Коллективное творчество: забытое старое или актуальная новация?

- 13:23Авторские колонки, Па справе з Наталляй Бушной

 

Ведущая рубрики —
директор столичной гимназии № 1
Наталия БУШНАЯ
  

 

 

 

 

 

 

Динамично меняющийся мир диктует новые требования к специалистам любого профиля. Современные запросы работодателей к работнику связаны не только с его профессиональными знаниями, умением быстро адаптироваться к любым внешним изменениям, но и со способностью отмечать новые тренды, разрабатывать на их основе собственные идеи, проекты, технологии. Необходимыми качествами специалиста становятся инициативность, самостоятельность, ответственность и креативность. Творчество — важная характеристика деятельности современного человека. Само же понятие творчества в наши дни приобретает новый контекст. Это не только создание нового из области искусства, а новация в сфере жизнедеятельности человека. Оно предполагает не просто создание оригинального продукта, но, прежде всего, его ориентацию на полезность и значимость для общества. 

Но если ранее творчество рассматривалось как проявление индивидуальных способностей человека, то XXI век определил значимость в творческом процессе коллективного начала. Для серьезных достижений как в образовании, науке, технике, производстве, так и в сфере искусства необходимы творческие усилия целых коллективов. 

Мало быть творцом, необходимо научиться работать в команде. Поэтому одной из важнейших задач современной школы становится развитие у учащихся способности творчески работать в коллективе. 

Коллективное дело не является абсолютной новацией в педагогике. Воспитание через творческое начало, значимое для коллектива, было и остается важной ценностной опорой нашего образования. Социальная сплоченность, которая формируется в процессе коллективного творческого дела, направлена на формирование социальной ответственности. Поэтому сегодня, когда воспитательная составляющая образования выходит на главные позиции, важно вовлечь учащихся в творческие дела, значимые для коллектива класса, школы, района, города. Актуальными формами такой активности выступают не единоличные конкурсы, а те, что требуют коллективных усилий. Не менее важным является представление результатов коллективной работы в контексте социальной значимости. Коллективная деятельность выступает эффективным средством формирования гражданской позиции через постановку педагогом задач, направленных на овладение учащимися технологиями взаимодействия в коллективе. Ведь достижение цели, личностно значимой для учащегося, происходит в пространстве взаимодействия с интересами других людей и коллектива в целом. И здесь не могу не отметить значимый потенциал разновозрастных общностей, которые формируются в процессе коллективного творческого дела. Формами их организации могут быть клубы, творческие мастерские, проектные группы. В последний год свою эффективность показали молодежные переговорные и диалоговые площадки — они выступают средством наращивания социального опыта самореализации учащихся. 

Особенность нашего проекта “Литературные гостиные: диалог поколений” состоит том, что диалог строится средствами прозы, поэзии и музыки. И каждый раз я убеждаюсь: нашим “цифровым” детям очень интересны такие формы активности. И не просто интересны, они востребованы современной молодежью.

Представлю наш гимназический проект “Литературные гостиные: диалог поколений”, который объединяет людей разного возраста и разных профессий. Проект действует не первый год. В нем участвуют учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги, родители, представители общественности. А темы встреч подсказывает сама жизнь. Так, в праздничные дни мы провели гостиную “Рождество приходит к каждому”, на которой вместе с приглашенными на встречу представителями Православной церкви вели диалог поколений о духовно-нравственных ценностях нашего Отечества. В День единения народов России и Беларуси диалог “Два языка как два крыла у птицы” опирался на общую для наших народов историю, культуру, литературу. Ежегодно в канун дня Великой Победы учащиеся, педагоги, родители и представители социума ведут диалог о героическом прошлом нашего народа. В этом году он прошел под девизом “Нам этот мир завещано беречь”. Особенность таких встреч состоит том, что диалог строится средствами прозы, поэзии и музыки. И каждый раз я убеждаюсь в том, что нашим “цифровым” детям очень интересны такие формы активности. И не просто интересны, они востребованы современной молодежью. Этот проект сформировал творческую разновозрастную группу, которая от встречи к встрече может менять состав, чаще всего за счет расширения рядов участников, но неизменным остается слоган “Мы вместе”. Не могу не отметить вдохновителя и руководителя этого проекта — учителя русского языка и литературы Оксану Юрьевну Савчак.

Как видим, коллективное творческое дело — это не разовое мероприятие в плане работы школы. Это настоящее дело, которое участники рассматривают как значимое событие, в котором происходит совместное бытие, со-бытие взрослого и учащегося, направленное на достижение цели, значимой для каждого участника и коллектива в целом.