибермошенничество. Этим словом определяются любые злонамеренные манипуляции с личными данными, финансами, документами, совершенные при помощи цифровых технологий (электронной почты, мобильной связи, социальных сетей, мобильных приложений, интернета). Мы часто слышим по радио, видим по телевизору, узнаем из интернета, что люди попадаются на уловки кибермошенников и теряют свои деньги. Аферисты атакуют не только взрослых, но и детей. Кибермошенники играют на доверчивости юных пользователей и отрабатывают все новые схемы жульничества. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Как не стать жертвой финансовых мошенников».
ІІ. Основной этап
Ведущий. Финансовые мошенники появились почти сразу после того, как возникли денежные знаки. Некоторые недобросовестные люди стали пытаться подделать первые чеканные монеты. Но еще больше было мошенников, направлявших свои усилия на выманивание у сограждан настоящих денег.
Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями о Викторе Люстиге, который «продал» Эйфелеву башню, и о финансовой пирамиде «МММ».
Эти истории не только напоминают нам о том, что рано или поздно аферисты оказываются в руках правосудия, но и показывают, как опасны излишняя доверчивость и неосведомленность о способах финансового мошенничества.
- Инфоминутка «Что зашифровано в банковской карте?»
Сегодня финансовое мошенничество в основном связано с банковскими платежными картами. Такая карта предоставляет своему владельцу возможность выполнять разнообразные финансовые операции: оплачивать товары и услуги в магазинах и сервисах, в интернете, а также осуществлять множество транзакций (банковских переводов денежных средств) через дистанционные каналы обслуживания. Кроме того, с ее помощью можно снимать с банковского счета наличные деньги в банкоматах и пунктах выдачи денег. Главные функции банковской карты – заменять наличные средства при расчетах и служить средством для хранения денег и получения доступа к ним.
Каждая банковская платежная карточка имеет уникальный набор реквизитов. На ее лицевой стороне обозначены:
1) номер банковской карточки, который обычно состоит из 16 цифр; в нем зашифрованы название платежной системы, идентификационный номер банка, другая важная служебная информация;
2) имя держателя карточки;
3) срок действия карты в формате месяц/год;
4) наименование банка, выпустившего карточку;
5) логотип платежной системы;
6) чип – встроенный микропроцессор, который содержит информацию о карточке и ее держателе.
На оборотной стороне содержатся:
1) магнитная полоса – как и чип, включает информацию о карточке и ее держателе (нужна для идентификации клиента);
2) специальная полоса для образца подписи держателя;
3) код безопасности – состоит из трех цифр и является одним из защитных элементов (необходим при покупках через интернет). Код позволяет подтвердить подлинность банковской карточки и то, что именно собственник пользуется ею при оплате через интернет;
4) реквизиты банка – как правило, номер телефона и адрес.
Фото pixabay.com носит иллюстративный характер
- Мини-лекция «Виды финансового кибермошенничества»
Ведущий предоставляет слово для сообщения учащимся, которым в рамках подготовки к занятию было дано задание собрать информацию о видах мошенничества, связанных с банковскими платежными картами.
Ученик 1. Вишинг – вид мошенничества, направленный на выуживание конфиденциальной информации у человека с помощью прямой телефонной коммуникации. Вишинг осуществляется через голосовую связь, и это делает его более персонализированным и внушающим доверие. Чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками банков, служб безопасности, милиции или других официальных учреждений. Они могут пугать жертву несанкционированными транзакциями, блокировкой счета или какими-то проблемами, требующими немедленного вмешательства. В панике люди сообщают мошенникам свои личные данные, а именно это и является целью вишеров.
Пример. Жертве звонят якобы из службы безопасности банка с информацией о подозрительной активности на счету. Под предлогом разблокировки счета человека просят продиктовать номер его карты, CVC-код или пароль от онлайн-банкинга.
Ученик 2. Фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей. Осуществляется через электронные письма, сообщения или поддельные сайты. Цель фишинговых атак – заставить пользователя передать свои личные данные, например пароли, номера карт или другие конфиденциальные данные. Часто злоумышленники создают фальшивые сайты, которые выглядят как официальные страницы банков или других организаций, и отправляют пользователю письма с просьбой перейти по ссылке и ввести данные. Эти письма могут быть весьма правдоподобными, с логотипами компаний.
Пример. Человек получает письмо от банка, в котором говорится о необходимости срочного подтверждения личности. Перейдя по ссылке, он попадает на сайт, который внешне не отличается от реального, и вводит свои данные, не подозревая, что они попадут к мошенникам.
Ученик 3. Скимминг – установка специального мошеннического оборудования на банкомат с целью считывания и записи данных банковской карточки, чтобы на их основании изготовить ее копию. Для такого считывания применяют скиммеры – специальные устройства, которые крепятся непосредственно к банкомату, а также к любому принимающему слоту картоприемника. Мошенники могут устанавливать переносные считыватели магнитной полосы в гостиницах, кафе и ресторанах, в магазинах. Скимминговое устройство обычно включает в себя считывающую магнитную головку, преобразователь, который переводит информацию в цифровой код, а также накопитель, записывающий цифровой код на носитель данных.
- Упражнение «Стена советов»
Ведущий. А сейчас мы с вами постараемся сформулировать правила безопасного финансового поведения, которые помогут сохранить деньги и защититься от мошенников.
Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы. Группа 1 должна сформулировать советы, как не стать жертвой вишинга, группа 2 – как не стать жертвой фишинга, группа 3 – как не стать жертвой скимминга. Правила записываются на листах, которые затем крепятся на «Стене советов» (магнитная доска, стенд), зачитываются и обсуждаются всеми участниками.
Вариант коллегиально выработанных правил
Как не стать жертвой вишинга
- Не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Лучше выждать паузу и перезвонить самим.
- Не предоставлять личную конфиденциальную информацию позвонившим по телефону людям.
- Проверять предоставленную информацию.
- Немедленно звонить в случае пропажи карты в банк для ее блокировки; регулярно проверять данные платежей в банковских приложениях.
- Не делиться личными данными в социальных сетях.
Как не стать жертвой фишинга
- Проверять незнакомые электронные адреса, с которых получены письма.
- Не переходить по подозрительным ссылкам.
- Никогда не вводить свои данные на страницах подозрительных сайтов.
- Использовать антивирусные программы.
Как не стать жертвой скимминга
- Использовать терминалы и банкоматы, расположенные непосредственно в отделениях банка или других охраняемых учреждениях.
- Отдавать предпочтения банкоматам с антискиммерами. Не пользоваться незнакомыми банкоматами.
- Прежде чем вставить в банкомат карту, осмотреть его.
- Не сообщать никому свой пин-код, а при его вводе прикрывать клавиатуру ладонью.
- Не давать свою карту чужим людям; не хранить ее данные на общедоступных устройствах; не озвучивать эти данные по телефону, если звонит сотрудник банка.
- Подключить услугу смс-информирования об операциях с картой.
- Оформлять только карты с чипом.
- Практическая часть. Работа в группах
Ведущий предлагает участникам разделиться на 4 группы. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации финансового кибермошенничества и вопросами для ее анализа.
Ситуация 1. Александру сказали по телефону, что его карта учащегося заблокирована и он не сможет завтра ею воспользоваться (по заблокированной карте его не пустят ни в школу, ни в метро, ни в библиотеку; также он не сможет пообедать в школьной столовой). Чтобы разблокировать карту, Александр должен сообщить звонящему реквизиты банковской платежной карточки мамы, к которой привязана карта учащегося. Для быстрейшего решения проблемы следует прислать фотографии маминой карточки с двух сторон на номер телефона, который высветился на экране.
Вопросы. Какой вид мошенничества использовался? Как должен действовать Александр? Как узнать, действительно ли заблокирована его карта?
Ситуация 2. Сергей планировал снять при помощи банковской платежной карточки небольшую сумму наличных денег со счета. Ближайший банкомат находился в метро, был час пик, и вокруг толпилось много людей. Перепроверив четырехзначный пин-код, который он предварительно написал на обратной стороне своей банковской карточки, Сергей вставил ее в банкомат. Карточка вошла с трудом, пришлось проталкивать ее в щель карт-приемника (картридера). После этого банкомат по непонятной причине отключился. Рядом стоял парень. Он представился сотрудником банка, сообщил, что банкомат находится на техническом обслуживании, и попросил вернуться через 15 минут, когда проблема будет решена. Чтобы скоротать время, Сергей пошел в ближайший магазин. Стоя в очереди, он получил SMS, что с его счета сняты все деньги.
Вопросы. Какой вид мошенничества использовался? Какие действия Сергея были неправильными?
Ситуация 3. Однажды Мария получила через социальную сеть сообщение от своей одноклассницы Наташи о том, что ей срочно нужны деньги. Наташа писала, что попала в неприятную ситуацию и надо прямо сейчас заплатить 50 рублей. Родителям Наташа сказать боится, а Марии доверяет. Если Мария одолжит ей деньги, то завтра Наташа утром их вернет. Через пять минут пришло еще одно сообщение – с номером счета, куда следует перевести требуемую сумму. Мария решила помочь подруге и перевела деньги на указанный счет. Встретившись с Наташей на следующее утро в школе, Мария с удивлением узнала, что с одноклассницей все в порядке и никаких сообщений она не отправляла.
Вопросы. Какие действия Марии вы считаете неосторожными? Что следовало бы сделать девочке, прежде чем высылать деньги подруге?
Ситуация 4. Петя решил продать свой старый велосипед на одном из специализированных сайтов в интернете и разместил объявление. Назавтра ему позвонил молодой человек, который представился Димой и предложил оплатить покупку велосипеда не наличными, а сразу переводом денег на карточку, велосипед же он заберет вечером. Получив согласие, Дима попросил Петю назвать все реквизиты своей карточки, в том числе СVC-код. Через час Дима опять позвонил и попросил назвать ему SMS-код, который пришел на телефон Пете. Желая быстрее получить деньги за велосипед, Петя так и сделал. Через полчаса Петя решил в интернет-банкинге проверить поступление суммы, но с ужасом увидел, что с его счета списаны все деньги.
Вопросы. Какую информацию Петя не должен был сообщать ни под каким предлогом? Как Пете следовало бы поступить в данной ситуации?
- Игра «Мошенники из сказок»
Ведущий. Чтобы не попасться на удочку мошенников, надо больше знать об их уловках. Потренируемся в этом с помощью наших любимых сказок, а заодно закрепим полученные вами сегодня знания.
Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды. Каждая команда получает лист с таблицей, в которой указано название сказки и ее шуточное описание. Задача участников – соотнести название сказки с описанием ее сюжета.
№ п/п |
Название сказки |
|
Описание сказки |
1 |
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» |
А |
Сказка, в которой герой введением в заблуждение собирает на свой проект средства в натуральном выражении |
2 |
Арабская сказка «Али-Баба и сорок разбойников» |
Б |
Сказка, главный герой которой, не имея жизненного опыта, доверившись двум мошенникам, хотел легко и быстро заработать побольше денег |
3 |
Русская народная сказка «Репка» |
В |
Сказка, в которой один из героев преодолевает многоуровневую защиту, что в итоге приводит к потере всех ресурсов у другого персонажа |
4 |
Русская народная сказка «Каша из топора» |
Г |
Сказка, в которой один из персонажей достигает выгоды благодаря привлечению новых участников |
5 |
Сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье Короля» |
Д |
Сказка, в которой персонаж, действуя в интересах другого лица, предоставляет заведомо ложные сведения, включая несуществующие связи и поддельные титулы, что приводит к материальному ущербу в виде захвата чужого имущества |
6 |
Сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик» |
Е |
Сказка, в которой герой получает доступ к чужим ценностям, потому что для их защиты использовались слишком простой логин и пароль |
7 |
Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» |
Ж |
Сказка, в которой мошенники продали заказчику несуществующий проект |
Ответ: 1В; 2Е; 3Г; 4А; 5Ж; 6Б; 7Д.
III. Заключительный этап. Рефлексия
Ведущий. Закончить наше занятие мне хотелось бы словами французского писателя Оноре де Бальзака: «Подле дурака всегда найдется жулик». Друзья, не подпускайте к себе жуликов и не попадайтесь на их уловки!
- Упражнение «Игра слов»
Участники тянут карточки с одним из слов по теме занятия и составляют с ним предложение.
Варианты предлагаемых слов (по количеству участников): вишинг, фишинг, мошенник, скимминг, логин, пароль, доверие, осторожность, сайт, электронная почта, ссылка, друг, проверить, перезвонить, отказ, жертва и др.
Литература
1. Единый портал финансовой грамотности. – URL: https://fingramota.by/ (дата обращения: 25.01.2025).
2. Королёва, А. А. Основы финансовой грамотности: пособие для учащихся / А. А. Королёва [и др.]. – Минск: Белстан, 2021. – 320 с.