Как учился и каким подростком был министр образования? Андрей Иванец ответил на вопросы школьников

- 14:39Новости

Министр образования принял участие в программе «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1», где отвечал на вопросы старшеклассников, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Андрей Иванец коротко о себе: «Родился в Минске. Окончил химический факультет БГУ, являюсь ученым-химиком, специалистом в области коллоидной химии. В молодом возрасте увлекался спортом».

«Никогда не ставил цель быть отличником»

— По теории эволюции, каждое последующее поколение умнее предыдущего. Вы с этим согласны?

— Да. Сегодня динамичное время, отличающееся огромным объемом поступающей информации. Мне кажется, современное поколение более стрессоустойчивое к таким объемам, и в этом, наверное, вы умнее нас.

— А в чем тогда проблема нашего поколения?

— Проблема в том, что в этом большом потоке информации нужно уметь выбирать важное и нужное, то, что пригодится в жизни.

— Умные, воспитанные, образованные — это одно и то же?

— В идеале всё это должно сочетаться в одном человеке, но с точки зрения личностных качеств — это разные понятия. Умный человек может быть невоспитанным и необразованным. Поэтому призываю вас быть и умными, и воспитанными, и образованными.

— Как вы учились в школе?

— На отлично, хотя не могу сказать, что все предметы были у меня одинаково хороши. По изобразительному искусству в 6-м классе бывала и тройка в четверти, потому что рисовать я не умел. Но вместе с тем школу окончил с одной четверкой. Затем учился в Лицее БГУ и там уже был хорошистом.

— Ругали ли вас родители за плохие оценки?

— Нет.

— Помните свою первую двойку и за что ее получили?

— В детстве я был человеком достаточно увлеченным, поэтому если мне что-то нравилось, то мог долго сидеть учить уроки, изучать учебники, делать не только домашние упражнения, но и наперед выполнять задания. Но если что-то не нравилось, то мог прийти в школу неподготовленным и откровенно об этом сказать учителю. Сейчас, став взрослым, понимаю, что был не прав. За невыполнение домашнего задания мне ставили двойки. Но я не перфекционист и никогда не понимал одноклассников, которые приходили пересдавать четверки по 5-балльной системе. Я достойно получал и четверки, и тройки, и двойки и никогда не ставил цель быть отличником.

— Успех в жизни зависит от оценок в школе?

— Нет. Всегда говорю: не обращайте внимания на оценки! Это всего лишь сиюминутный показатель знания или незнания каких-то фактов. Самое главное — сформировать целостную картину тех знаний, которые потом пригодятся для раскрытия себя в профессиональной деятельности. Это не значит, что не надо учиться и не надо стремиться получать хорошие отметки. Убежден, что аттестат отличника или красный диплом университета не являются гарантией успешности в жизни, потому что важно не только знать и быть профессионалом, но и найти свою сферу применения данных знаний.

— Когда учились в школе, у вас был репетитор?

— Не было. Посещая наши школы после введения системы централизованного экзамена, постоянно спрашиваю у одиннадцатиклассников, готовятся ли они к ЦЭ. Все отвечают, что да. Спрашиваю также, как много занятий в школе по подготовке к нему. Ответы разные — от 2 до 6 раз в неделю.

— Какой школьный предмет для вас был самым сложным?

— Были предметы для меня легкие, но не очень любимые, и наоборот. Например, труды нравились, однако не весьма получались, а вот математика легко давалась, но ее не особо любил.

— Кем мечтали стать в 17 лет?

— В этом возрасте я уже не мечтал, а точно знал: хочу стать химиком. К тому же на тот момент являлся студентом химфака БГУ и серьезно занимался наукой.

Очень люблю химию. Желаю и вам поскорее найти то дело, которое придется по душе.

— Сегодня много говорят о патриотическом воспитании. А как вы считаете, можно ли научить любить Родину?

— Любовь к Родине начинается с изучения ее истории, настоящего и понимания, каким будет ее будущее. После этого приходит гордость за свою страну, а затем и любовь к ней. Надо все эти ступенечки пройти.

Не может быть патриотизма без гордости за свою страну.

 Каверзные вопросы поколения Z

— Родителей когда-нибудь вызывали в школу?

Да, бывало в начальной школе, когда мог сказать не очень хорошие слова (улыбается).

— Помните, за что вам больше всего «влетало» от них?

— У нас было хорошее взаимопонимание, и если что-то происходило, то любое порицание было корректным. Считаю, так и должно быть во взаимоотношениях родителей и детей.

— Есть мнение, что все отличники — хлюпкие очкарики. Вы были таким в школе?

— Я с 10 лет занимался тяжелой атлетикой, поэтому, думаю, был хорошо физически развитым школьником и точно не хлюпиком.

— Каким вы были подростком?

— Как и все — достаточно бунтующим и с чем-то несогласным. Ведь в таком возрасте кажется, что взрослые тебя не понимают, что ты обладаешь каким-то особенным взглядом. Но время идет, всё меняется, и приходит осознание, что взрослые — наша опора, друзья и поддержка. Поэтому каждому подростку желаю пройти этот возраст, понимая, что от взрослых идет только хорошее.

— В ваше время были какие-нибудь материальные ценности, например, как у нас тот же смартфон, которые могли поднять престиж в глазах сверстников?

— Считаю полной глупостью зависимость авторитета от наличия хорошего смартфона. Уверен: как и раньше, так и сейчас авторитетом в подростковой среде пользуются не из-за каких-то предметов, а благодаря лидерским качествам.

— Ваша любимая книга детства?

— О Незнайке, потому что она хорошо иллюстрирует то, что каждый человек должен стремиться к знаниям и что всё в наших руках.

— А что читаете сейчас?

— Книги по психологии и теме взаимоотношений с людьми. По роду своей деятельности общаюсь со многими, потому эти знания очень полезны.

— А вы ходили на школьные дискотеки?

— У меня было активное детство, каждое лето посещал спортивный лагерь, где ни одной дискотеки не пропускал.

— Под какую музыку тогда было модно танцевать?

— Под русскую, только-только появились группы «Руки вверх» и «Иванушки».

— Помните момент, который сделал вас самым счастливым человеком на свете?

— Момент создания моей семьи.

— Вы министр на работе, а когда приходите домой, тоже командуете? Кто главный в вашей семье?

— Я и дома своего рода министр, только домашнего хозяйства (улыбается).

— Если бы была возможность уделять больше времени своим детям, но в ущерб работе, что бы выбрали?

— Всегда нужно находить баланс, но больше времени, чтобы проводить его с семьей, хотелось бы иметь.

— А вы состоите в родительских чатах?

— Нет.

— Есть ли аккаунты в социальных сетях?

— Нет, чтобы вести их, надо много времени, а его у меня нет.

— Чтобы вы хотели делать, но не позволяет возраст и статус?

— Иметь тихий час.

— Какая ваша заветная мечта?

— Чтобы все родные и близкие были живы, здоровы и был мир в нашей стране.

— Человек должен учиться на своих ошибках или все-таки на ошибках других людей?

— Наверное, на симбиозе. Уверен: полностью научиться на своих ошибках практически нереально, потому что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Другой вопрос, что надо делать выводы из чужих ошибок и минимизировать количество своих.

— Отнимает ли должность у человека способность быть самим собой?

— Наличие определенной должности обязывает к определенной модели поведения, но в любом случае каждый должен оставаться человеком.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото: скриншоты программы 

 Продолжение разговора с министром образования читайте в четверг 18 мая на нашем портале.