Выпускникам данной специальности будет присваиваться квалификация «техник-метролог». Об этом журналистам сообщила заместитель начальника Главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова, передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Фото БелТА
— Техники-метрологи будут уметь работать с новейшими средствами измерения в промышленности, — пояснила А. Петрова. — На сегодня наиболее востребованы рабочие со средним специальным образованием. Мы планируем открытие еще двух новых специальностей — «Техническая эксплуатация мехатронных систем электронного производства» с присвоением квалификации «техник-мехатроник» и «Производство изделий микро- и наноэлектроники» с квалификацией «измеритель электрофизических параметров изделий электронной техники». Эти специальности для высокотехнологичных производств. Они позволят будущим выпускникам работать на хорошо оснащенном современном производстве.
По ее словам, в Беларуси 226 колледжей. Кроме того, есть 37 иных учреждений образования, реализующих программы ПТО и ССО, — это филиалы УВО, гимназии-колледжи искусств, а также училища олимпийского резерва, готовящие по спортивным специальностям.
— Колледжи довольно равномерно распределены по всей стране. Поэтому, чтобы получить среднее специальное или профессионально-техническое образование, необязательно ехать в областные города, это можно сделать и в своем регионе, где ребята получают общее базовое или среднее образование. Основной контингент учащихся в наших колледжах — выпускники 9-х классов. Всего же на уровне ССО обучаются около 40 тыс. человек, а на уровне ПТО — порядка 27 тыс., — добавила А. Петрова.
К слову, согласно оперативной информации по формированию планов приема в 2024 г. на уровень ССО планируется принять около 39,5 тыс. человек: порядка 28,4 тыс. — на бюджет и 11,1 тыс. — на платную форму. На уровень ПТО ожидают около 26,6 тыс.
Начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Минобразования убеждена, что самыми востребованными на рынке труда являются выпускники, прошедшие через систему интеграции. Это те, кто получил ПТО и профессию, прошел практику на предприятии и научился эксплуатировать оборудование, поступил на уровень ССО и освоил уже компонент управленческий, конструкторский и проектировочный, а затем все полученные знания, умения и навыки закрепил, приобретая и высшее образование. Такие специалисты особенно востребованы в сфере техники и технологий, реальном секторе экономики.
Фото из архива редакции носит иллюстративный характер
— На уровне ССО лидирует профиль образования «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли», для которого готовят более 30 % учащихся. Все-таки технические специальности превалируют. Также довольно большими являются профили «Бизнес, управление и право» (около 16 %), «Здравоохранение и социальная защита» (более 13 %), «Сельское, лесное, рыбное хозяйство и ветеринария» (около 9 %) и «Педагогика» (около 8 %). Их специальности очень востребованы экономикой, пользуются популярностью и у абитуриентов. Так, на уровень ССО на педагогические и медицинские специальности поступают ребята с наиболее высокими средними баллами. Это достаточно мотивированные выпускники школ, которые сознательно выбирают определенную сферу и развиваются в ней дальше. По интеграции с высшим образованием «Педагогика» также является ведущей. Ведь, получая педагогическую специальность на уровне ССО, большая доля выпускников идет на высшее образование. Особенно популярно заочное обучение, — рассказала А. Петрова.
Что касается уровня ПТО, то и здесь главенствует профиль образования «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли» (более 70 %) и «Сельское, лесное, рыбное хозяйство и ветеринария» (свыше 13 %).
— На уровне ПТО обеспечивается гибкость и практикоориентированность. Наши выпускники имеют более двух профессий, что позволяет им ориентироваться в определенной сфере экономики и быть более востребованными и универсальными. Существенных изменений в структуре приема для получения профессионально-технического и среднего специального образования в этом году не ожидается, — отметила А. Петрова. — Обучение в наших учреждениях образования — путь достижения определенных компетенций, которые в дальнейшем пригодятся на профессиональной стезе.
Ольга АНТОНЕНКОВА