Коррекция ошибок на замену гласных

- 14:33Спецыяльная адукацыя

У учащихся начальных классов средних школ встречаются ошибки на замену гласных а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. Эти ошибки могут быть вызваны двумя причинами. Во-первых, учащиеся не чувствуют твердости и мягкости согласных звуков перед гласными. Во-вторых, на месте гласных я, ё, ю они слышат гласные а, о, у и пишут их.

Основной задачей моей работы является формирование у учащихся умения слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными второго ряда я, ё, ю, е, и и твердое звучание согласных перед гласными первого ряда а, о, у, э, ы. Таким образом, ученики смешивают не графический образ гласных первого и второго ряда (графемы), а их фонетическое звучание в слове. Поэтому целью упражнений является формирование у учащихся умения выбирать тот или иной гласный, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного с помощью букв я, ё, ю, е, и, которые указывают на мягкость согласных (обозначают мягкость согласных).

Примеры упражнений

1. Сравни пару слов по звучанию и смыслу: мал — мял.

3. Спиши имена и фамилии. Укажи твердость и мягкость согласных перед буквами а-я.

Прасковья Вяткина, Марья Рязанова, Наталья Лямина, Дарья Рябова, Илья Ляпунов, Софья Фялова.

4. Вставь пропущенные буквы а-я.  К словам из первого столбика подбери подходящие из второго и соедини их стрелками.

хитра_                           б_бочк_

ловк_я мышк_

пушиста_                       зме_

сер_я обезь_н_

ядовит_я                         кош_

ярка_                               лис_

5. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы а-я.

Цветы у В_ли зав_ли. Мы вчер_ игр_ли в пр_тки. Сын гл_дит, как мама гл_дит. Над_ и Д_ша ед_т кашу. Юра был р_д, что поп_л в первый р_д. У Пети ут_т_, у Вити кот_т_. Я с_ду в с_ду.

При подборе упражнений для оказания коррекционной помощи учащимся я руководствуюсь следующими задачами и направлениями работы: развитие слухового и зрительного внимания; развитие фонематического восприятия; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие слуховых дифференцировок (работа над дифференциацией оппозиционных звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания и текста).

Задания, предъявляемые детям, должны быть максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом. На материале упражнений должен происходить постоянный звукобуквенный анализ и синтез. На занятиях должны сочетаться учебные и игровые методы работы, должна проводиться систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания и восприятия.

Для развития слухового и зрительного внимания и фонематического восприятия учащимся предлагается игра “Звук — хлопок”, игра “Будь внимателен, + –” (для определения наличия звука в слове), игра “Будь внимателен, у-ю”,  игра “Лёня и Рома” (картинки, в названии которых мягкий звук, положи в карман Лёни, а картинки, в названии которых твердый звук, положи в карман Ромы), “Исправь ошибки”, “Начерти схемы слов”.

Для развития фонематического анализа и синтеза детям предлагаются игры “Светофор” (выделение звука из слова), “Числовые ряды” (определение места звука в слове, последовательности и количества звуков в слове). Для уточнения артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане учащиеся произносят звуки перед индивидуальными зеркалами; определяют звук по беззвучной артикуляции.

Для развития слуховых дифференцировок а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах учащимся предлагаются задания “Замени гласный”, “Сравни слова” (слова-квазиомонимы), “Скажи наоборот”, “Составь из слогов слова”, “Измени слова по образцу”, “Запиши названия картинок в два столбика”, “Спиши слова, словосочетания, предложения и текст, вставляя пропущенные буквы”, “Спиши предложения, раскрывая скобки”, “Составь из слов предложения”.

Игра “Скажи наоборот”

— Я называю слог с а и бросаю мяч, а вы придумываете слог с я и бросаете мне мяч. И наоборот:

ма — мя, на — …, та — …, ач —…, ар — …, фа — …, ла — …, ам — … .

— Как звучат согласные перед буквой а, перед буквой я? Почему? Какую букву выберем после твердого согласного? После мягкого согласного?

Подбор упражнений строю с учетом речевого развития учащихся, их индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Светлана ЖУРАВЛЁВА,
учитель-дефектолог ПКПП средней школы № 13 Баранович.