В числе наиболее распространенных на сегодня способов совершения киберпреступлений — звонки злоумышленников гражданам с последующим выманиванием денег под видом сотрудников «Энергосбыта», «Водоканала», представителей банков, операторов связи, правоохранительных органов. Об этом корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по противодействию киберпреступности МВД Анна Галинская.
По словам эксперта по кибербезопасности, схемы обмана лжеспециалистами применяются самые разные. По одной из них, к примеру, мошенник звонит человеку по городскому телефону, представляется сотрудником «Энергосбыта» и под предлогом замены счетчиков выманивает личные данные. В скором времени ему перезванивает по мессенджеру второй злоумышленник, работающий в паре с первым. Представляется милиционером и предупреждает, что звонивший специалист по счетчикам на самом деле мошенник, который воспользуется продиктованными ему личными данными гражданина для оформления на его имя кредита, других преступных действий. Чтобы избежать опасности, предлагает перевести деньги на «защищенный счет», предпринять еще какие-то выгодные злоумышленнику манипуляции. Если человек поддается на уловку и идет на это, он теряет свои сбережения.
Звоня гражданам под видом оператора связи, мошенники сообщают, к примеру, что договор на услуги закончился, но можно легко и просто продлить его онлайн, для чего нужно установить на мобильный телефон их приложение. Далее скидывают ссылку на фейковое приложение, которое визуально легко принять за настоящее, поскольку используются логотипы оператора связи, выдержан фирменный стиль, цвета. Если абонент его скачивает, злоумышленники получают удаленный доступ к гаджету, видят всё, что происходит на экране. В том числе — приходящие уведомления от банков, вводимые логины, пароли. Получив таким образом доступ к банковскому карт-счету своей жертвы, обчищают его. Также выдающие себя за операторов связи мошенники могут преследовать другие преступные цели.
— Нельзя сообщать по телефону людям, которых не знаете, свои персональные данные — данные паспорта, банковской карты, коды из уведомлений. Не устанавливайте приложения из файлов или скачанные по ссылкам, полученным в мессенджерах, даже от ваших знакомых. Ведь злоумышленники могли получить доступ к их аккаунтам, — отмечает А. Галинская. — Мошенники могут представиться кем угодно, выслать для подтверждения свои фотографии или изображения удостоверений, которые на самом деле являются поддельными. Есть даже случаи, когда выдающие себя за правоохранителей злоумышленники связываются с жертвами по видеосвязи якобы из своих рабочих кабинетов. Хочу подчеркнуть, что сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры, не интересуются вашим бюджетом, не просят оформить кредиты или участвовать в разоблачении кого-либо.
Нужно проверять номера телефонов, с которых поступают звонки, — понятно, что с иностранных тот же «Белтелеком» или «Энергосбыт» звонить не будут. Если есть сомнения в том, не пытаются ли вас обмануть, следует перезвонить по официальным номерам телефонов побеспокоившей вас организации и перепроверить информацию.
Оксана МЫТЬКО
Фото с сайта pixabay.com