Как подготовить выпускника к успешной сдаче ЦЭ/ЦТ по биологии?

- 15:28Образование

Биологическое образование занимает особое место в системе естественно-научных дисциплин. Концепция учебного предмета “Биология” предполагает формирование современного научного мировоззрения, необходимого для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, в различных областях реального сектора экономики, для продолжения образования, будущей профессиональной деятельности.

Елена ОЛЕКСЮК,
учитель биологии средней школы № 20
 имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста

Имея достаточно большой опыт по подготовке к ЦТ, выделю несколько направлений в своей работе.

  1. Урок как основа подготовки к ЦТ и ЦЭ, где любой учебный материал рассматривается в рамках заданий ЦТ. Для этого использую сборники и тренажерные задания Республиканского института контроля знаний, а также различные формы работы с учащимися: индивидуальную, в группах, коллективное обсуждение.

Для диагностики знаний учащихся в 10—11 классах химико-биологического профильного направления обращаюсь к сборникам тестов РИКЗ прошлых лет. На уроках вместе с детьми выявляем проблемное поле: задания, которые ребята выполняют с затруднениями или ошибками. Затем отрабатываем теоретический материал с помощью учебных пособий по биологии за 7—11 классы, таблиц, рисунков, диаграмм, схем, моделей и муляжей, гербарного материала по различным темам.

Для лучшего усвоения учебного материала использую различные методические приемы. Так, биологические диктанты позволяют отработать понятия и систематическое положение организмов живой природы. Для этого ребята записывают виды растений и животных, грибов и микроорганизмов, а затем указывают их полное систематическое положение в системе органического мира. Например, зеленый кузнечик: надцарство Эукариоты, царство Животные, тип Членистоногие, класс Насекомые, отряд Прямокрылые, род Кузнечик, вид Кузнечик зеленый.

Прием “Ассоциации” помогает запоминать понятия и термины. Например, “пурГА” напоминает о том, что к пуриновым основаниям относятся гуанин (Г) и аденин (А), ПОЙкилотермные животные — холоднокровные животные, значит ПОЙ — когда тебе холодно.

Решаю и составляю с детьми задачи по генетике и экологии. При этом особое внимание уделяю задачам с лишними данными. Например: “Определите, какое максимальное количество печеночных сосальщиков может прокормиться в организме основного хозяина, если энергетические потребности одного паразитического червя составляют 200 ккал. В состав зооценоза входят коза (средняя масса тела 40 кг), прудовик (10 г), тритон (3 г) и лисица (7 кг). В 1 кг тела основного хозяина запасено 2000 ккал энергии. Учтите, что для сохранения жизнедеятельности хозяина печеночные сосальщики должны потреблять не более 10% запасенной энергии”. В этой задаче основным хозяином печеночного сосальщика в приведенном зооценозе является коза, остальные животные лишние.  

Моделирование позволяет моделировать явления, процессы и объекты живой природы, например, явление осмоса: “Клетку, внутри которой осмотическое давление 120 кПа, погрузили в раствор. Через некоторое время клетка сморщилась, поскольку вода из клетки выходила. Укажите возможное значение осмотического давления использовавшегося раствора: 90, 100, 80, 320 кПа”. Ответ: 320 кПа.

Явление осмоса можно смоделировать: для этого необходимо взять лимон и порезать его на тонкие дольки, посыпать сахаром, и спустя некоторое время из долек потечет сок. Вода движется в сторону большей концентрации веществ (сахара) и выходит из клеток лимона. 

Усвоив теоретическую часть материала по определенной теме, приступаем к решению заданий из сборников тестов РИКЗ.    

  1. Важной частью подготовки к ЦТ и ЦЭ являются факультативы, позволяющие доработать и систематизировать учебный материал по различным разделам биологии. Использую задания не только ЦТ, но и олимпиадного характера: они развивают логику и мышление учащихся. Интерес учащихся поддерживаю заданиями творческого и практического характера. Для размещения теоретического материала и заданий различного уровня сложности использую личный сайт, а также другие электронно-образовательные интернет-ре­сурсы.

Важным показателем качества обучения по предмету является средний балл по централизованному тестированию, а с этого учебного года — и по централизованному экзамену. В нашей школе этот показатель по биологии неуклонно растет. Ребята успешно сдают экзамен и поступают в вузы медицинского, сельскохозяйственного и педагогического профилей.