Как ноты для мелодии: педагог докшицкой школы № 1 Ирина Гурская — о принципах работы с детьми

- 13:35Классный классный

За 25 лет классного руководства педагог докшицкой средней школы № 1 Ирина Гурская определила для себя действенные принципы воспитательной работы с детьми. Она подбирает их для каждого класса, как ноты для мелодии, чтобы получилась красивая и гармоничная музыка. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Ирина Валерьевна Гурская окончила Полоцкий педагогический колледж по специальности “Музыкальное воспитание”. Дважды получила диплом БГПУ: по специальности “Музыка и пение. Социальная педагогика” и “Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения”. В 2011 году принимала участие в областном этапе республиканского конкурса “Учитель года”, была отмечена призом зрительских симпатий.

До — доброта и доверие

Посещая семьи, стараюсь отметить только положительное в каждом ученике. Ведь доброе слово учителя повышает личностную самооценку ребенка. Дети — наша гордость. В них заложен огромный потенциал. Иногда классный руководитель способен увидеть то, что не замечают ни сам учащийся, ни папы с мамами.

Работу с родителями всегда строю на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Каждый из них вовлечен в деятельность класса. Они активно помогают в организации профориентационных экскурсий, вносят предложения по проведению внеклассных мероприятий. Во время встреч родительского университета каждый имеет право озвучить свою проб­лему, и мы сообща находим выход из сложившейся ситуации. Отрадно, что случаи постановки семей в СОП в моих классах единичны. А если так происходит, не остаюсь в стороне — провожу консультации, привлекаю семьи к спортивным, творческим мероприятиям.

Ре — результат

Очень важно ставить перед детьми понятную и реальную задачу при выполнении совместных действий. Им необходимо видеть результаты своих стараний. Например, мои ученики неоднократно представляли работу школьного музея Героя Советского Союза Ивана Степановича Полевого на разных уровнях. Для областного конкурса экскурсоводов школьных музеев они сообща монтировали фильм с элементами актерской игры. В итоге заработали не только диплом ІІІ степени, но и возможность поучаствовать в Рес­публиканском форуме музеев учреждений образования. Мы очень часто выбираемся на экскурсии в столичные музеи, посетили почти все памятные и исторические места района и области. После каждой поездки ребята вместе со мной стараются составить видео- и фотоотчет. Размещаем их на страничках школьного сайта, в районной газете.

Ми — мировоззрение

Работа с каждым новым классом — это уникальный образовательный и воспитательный маршрут, который классный руководитель постоянно меняет и корректирует. Здесь нет места шаблонам, скорее, есть основные принципы работы, которые подстраиваются под данный коллектив.

Фа — факты начистоту

Положительный настрой в ученическом коллективе зависит прежде всего от классного руководителя. Поэтому стремлюсь личным примером показать детям, как важно выслушать собеседника, принять иную точку зрения, видеть в каждом человеке личность.

Быть классным руководителем — значит брать на себя ответственность, уметь слушать и понимать, заботиться и помогать, руководить и поддерживать, оставаясь при этом добрым, но требовательным, знающим и заинтересованным, терпеливым и справедливым. Не скрою, у меня, как и у всех педагогов, бывают моменты выгорания. Помогают восстановиться мои дочери, которые меня очень поддерживают. Стараюсь в свободное время больше путешествовать, знакомиться с разными людьми, люблю смотреть интересные фильмы.

Сейчас у меня 6 класс. 27 таких разных по характеру ребят, каждый из них — индивидуальность, со своим темпераментом, талантами и способностями. В этом возрасте важно быть для них другом и в то же время оставаться авто­ритетом.

Соль — социализация и сплоченность

Для современного ребенка важен процесс социализации в обществе. Классный коллектив — первая ступенька для этого. Начиная с 5 класса необходимо создать положительный настрой в коллективе, чтобы в дальнейшем появилось единство учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей. На личном опыте убедилась, что, сплотившись, мы достигаем высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности. Мне нравится поговорка “Если хочешь идти быстро — иди один, если хочешь дойти далеко — идите вместе”. Так, мои ребята являлись победителями областного конкурса агитационных бригад “Твори добро!”, районного этапа конкурса ЮИД, призерами конкурса экскурсоводов школьных музеев и не только.

Важнейшая задача для классного руководителя — создать дружную команду. Для этого использую метод “Смена ролей”: каждую четверть ребята меняют свои роли в самоуправлении. Учащиеся без боязни становятся командирами отряда, старостами, членами волонтерской группы. Такое постоянное перемещение позволяет к старшему возрасту сформировать проверенный временем и наиболее эффективный актив класса.

Каждый номер художественной самодеятельности, будь то танец, песня, театральная постановка, я всегда на сцене вместе с ребятами. Считаю, что личный пример классного руководителя является сильнейшим мотиватором для учащихся. В моей практике были и вокальные кружки, хоровое пение, и руководство фольклорным коллективом, школьным музеем, и много чего другого. И во всех этих активностях рядом со мной были мои ученики. На всех конкурсах, моих личных выступлениях на школьной и городской сцене они сопровождают меня.

На всех этапах создания творческих номеров, начиная от сценария и заканчивая выступлением, ребята являются инициаторами идей. Я отвечаю за музыкальное оформление и режиссерское воплощение. Каждый из учеников находит свое: кто-то создает мультимедийную презентацию, кто-то, обладая навыками хореографии, ставит номер, родители помогают с элементами костюмов и декораций. Когда каждый вносит свою лепту в общее дело, победа воспринимается намного эмоциональнее!

Ля-мажор с креативом

Всегда акцентирую внимание ребят на решении различных задач именно креативным способом. Результатом такого подхода стали первые компьютерные ролики, которые создавали мои подопечные для школьного сайта, поздравления для педагогов и родителей. Именно мои ученики — первые, кто решил попробовать себя в качестве будущих педагогов. Они с большим старанием осваивали курс “Введение в педагогическую профессию”. Как же интересно они проводили занятия с учащимися начальной школы на каникулах в оздоровительных лагерях, были такими незаменимыми помощниками на днях самоуправления, которые несколько раз в год проходят в учреждении образования.

Несмотря на век цифровизации, в своей работе считаю необходимым уделять внимание личностному общению с ребятами. И кто, как не классный руководитель, может это сделать. Стараюсь использовать для этого все возможности: на информационных часах внедрила рубрику “Разговоры о важном”, где откровенно и доступно отвечаю на все вопросы. Любое волонтерское дело стараемся заканчивать совместным походом в кафе, где за чашечкой чая эмоционально обсуждаем проделанную работу.

Си — сила эмоций 

Более 15 лет я занималась музыкальным образованием детей в школе, теперь преподаю “Искусство”. Мне всегда были интересны предметы гуманитарного цикла, ведь они дают возможность творчески раскрыться учащимся. Благодаря эмоциональной составляющей изучаемого материала, проще достучаться до сердца ребенка.

Что мной движет? Прежде всего любовь к детям. Я вижу, как в современном мире они нуждаются в совете, сопереживании, поддержке со стороны взрослых. Еще советская школа заложила во мне желание делать свою работу качественно, профессионально при любых условиях и обстоятельствах. Поэтому быть хорошим классным руководителем — это и призвание, и большая работа. Я счастлива, что занимаюсь своим делом, что, благодаря ребятам, имею возможность всегда находиться в прекрасном и беззаботном мире детства.

 Слово выпускникам

Виктория Озерская, студентка БГМУ:

— Ирина Валерьевна была моим другом и наставником с 5 по 11 класс. Я запомнила фразу, которую она все время повторяла: “Вы — наше лучшее будущее!”. Каждый классный час проходил неординарно: диспуты, обсуждения, тренинги. Вместе с Ириной Валерьевной я написала несколько работ по творческому наследию Докшицкого района. Мне довелось выступать на мероприятиях разного уровня с докладами, и примером оратора для меня была моя классная. Важный след в моей памяти оставила и учеба в педклассе: я увидела труд педагога другими глазами. Мне хочется, чтобы и у моих будущих детей был такой классный руково­дитель!

Ольга Сесицкая, выпускница 2005 года, сейчас — заместитель директора по воспитательной работе в средней школе № 1 Докшиц:

— Это удивительный человек! Именно благодаря ей наш класс стал большой и дружной семьей. Строгая, но справедливая. Мы чувствовали ее любовь и отвечали взаимностью. Какая насыщенная была наша внеклассная жизнь! Она возила нас в музеи, театры, организовывала массу интереснейших мероприятий. Огромный восторг и непередаваемые эмоции испытали от первой дальней экскурсионной поездки в Гродно. Творческий подход и море фантазий при проведении “Осеннего бала”. Незабываемая для нас и наших мам встреча “У самовара я и моя мама”. Наши ребята всегда были самыми активными участниками концертов, творческих и интеллектуальных конкурсов. Ирина Валерь­евна помогла раскрыть и показать нам удивительный мир школы, в котором каждый день не похож на другой. 

Марина ЖДАНОВА