Лик Земли: суша и водная поверхность

- 17:22Партфоліа

Учитывая небольшое количество часов на изучение предмета “География”, учащимся достаточно сложно запомнить большой объем разноплановой учебной информации. В этой связи учителю необходимо использовать в процессе обучения специальные приемы, облегчающие восприятие информации и способствующие повышению качества знаний учащихся. Предлагаю вниманию коллег разработку урока по теме “Лик Земли: суша и водная поверхность” в 5 классе по предмету “Человек и мир”.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительная беседа (см. таблицу 1).

— С сегодняшнего урока начинается новый раздел, который полностью посвящен планете Земля — истории открытий и особенностям природы. Мы уже изучили положение Земли среди других планет, знаем ее размеры, особенности происхождения, виды движения в пространстве и следствия этих процессов, взаимодействие с другими объектами Солнечной системы.

При изучении предыдущих тем учащиеся записывали мнемоопору: “Третья от Солнца, четыре — длина, пять — это площадь, а шесть — глубина!” Цифры являются опорой для припоминания следующих параметров Земли: 3 — Земля — третья от Солнца планета, 4 — длина Земли по окружности (экватору) — 40 000 км (“четыре ноля”), 5 — площадь Земли — 510 млн км2 (фраза для запоминания цифр — “Земля заселенная”, первое слово 5 букв, второе — 10), 6 — средний радиус Земли (глубина) — 6371 км (фраза для запоминая цифр — “Радиус мал”, — сказала я”).

2. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу, выход на тему урока.

Для проверки домашнего задания и выхода на тему урока предлагается ответить на вопросы с выбором варианта ответа из предложенных. В качестве листа для ответов используется таблица из 9 ячеек (3×3).

123
456
789

Вопросы выводятся на экран, ответы у учащихся на столе. Необходимо выбрать правильный ответ и поставить букву, под которой содержится правильный ответ, в соотвествующую номеру вопроса ячейку.

Вопросы: 1. Средний радиус Земли? 2. Воображаемая ось Земли, проходящая через Северный и Южный … . 3. Какова длина Земли по экватору? 4. Какое место по размеру занимает Земля среди планет Солнечной системы? 5. Ближайшее к Земле небесное тело? 6. Период, за который Земля делает один оборот вокруг Солнца? 7. Как называется пояс освещенности, который находится между тропическим и полярным поясами? 8. Ближайшая к Земле звезда? 9. На какое число июня и декабря выпадают дни летнего и зимнего солнцестояния?

Ответы (см. таблицу 2).

После заполнения таблицы учащиеся меняются листами ответов для проверки. Проверка проводится с помощью цифрового кода 325 169 874. Если ответы правильные, то должен получиться следующий набор букв: ВОДАИСУША (читаем фразу “ВОДА И СУША”).

Такой тип заданий позаимствован из методики комплексного интеллектуаль­ного развития младших школьников, разработанной Г.А.Бакуниной. Подобного рода задания, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности учащихся, использую на различных этапах урока.

В зависимости от количества ошибок учащиеся получают баллы: без ошибок — 4 балла; 1—2 ошибки — 3 балла; 3—4 ошибки — 2 балла, 5 и более ошибок — 1 балл (баллы записываются на карточки).

3. Изучение основного материала.

— Как вы думаете, какое отношение к Земле имеет получившаяся у нас фраза “ВОДА И СУША”? (Земная поверхность состоит из суши и воды.)

Есть ли еще планеты, на которых столько воды в жидком состоянии? (Земля в этом отношении уникальная планета.)

Английский писатель Артур Кларк как-то сказал: “Довольно неуместно называть эту планету Земля, когда очевидно, что она  Океан”. Почему он сделал такой вывод? Согласны ли вы с ним? (С помощью карты учащиеся визуально определяют, что, действительно, водная поверхность преобладает.)

Именно водная поверность и участки суши определяют облик Земли, который нельзя спутать ни с какими другими планетами.

Записываем тему урока: “Лик Земли: суша и водная поверхность”.

На экран выводятся вопросы, на которые учащиеся должны ответить в конце урока:

1. Сколько на Земле материков, частей света и океанов?

2. Какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — вода?

3. Перечислять материки и океаны по мере уменьшения их площади.

4. Называть и показывать на карте материки, части света, океаны, крупнейшие острова, полуострова и важнейшие перешейки.

Фронтальная беседа:

— Сколько на Земле выделяется материков и океанов? (6 материков, 4 океана.)

— Какие материки вы можете назвать?

— Какие океаны вы знаете?

Комментарий. Эти вопросы не вызывают особых затруднений у учащихся, поэтому можно вызвать учеников к доске, чтобы они на карте показали материки и океаны (остальные учащие­ся находят эти объекты в атласах).

Учащимся предлагается “математический пример”: ЗЕМЛЯ = 6 + 4. (Записы­ваем в тетрадь, используем символ “S” — площадь, Å _ _5<;O).

— Что может обозначать эта запись? (Земля состоит из 6 материков и 4 океанов.) Вспомните площадь поверхности Земли (ученики уже знают мнемоническую фразу “Земля заселенная” — по количеству букв в словах получается цифра 510 млн км2). Обратите внимание, что записанный пример также может подсказать нам площадь поверхности Земли: слово “ЗЕМЛЯ” — 5 букв, 6 + 4 = 10, получаем цифру 510.

Теперь самостоятельно расшифруйте пример: ВСЕ ОКЕАНЫ = 1. (Записываем в тетрадь, используем символ “S” — площадь, “собачка” с буковой “М” — Мировой океан. Получается цифра 361.) Как вы думаете, что это за цифра, что она может обозначать? (361 млн км2 — площадь океанов.) Сама фраза говорит о том, что все океаны связаны между собой и образуют МИРОВОЙ ОКЕАН.

Кроме приемов запоминания, отрабатываются навыки сворачивания информации с использованием общепринятых символов и придумывания своих. Это приемы визуализации и сворачивания информации.

Зная площадь поверхности Земли и площадь Мирового океана, легко посчитать площадь материков (510 – 361 = 149 млн км2). Вы и без расчетов с помощью карты определили, что площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. А какое примерно соотношение воды и суши? (Воды примерно 3/4, суши 1/4). Сколько же это будет в процентах? Целая часть 510 млн км2 — это 100% (учащиеся называют свои варианты).

Для того чтобы точно запомнить проценты суши, предлагаю еще раз обратиться к нашей фразе “Земля заселенная” и продолжить ее. Где живут люди на Земле? (На суше.) Как называются большие участки суши? (Материки.) Фразу продолжим так: “Земля заселенная на материках”. Первая часть фразы обозначает площадь поверхности Земли, а вторая (цифра 29) — это процент, занимаемый сушей (записываем в тетрадь). Несложно посчитать, сколько процентов занимает Мировой океан: 100 – 29 = 71%.

Обратите внимание, что цифры, показывающие площадь океанов в миллионах километров квадратных и процентах, заканчиваются на цифру “1”, а в величинах по материкам — на цифру “9”.

Мы получили ответ на вопрос 2 (Какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — вода?). (Ученики еще раз называют и объясняют цифры, характеризующие площадь суши и водной поверхности).

Вы уже назвали и показали 6 материков и 4 океана. Но в первом вопросе есть еще такое понятие, как “часть света”. Что такое часть света? Сколько частей света? Части света — это исторически сложившиеся названия отдельных крупных участков суши: целых материков, их частей и близлежащих островов.

Количество частей света равно количеству материков — 6. Обратите внимание на ячейку ответов № 6. Какая буква в этой ячейке? (При правильном ответе — “И”.) Какую фразу можно придумать с цифрой 6 и буквой “И” исходя из того, что вы узнали на уроке? (“6 материков и 6 частей света”.)

Сейчас проанализируйте рис. 36 учебника (стр. 57). Обратите внимание, как материки расположены по площади. Какую часть всей суши занимает самый большой материк Евразия? (Больше чем 1/3 часть.)

Теперь в тетрадь запишем названия материков от большего к меньшему (записывают в столбик, через одну клетку). Для визуализации размеры материков отображаем в виде зарисованных клеточек, в масштабе 1 клетка = 10 млн км2.

Сейчас посмотрите на рис. 37 (стр. 58). В чем разница между материками и частями света? (Евразия делится на 2 части света: ЕВРОПА и АЗИЯ, а Северная и Южная Америка объединяются в одну часть света — АМЕРИКА). Делаем запись в тетрадь. Для быстроты записи в дальнейшем предлагаю название “Евразия” заменить на сокращенный вариант — “ЕА” (две буквы символизируют две части света, их размер указывает на величину этих частей, Азия больше чем Европа, расположение букв указывает на то, что Европа на западе, Азия — на востоке). Также предлагается вариант сокращенной записи названий других материков.

Предложенный вариант замещения названия Евразия буквенным символом является примером визуализации и показывет, как с помощью просто двух букв можно “зашифровать” значительный объем информации.

4. Физкультурная разминка.

Предлагаю учащимся выйти к доске и образовать шесть материков. В зависимости от количества учеников в классе заранее придумываю, как поделить учеников исходя из пропорций площади материков. Ближе к дос­ке — север, справа — восток, слева — запад. С помощью географической карты обращаю внимание на тесную связь Евразии и Африки, Южной Америки и Северной Америки. Они соединяются перешейками — узкими участками суши. Евразия и Африка — Суэцким перешейком, Южная и Северная Америка — Панамским. Сейчас там находятся каналы — Суэцкий и Панамский. Прошу взяться двух учеников из названных материков за руки. Эта связь материков даже отражена в исторических названиях этих территорий: Евразия и Африка — Старый Свет, Америка — Новый Свет. Какие материки наиболее удалены? (Австралия, Антарк­тида.) Прошу по одному ученику отойти от групп “Северная Америка”, “Африка”, двоих — от “Евразии”, тем самым образуя острова: Гренландию, Новаю Гвинею, Калимантан, Мадагаскар. Разбираемся, что такое остров, находим перечисленные острова на карте. Затем моделируем понятие “полуостров” и определяем его признаки и отличие от острова. На карте находим полуострова: Аравийский и Скандинавский.

Физкультурные паузы стараюсь связать с темой урока. Предложенный вариант является одним из приемов визуа­лизации информации.

5. Выполнение практической работы № 1.

Далее учащиеся выполняют практическую работу: подписывают названия изученных объектов. Учитель кратко объясняет правила работы с контурной картой (на экран выводится образец правильно подписанных объектов на контурной карте, но не все). Учитель контролирует работу учащихся, при необходимости оказывает помощь.

В процессе выполнения задания сразу оценивается работа учащихся по 5-балльной системе (баллы записываются на карточки ответов).

— Обратите внимание, какой материк омывается всеми четырьмя океанами. (Евразия.) Запишите посередине, отступив 5 клеточек сверху, буквенный символ замещения названия Евразия. Теперь подпишем океаны, которые омывают этот материк по четырем сторонам горизонта, название океана подписываем только первой буквой. Поставьте около буквы, обозначающей океан, цифру, указывающую место океана по величине (Т-1, А-2, И-3, С-4.)

Давайте ответим на третий вопрос. (Перечислить материки и океаны по мере уменьшения их площади.) Для визуализации размеров океанов обозначим их так же, как материки, клеточками в масштабе 1 клетка = 10 млн км2.

Для запоминания последовательности площади океанов от большего к меньшему можно предложить мнемоопору — “ТА ИСа” (какЗЕМЛ имя). В будущем это пригодится для создания ассоциации с названием древнего океана ТЕТИС.

Какие выводы можно сделать, сравнивая площади океанов и материков? (Океаны гораздо больше материков.) Площади каких объектов одинаковы? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.) Объекты, на которых расположены полюса Земли.

6. Закрепление изученного материала, диагностика достижения планируемых результатов.

Для проверки степени первичного усвоения изученного материала учащимся предлагается выполнить небольшой тест или ответить на вопросы с помощью таблицы ответов. Вопросы и варианты ответов выводятся на экран.

Например, работа с таблицей ответов может предполагать следующие вопросы (записать в ячейках):

1. Ячейка 1 А — Самый маленький материк на земле? (Австралия.)

2. Ячейка 2 О — Участок суши, со всех сторон окруженный водой? (Остров.)

Можно предложить учащимся номера ячеек, а им необходимо записать слова или цифры, которые связаны с темой урока и буквами/цифрами в ячейке. Например, для ячейки 2 О ученики могут написать слова “остров”, “океан”, 29%, “Океа­ния”.

Объем и количество заданий на закрепление зависит от оставшегося времени. Обязательно в процессе закрепления еще раз ответить на четыре вопроса, поставленных в начале урока.

7. Подведение итогов, выставление отметок, домашнее задание.

По итогам урока выставляются отметки. В целом за проверку домашнего задания и выполнение практической работы учащиеся достигают результатов в 7—8 баллов. С учетом баллов за работу на уроке и закрепление, практически у всех учеников получаются высокие отметки. Если кто-то из учеников недоволен своей отметкой, можно предложить дополнительное домашнее задание. Например, придумать символы для обозначения океанов, мнемоопоры для запоминания последовательности материков по площади и т.д.

При достаточно высоком темпе работы учащиеся хорошо воспринимают и запоминают материал за счет разнообразия приемов и форм работы, использования заданий с логическими загадками, наглядности и разнообразной визуализации информации. Используемые приемы и формы работы вызывают интерес у учеников.

Вадим ШПЕТНЫЙ,
учитель географии Малоритской районной гимназии,

член клуба “Крыштальны журавель”.