Какие проекты предлагают школьникам в Национальном художественном музее

- 14:00АРТ-квартал, Образование

Какие проекты предлагают школьникам в Национальном художественном музее Беларуси, выяснил корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

Свыше 33 тысяч экспонатов хранится сегодня в собрании Национального художественного музея Беларуси. Несколько сотен, особенно ценных, выставлены в постоянной экспозиции. Не имея определенных знаний, сориентироваться и выбрать самое важное и интересное для себя очень непросто.

Образ Родины — особенный

На помощь юным посетителям всегда готовы прийти сотрудники музея.  Заведующая отделом научно-просветительской работы Диана Шантор рассказывает:

— На весенних каникулах мы предлагали школьникам специальные программы различной тематики, основанные не только на постоянной экспозиции, но и на временных выставочных проектах, проходивших в те дни. В этот период музей работал без выходных.  Штат сотрудников, которые могут рассказать детям о наших экспозиции и программах, ограничен, и потому просим учителей записываться заранее.

— Можете назвать самые интересные программы для детей?

— Они все по-своему увлекательны, но хотелось бы выделить некоторые из них. “Арт-лаборатория” рассчитана на малышей 5—7 лет, “Алхимия цвета” — на 6+, “Все самое интересное о фарфоре” — на 7+, “Герои моих картин”, “Тайны легендарной картины” адресованы школьникам от 12 лет. Предлагаем также квесты по залам русского искусства или более сложный —  “Минск в музее”.

Замечательные полотна Леонида Щемелева, Виталия Цвирко, Валерия Шкарубо, живопись и графика Бориса Кустодиева, уверена, не оставят равнодушными ни педагогов, ни детей. Последних, к слову, обязательно посоветовала бы ознакомить с выставочным проектом “Образ Родины в произведениях белорусских художников XVIII—XXI вв.”.

— Это в основном пейзажи?

— Да, центральное место в экспозиции отведено пейзажному жанру, представленному творчеством Фердинанда Рущица, Аполлинария Горавского, Станислава Жуковского, Ивана Хруцкого, Витольда Бялыницкого-Бирули, Юделя Пэна, художников послевоенного времени Валентина Волкова, Виталия Цвирко, Гавриила Ващенко… 

Школьникам обязательно нужно побывать на такой выставке. К тому же наши сотрудники подготовили для них небольшой квест, ждем всех желающих до конца апреля.

Тарелка на память

— Какие еще креативно-познавательные проекты предлагаются подрастающему поколению? 

— Если говорить про интерактивные экскурсии, то самая популярная из них — “Маленький эксперт”. Дети очень любят ощущать себя в роли знатоков, им гораздо интереснее с этой позиции осматривать экспозицию, чем просто слушать. Им важно быть вовлеченными в данный процесс.

Еще юные посетители любят программу “Все самое интересное о фарфоре”,  состоящую из 2 частей. Первая — теоретическая, когда дети осматривают посуду и другие изделия, представленные в экспозиции, при этом наш сотрудник рассказывает об истории их создания, о том, как они попали в нашу коллекцию, и т.д. Потом ребята переходят в специально оборудованную комнату, им раздают фарфоровые тарелочки и специальные краски. И каждый создает свой маленький шедевр, который уносит с собой на память. Аналогичная программа посвящена стеклу.

Ориентируясь на возраст учащихся, предлагаем соответствующие тематику и формат. Для малышей стараемся включать в экскурсии игровые элементы.  Для них проводим мероприятия “Маленький эксперт”, “Музейные прятки”. Старшеклассники выбирают тематические экскурсии по белорусскому искусству (XII—XVIII, XIX — начало XX и ХХ—ХХІ вв.).

— Пользуются ли учреждения образования возможностью бесплатно посещать музеи в среду?

— Этот формат востребован. В частности, в последнюю среду марта к нам записались более 40 групп из разных регионов страны.

Искусство — это про эмоции

— Сегодня качественную копию практически любой известной картины или скульптуры несложно найти в интернете, можно почитать про ее творца и его работы. Но, согласитесь, живое общение с произведением искусства не заменить визуальным представлением…

Конечно, не заменить. Раньше сотрудники музея выезжали с лекциями и репродукциями картин, слайдами и презентациями в разные школы республики, но такая практика прекратилась. Ведь она отличается от той цели и миссии, которую несет музей, — знакомство и контакт с оригинальным произведением.

И дело даже не в цветопередаче цифрового аналога, а в общей атмосфере, архитектуре и интерьерах музея. Как театр начинается с вешалки, так и само здание нашего музея несет свою историю. Колонны, мраморные лестницы создают определенное настроение для восприятия искусства. Сидя дома за компьютером, ты не получишь тех эмоций, которые доступны в музее. Тем более что каждое произведение искусства помещено в свой контекст и связано с другими как непрерывный захватывающий рассказ.

— А если все же нет возможности к вам приехать?

— На нашем сайте доступны прекрасные панорамные туры по всей экспозиции. Можно приблизить картину или скульптуру, разглядеть ее с разных сторон. Но задумайтесь: зачем люди до сих пор стремятся попасть в Лувр, стоят в очередях, пробиваются сквозь толпу туристов? Чтобы полюбоваться Джокондой. Пусть ее миллион раз видели на открытках и в интернете, она все равно притягивает людей, ведь человеку нужны оригинальные эмоции. Когда дети приходят в музей, они открывают для себя совершенно особый мир. А уже дальше выбирают, погружаться в него или достаточно беглых впечатлений.

— Выявлению творческих способностей в раннем возрасте музей тоже способствует?

— Конечно. Взять, например, маленьких слушателей нашей детской студии “Тюбик”. Они любят не просто узнавать информацию о произведении искусства, а, удобно устроившись на полу, взять краски и… делать свой шедевр. Кто-то копирует, причем очень умело, работу, которую видит, а кто-то ретранслирует свой взгляд на картину, и это не менее ценно.

Владимир ПИСАРЕВ
Фото автора и предоставлено музеем