На республиканском семинаре Светлогорщина представила опыт по укреплению здоровья детей, сообщает корреспондент “Настаўніцкай газеты”.
Участники мероприятия ознакомились с системой работы средней школы № 3 Светлогорска по формированию у детей навыков ЗОЖ: был представлен опыт взаимодействия с Центральной районной больницей, Светлогорским зональным центром гигиены и эпидемиологии, Центром, дружественным подросткам, “Новое поколение”, районной организацией Белорусского Красного Креста. Выставки, презентации, тренинги с учащимися, тематические занятия, спортивные перемены рассказывали об особенностях создания здоровьесберегающей среды.
Как оказалось, школьники с интересом включаются в интерактивные игры, диалоги, квесты, проводимые врачом-валеологом. Учащиеся 8—11 классов прошли обучение в Центре, дружественном подросткам, и теперь в качестве волонтеров занимаются со сверстниками по принципу “равный обучает равного”. На практико-ориентированных занятиях, которые организует Красный Крест, учащиеся 9—11 классов учатся оказывать первую помощь. Гости увидели, как дети выполняли на манекене сердечно-легочную реанимацию.
— Создание необходимых условий в учреждении образования, в том числе для сохранения здоровья учащихся, — одна из приоритетных задач, — сказала директор средней школы № 3 Наталья Исаенко. — С 2018 года коллектив включился в реализацию информационного проекта “Школа — территория здоровья”. В прошлом году мы получили статус ресурсного центра по здоровьесбережению, что придает дополнительный импульс для совершенствования, трансляции опыта, в том числе по взаимодействию с учреждениями здравоохранения.
Действительно сделано многое: все 22 учебных кабинета оснащены ученическими конторками, есть ростовые линейки, тренажеры для зрения. Тематически оформлены даже пол, стены, лестничные марши. Поднимаясь по ступеням, читаешь: “Маленькие шаги ведут к большим победам”, “Каждое усилие — это твой вклад в будущее”, “Успех — это результат маленьких шагов каждый день”. С такой сопровождающей мотивацией все по плечу.
Учащийся Евгений обратил внимание гостей на тренажеры для глаз, которые заключены в шестигранники и размещаются в коридоре. Он также рассказал, что зарядку для глаз делает каждый час на перемене. А еще четвероклассник продемонстрировал любимое упражнение — научил взрослых рисовать в воздухе носом, будто бы нос — это карандаш. Сделать круг, цветок и змейку оказалось легко и весело — отличная зарядка!
Проект “Спортивные перемены”, предложенный ребятами, гармонично интегрировался в процесс, направленный на сохранение здоровья. Кстати, учащиеся 5—11 классов с удовольствием их проводят для начальной школы. Опыт такого активного отдыха уже переняли 5 сельских и 12 городских школ, после того как Наталья Исаенко поделилась им на районном учебно-методическом семинаре.
В 3-й школе говорят “нет” гаджетам, а проект “Семья без гаджетов” помогает снизить зависимость от мобильных устройств. Родители и ребята отмечают: как только стали чаще отказываться от телефонов, начали лучше понимать друг друга, больше играть в настольные игры, совместно посещать музеи, тренировки.
Прививают желание вести здоровый и активный образ жизни объединения по интересам физкультурно-спортивной направленности, которые функционируют на протяжении всей недели. Мальчишки и девчонки выбирают чирлидинг, волейбол, таэквондо или хоккей. Кроме того, активно проводится подготовка спортсменов и сборных команд школы для участия в соревнованиях. Пару приемов от таэквондистов, и у присутствующих нет ни тени сомнения, что этот вид спорта помогает развивать силу воли и уверенность в себе.
— Наши дети участвуют в спортивных мероприятиях, получают полезную информацию о профилактике различных заболеваний, отвечая на вопросы викторин, решая ребусы, изучая профилактические кейсы. А помогают им в этом взрослые. Активно включаются в работу по здоровьесбережению классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учителя физической культуры и здоровья, педагоги дополнительного образования, — сообщила руководитель школы.
Ресурсный центр по здоровьесбережению активно взаимодействует с другими учреждениями образования района. В детском саду № 15 волонтеры школы проводят для малышей игры, готовят театральные постановки по формированию навыков здорового образа жизни. Налажено взаимодействие со средней школой № 12 Светлогорска имени И.Г.Котлярова, Сосновоборской средней школой.
Посетив все интерактивные и игровые площадки, тренинги, занятия в 4 и 9 классах (девятиклассники вместе с педагогом и врачом Светлогорской ЦРБ на уроке биологии говорили о гигиене сердечно-сосудистой системы), заместитель министра образования Александр Кадлубай отметил, что вопросы здоровьесбережения находятся под пристальным вниманием образовательного ведомства.
В республике на базе учреждений образования создано 17 ресурсных центров по здоровьесбережению. Главная их цель — отследить, как меняются параметры здоровья детей, и распространить перспективный опыт на всю страну.
— Система работы, которую продемонстрировали в средней школе № 3 Светлогорска, говорит о том, что педагоги делают все, чтобы обучить, воспитать и при этом сохранить и укрепить здоровье школьников. Здоровье наших детей — залог процветания страны! — подчеркнул Александр Кадлубай.
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото и видео автора