Когда рисование лечит: рассказываем про техники ИЗО в коррекционной работе с детьми с ОПФР

- 16:36Образование, Приложение, Психолог в школе

Маленький человек живет в мире ярких красок и чудесных звуков, новых открытий и незабываемых впечатлений. А какими событиями наполняется мир особенного ребенка?

Детям с особенностями психофизического развития необходимо помочь увидеть, услышать, почувствовать разно­образие мира и стать его частицей, а также научить взаимодействовать с ним.

Работая педагогом-психологом в коррекционном центре с детьми, имеющими сложные нарушения в физическом и интеллектуальном развитии, средством для включения во взаимодействие с миром я выбрала изотерапию.

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия — это инструмент для изу­чения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения само­оценки. Положительные результаты дает изотерапия при умственной отсталости, если возникают трудности вербального контакта.

В начале коррекционных занятий уместно использовать технику штриховки и каракулей. Ребенок совершает действия в ритме, что помогает снять эмоциональное напряжение.

Дети наносят на поверхность бумаги линии хаотично, небрежно, неумело или, наоборот, точно и внимательно, в соответствии с собственным психофизиологическим ритмом. Отдельные каракули говорят об уровне тревожности у ребенка, его эмоциональном состоянии.

Часто используемая техника в работе с учащимися с особенностями развития — пальчиковое рисование. Для детей такое занятие не безразлично и вызывает ­диапазон эмоциональных реакций в связи с нестандартностью ситуации, новыми тактильными ощущениями. К тому же рисование пальчиками — это рефлекторный массаж. На ладонях есть чувствительные точки, которые связаны с органами тела. Массажируем эти точки — добиваемся улучшения состояния организма. Учащиеся работают пальчиками как на готовом шаблоне, так и самостоятельно: рисуют капельки дождя на тучке, лучики солнца, ягоды на виноградной грозди, дорожку.

Эффективно работать с детьми в технике марания. У марания нет оценки “плохо — хорошо”, “правильно — неправильно” — для нее характерны деструктивные действия со средствами рисования. Впоследствии ребенок избегает негативных действий в домашней обстановке. Техника марания помогает созданию спонтанных рисунков. При использовании этой техники ребенок брызгает краской, наносит много слоев и смешивает цвета, зарисовывает изображения, например, какой-то образ или вход в пещеру, создает линиями рисунок природных явлений. Эта техника выполняет задачи по преодолению страха и гнева.

Интерес у учащихся вызывает и рисование сухими листьями. Они приносят много радости детям: ­листья натуральны, пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. Данная техника создания рисунка помогает процессу адаптации в новом пространстве. Здесь не требуется четкости линий, что повышает самооценку. С заданием справляются даже дети с выраженной моторной нелов­костью. С помощью листьев создаются тематические изображения, рисунки-отпечатки. Целесообразно использовать такое задание для релаксации.

В коррекционной работе с детьми можно применять разные техники рисования — традиционные, нетрадиционные и даже новаторские.

Детям, у которых нет ограничений движения пальцев рук, предлагаю обычное рисование с применением цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, красок. Для выполнения рекомендуются несложные задания — разукрасить рисунок, заштриховать фигуру, создать картину по номерам.

Однако не всем детям дано овладеть кистью или карандашом. Кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, у кого-то вызывает положительные эмоции только определенная фактура используемых инструментов.

Рисование карандашами требует минимального навыка рисования. Отсутствие этих навыков у ребенка с детским церебральным параличом может оттолкнуть его от занятия творчеством. В таком случае в план занятий включаю общедоступные в выполнении нетрадиционные техники рисования — работу с мятой бумагой, штампами, нитками, растягивание кляксы наклоном листа. Перечисленные способы доступны детям с ДЦП. Все задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.

Для снятия барьеров во взаимодействии и налаживании контакта использую необычные, новаторские способы изобразительной деятельности.

Они просты в исполнении и направлены на включение ребенка в совместную деятельность, снятие напряжения. Ребенок в любом случае видит результат своей творческой деятельности, что улучшает его эмоциональное состояние и формирует более стойкий контакт со взрослым.

Например, рисование пеной — простой способ творческой деятельности с удивительным результатом. На пищевую пленку необходимо нанести тонкий слой пены для бритья. Ребенок в произвольном порядке капает жидкий пищевой краситель и делает разводы кисточкой. Если малыш или подросток затрудняется в самостоятельном выполнении движений, можно данные действия выполнить способом “рука в руке”. Затем на поверхность прикладываем чистый лист бумаги и получаем фантастический рисунок с мраморным эффектом.

Многим детям доступна и вызывает спектр эмоций творческая деятельность с неньютоновской жидкостью. Неньютоновская жидкость — это разноцветная субстанция, которую можно приготовить самостоятельно из крахмала и воды, добавив гуашь любого цвета. Когда масса становится однородной, ее можно руками наносить на лист бумаги, формируя абстрактные узоры. В этом рисунке нет ровных линий, но они и не нужны. Зато в результате мы получим удивленного, радостного ребенка.

Создать сюрпризный момент поможет техника невидимого рисунка. Свечой рисуем контур рисунка, оставляя невидимые линии. Теперь ребенок может приступать к самому интересному — раскрашиванию бумаги красками.

В зимний период поднимает настроение и увлекает детей творчество на сугробах. Для этого достаточно лишь воды, закрашенной гуашью. Используя пульверизатор, можно раскрашивать сугробы, раз­рисовывать листья на заснеженных кустах и деревьях, замерзшие лужи или сделать цветной наряд снеговику.

Какие бы техники рисования я ни решила применить в своей профессиональной деятельности, неизменным остается главное — их включение должно активизировать творческие способности особенного ученика, улучшать эмоциональное состояние, давать доступное пространство для самовыражения, делать разносторонним межличностное общение.

Елена ИСАКОВА,
педагог-психолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Большой Берестовицы Гродненской области