Как не ошибиться в выборе профессии, какие специалисты сегодня наиболее востребованы и почему стоит сначала пойти учиться в колледж, а затем уже в вуз — корреспонденты “Настаўніцкай газеты” спросили у заместителя начальника Главного управления профессионального образования — начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александры Петровой.
Выбрать душой
— Александра Николаевна, в последние годы увеличивается количество учащихся в колледжах. С чем это связано и какие профессии чаще всего выбирает молодежь?
— Отечественные колледжи принимают на два уровня образования — профессионально-техническое и среднее специальное. На уровне ПТО можно получить 2—3 смежные профессии, которые позволяют гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда, быть более мобильными даже в рамках одного предприятия. Здесь популярность профессий напрямую зависит от региона, в котором находится учреждение образования, и от уровня развития его базовых предприятий. Например, если на предприятии появляются новые проекты, повышается заработная плата и улучшается соцпакет, то на соответствующие специальности возрастает и конкурс. Живым примером могут служить машиностроительные колледжи, где несколько лет баллы оставляли желать лучшего, но в последнее время ситуация кардинально изменилась как в Минске, так и в других городах страны. Сегодня на специальности машиностроительного профиля даже на уровне ПТО конкурсы и довольно высокие средние баллы. К тому же в некоторых колледжах обеспечивается конкурс даже на обучение на условиях целевой подготовки, как, например, в Гомельском государственном автомеханическом и Колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе.
На уровне среднего специального образования по многим направлениям давно внушительные конкурсы. Высокую планку традиционно держат медицинские и педагогические специальности, а также направления, связанные с ИКТ и электроникой, на которые поступают особо мотивированные абитуриенты. Причем что касается педагогического профиля, то мы активно расширяем перечень профессий, получив которые ребята придут работать в систему нашего образования. Например, в этом году мы открываем новую для страны специальность “Воспитательная работа”. Надеемся, она станет одной из топовых педпрофессий, потому что педагоги-организаторы очень востребованы. Первый набор на эту специальность состоится в Минском городском педагогическом колледже. Это учреждение — новатор, здесь далеко не первая специальность проходит апробацию, а затем ее открывают и в других учреждениях образования. Хотя стоит сказать, что любая новая специальность — это, безусловно, заказ реального сектора экономики, в данном случае — системы образования.
Вообще выбор профессии должен исходить из желаний, стремлений и способностей самого абитуриента. Ведь колледж — всего лишь на 3—4 года, которые быстро пролетают. Поэтому ребятам прежде всего нужно искать ту сферу деятельности, к которой лежит душа, а потом уже учреждение образования, где эту профессию можно получить.
Золотой фонд
— А в каких рабочих и специалистах среднего звена все еще нуждаются наши предприятия?
— Среди заказчиков кадров самые популярные технические профессии. Но наши техники, техники-механики, техники-электроники, техники-программисты могут работать не только специалистами среднего звена, их порой распределяют и на должности рабочих с довольно высоким разрядом. Так ребята начинают свою карьеру с профессии рабочего, а потом уже переходят на должности специалистов либо управленческие. Здесь надо отметить, что на предприятиях молодые кадры курируют специальные службы, работающие с молодежью, организуют адаптацию молодых специалистов в трудовом коллективе, включают их в общественную жизнь и предлагают различные карьерные пути, в том числе с заочным обучением в вузе.
Полагаю, специалисты технической сферы, прошедшие путь от рабочего до управленческого корпуса, — это «золотой фонд». Многие сегодняшние директора предприятий и руководители органов госуправления прошли через систему ПТО либо ССО, а потом уже окончили УВО.
В сельском хозяйстве очень нужны не только техники, но и ветеринары, агрономы. Их мы тоже выпускаем большую когорту. Наряду с ними востребованы и специалисты легкой промышленности, педагогической и медицинской сфер. Для обеспечения всех кадровых потребностей мы стараемся выдерживать баланс на уровне среднего специального образования.
В 2025 году колледжи на уровень ССО планируют принять 38,6 тысячи человек, из них за счет средств бюджета — 29,7 тысячи, на платной основе — 8,9 тысячи, а на уровень ПТО — 28 тысяч.
К слову, в этом году, как и прежде, больше всего мест выделено под технический профиль на уровне ССО. А если рассмотреть ПТО, то здесь 75% мест ежегодно отведено под нужды реального сектора экономики — это всё рабочие профессии. Причем количество бюджетных мест определено заявками организаций — заказчиков кадров, а также согласно данным АИС «Подготовка прогнозных показателей приема и формирование органами государственного управления заказа на подготовку квалифицированных кадров». В этой системе отражены кадровые прогнозы на 10 лет вперед по среднему специальному и высшему образованию и на 5 лет по ПТО.
Хочется подчеркнуть, что за последние годы в стране проделана значительная работа в отношении имиджа рабочих профессий и по привлечению потенциальных абитуриентов для получения образования в колледжах. К тому же есть много льготных траекторий, по которым можно пройти в отечественные колледжи. Так, в 2023 году установлена возможность по востребованным экономикой специальностям увеличивать цифры приема на уровне ПТО в ходе фактически всей приемной кампании. В случае если имеются дополнительные заявки на востребованную специальность, учреждения могут увеличивать прием до 22 августа.
Целевикам приготовиться
— Кому из абитуриентов стоит выбрать целевую форму обучения?
— Конкурс в колледжи, как и в вузы, на условиях целевой подготовки отдельный. Однако на уровни ССО и ПТО документы от целевиков принимаются во время всей приемной кампании. Например, в 160 колледжах страны на уровне профтехобразования приемная кампания будет проводиться с 15 июня по 23 августа. В любой из этих дней можно принести документы и договор в трех экземплярах, подписанный абитуриентом и заказчиком кадров, что позволит участвовать в конкурсе на целевое обучение.
На уровне среднего специального образования прием документов для целевиков-девятиклассников, как и для остальных абитуриентов, претендующих на бюджетные места, пройдет с 18 июля по 1 августа, а на основе 11 классов либо ПТО — с 18 июля по 6 августа.
Ребятам, выбравшим целевую подготовку, надо понимать, что учиться они будут в интересах конкретной организации. Их обучение, практики, курсовые и дипломный проекты будут ориентированы на ту организацию, с которой они заключили договор. Здесь хочется дать совет родителям: досконально изучите условия, в которых затем доведется работать вашему ребенку. В идеале, конечно, чтобы абитуриент сам проявил самостоятельность и инициировал какие-то варианты своего дальнейшего жизнеустройства. Ведь если родителям все нравится, это не значит, что и их ребенку тоже понравится. Еще напомню: минимальный срок обязательной отработки у целевиков составляет два года на уровне ПТО и три — на уровне ССО, поэтому профессиональный выбор нужно делать осознанно.
Кроме того, наша задача, чтобы выпускники 9-х классов с не очень высокой успеваемостью, но высокой мотивацией к получению рабочей профессии выбрали свою стезю. К тому же все выпускники, поступающие в колледжи на основе базового образования, получают общее среднее в обязательном порядке. И если учащийся, пройдя практику на предприятии, начнет понимать, что хочет развиваться дальше и получить высшее образование, то он сможет это сделать. Тем более наши выпускники могут поступать в вузы на программы с сокращенным сроком обучения, в том числе на заочку, где будут с удовольствием обучаться без отрыва от производства. В плане непрерывного образования в нашей стране есть много возможностей.
Перспективы развития
— Что влияет на успешность партнерства колледжа и организации?
— Любой процесс требует развития и всегда есть перспективы для сотрудничества. Но хочу отметить, что наши предприятия в последние годы выстроили и развивают систему взаимодействия не только с учреждениями профессионального образования, но и со школами и гимназиями. Например, на “Атланте” только за последний год побывали более тысячи школьников и ознакомились с современным производством. Большинство наших флагманов стараются взаимодействовать со школами, доводить информацию о своих возможностях, карьерном росте, дополнительных стимулах и общественной жизни, чтобы привлечь потенциальных абитуриентов.
Сейчас предприятия вместе с колледжами активно занимаются выполнением поручения главы государства по созданию учебно-производственных мастерских. В данный момент мы пытаемся выстроить различные алгоритмы, исходя из специфики производства и специальности. За два года планируется создать около 70 таких мастерских, классов, цехов, участков. Например, недавно МАЗ анонсировал создание сварочной мастерской для Минского государственного колледжа автомобилестроения. Сейчас РИПО занимается методическими разработками для создания алгоритма такого взаимодействия в рамках обучения в учебно-производственных мастерских.
Если подытожить, то сейчас взаимодействие налажено действительно очень тесное. Спасибо большое предприятиям, что они нас поддерживают, начиная с ранней профориентации школьников.
Стопроцентного попадания!
— Александра Николаевна, и напоследок ваш совет и пожелание нынешним абитуриентам.
— Спокойно и осмысленно подойти к выбору своей дальнейшей траектории. Если вы пойдете в колледж, а потом поймете, что хотите стать ученым или офицером — вам открыты все дороги. Многие выпускники колледжей пошли по научной стезе, поступили в Военную академию, Академию МВД, стали педагогами, причем получив технические профессии.
Конечно, самая благоприятная траектория — сразу правильное определение будущей сферы деятельности и стопроцентное попадание в профессию. Тогда человек достаточно быстро растет в рамках смежных специальностей и его вход на предприятие проще, ему легче влиться в коллектив, который в свою очередь окружит заботой и поддержит молодого специалиста на пути профессионального роста.
Поэтому хочется посоветовать изучить все возможности, предоставляемые тем или иным предприятием, на котором, возможно, будет работать абитуриент. Причем не только родителям изучить их, а вместе со своим ребенком побывать на экскурсии в организации, пообщаться с работниками, а также ознакомиться с сайтом и соцсетями организации. Ведь там сейчас размещается очень много информации и роликов, в которых представлены рабочие процессы и общественная жизнь коллектива.
Кроме того, хочу напомнить заблаговременно озаботиться получением медицинской справки, потому что это достаточно долгий процесс. Но к моменту оформления справки необходимо точно определиться с профессиями. Ведь в поликлинике должны оценить, нет ли у вас противопоказаний к получению той или иной специальности. Здесь, чтобы не было разочарований, настоятельно рекомендую заранее обратиться в поликлинику. А затем не забыть прописать в справке весь диапазон профессий и специальностей, которые вы рассматриваете.
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА