Литература для экранного поколения

- 13:01Партфоліа

Экранное поколение — дети визуальной культуры. Для них образ мира — это прежде всего сетевая картинка в мобильном устройстве. Почему же не использовать на уроках литературы современные визуальные продукты?

Язык классической литературы для детей сегодняшнего дня чужой и сложный. Достаточно не понять одного только слова, и смысл художественного текста от юного читателя ускользает. Как говорил Гете, “чего человек не понимает, тем он не владеет”. Так и возникает проблема понимания текста, которая в конечном счете приводит к нелюбви к чтению. 

Трудно сказать, когда поэзия стала уходить из нашей жизни. В свое время еще А.Пушкин по этому поводу писал: “Читатели сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни”. “Прочитать” поэтический текст помогают приемы визуали­зации, которые дают возможность учащимся определять смыслы стихотворения, понимать свои эмоции, передавать их в виде зрительных образов.

Прием визуализации текста: “Я вижу слово”. Из списка лирических произведений поэтов Серебряного века предлагаю выбрать понравившееся стихо­творение и нарисовать к нему рисунок (плакат, баннер). Замысел поэтического произведения учащиеся изображают с помощью графических символов, эмодзи, ключевых фраз из стихотворения и сопровождают свою работу письменным комментарием. Визуализация поэтического текста помогает учащимся увидеть картину мира такой, какой ее представляли поэты Серебряного века. В качестве примера работа учащейся 11 класса Анастасии Ш.

“Когда я читала стихотворение А.Блока “Вхо­жу я в темные храмы”, вспоминала серию фото FollowMe, довольно популярную в сети интернет. Решила использовать формат таких фотографий при создании своего рисунка. В стихотворении поэт ждет Прекрасную Даму, олицетворяющую Красоту и Добро, но видит только “образ, сон о ней”. Как известно, алтарь в православном храме символизирует Царствие Небесное, которое, как мне кажется, в философии символистов означает “мир грез”. Прекрасная Дама ведет поэта в этот неземной, ирреальный мир. Загадочность Прекрасной Дамы подчеркивается полупрозрачной накидкой. Красный цвет лампад на моем рисунке символизирует таинственность и ожидание. ОНА ведет его за собой. А он, инок, послушник, следует за НЕЙ и находит ЕЕ даже в лике Богородицы”.

Прием визуализации текста: мультимедийная презентация стихотворения. Автор презентации каждую строфу (или несколько строк) стихотворения выносит на отдельный слайд; выбирает фон слайда согласно настроению, заложенному в содержании строфы; размещает картинку-образ, отражающую смысл поэтического фрагмента, и фото настроения человека, передающее эмоциональный строй данного отрывка. Такая работа с текстом, с одной стороны, предполагает “погружение” в текст и “принятие” читателем художественного мира произведения в собственный внутренний мир. С другой стороны, использование данного приема на уроке развивает способность учащихся распознавать, идентифицировать свои эмоции и передавать их в виде образов. 

Представлен фрагмент презентации стихотворения А.Ахматовой “Вечером”.

   

Прием визуализации текста: скрайбинг — процесс создания визуального кон­спекта, способ донесения информации через иллюстрирование ключевых фрагментов.

Рисование в рабочих тетрадях на уроках литературы служит в основном для соотнесения визуальных и словесных образов и картин, развивает воображение. Примене­ние таких конспектов улучшает процесс усвоения и запоминания учебной информации, способствует формированию связной речи. При создании визуальных конспектов учащиеся используют ключевые слова, мнемотехнику и символизацию. 

Прием визуализации текста: косплей — перевоплощение в различных литературных персонажей. Представить себя героем книги сложно. Нужно понять его характер, взгляд на жизнь, что для героя является приоритетным. Участники косплея, отождествляя себя с литературным персонажем, воссоздают не только внешность героя, но и его личностные качества. 

Косплей на персона­жей поэмы Н.Гоголя “Мер­т­вые души”.

     

Так ученик становится не наблюдателем за героями через “стеклышки литературных очков” писателя, а проживает с персонажем какой-то “участок” его жизни, пытается примерить на себе его судьбу.

Прием визуализации текста: создание графического образа. Графическая деятельность учащихся сама по себе является мощной мотивацией, так как каждому ученику дается возможность самому проецировать внутренний мир героя, по-своему интерпретировать содержание художественного текста. Юный читатель учится видеть, слушать и чувствовать текст, формируется собственная позиция, умение выражать ее и аргументировать.

Например, на уроке по пьесе А.Островского “Гроза” предлагаю описать жизненные ценности Тихона, Варвары, Катерины и других в формате лозунга из 3—4 слов и один из лозунгов проиллюстрировать. Осмысливая таким путем художественный текст, учащийся одновременно полу­чает опыт критического и визуального мышления и реализует свой творческий потенциал. 

Визуализировать героя — это визуально выделить смысловые де­тали, которыми характеризуется рассматриваемый персонаж. На уроке по роману Ф.Достоевского “Преступление и наказание” предлагаю визуализировать образ Ро­диона Раскольникова и сделать выводы о нем. 

Ключевой деталью одной из иллюстраций становится шарф, на котором во всю длину записаны основные положения теории Раскольникова. Шарф, сдавивший горло героя, символизирует силу его убеждений, из плена которых он уже не может выбраться. 

Вторая работа отражает двойственность и противоречивость личности Раскольникова,
раскол и раздвоение между добром (лошадь из сна Раскольникова, Сонечка, семье которой он готов помочь) и злом (старуха-процентщица, кабак, колесо, в которое “он попал клочком одежды, и его начало втягивать”). Каждая отдельная работа — это интерпретация художественного текста, отражение смыслов юных читателей.

Прием визуализации текста: работа с иллюстрациями. Применить данный прием можно не только на уроке русской литературы, но и на уроке русского языка. Раздаю учащимся иллюстрации Евгении Двоскиной “Пушкин с нами” и предлагаю создать подписи к ним, используя конструкции предложений с обособ­ленными членами.

Пушкин идет под дождем, взяв кота ученого под мышки, и ворчит: “Ах ты, безобразник, не знал, что Пушкин — наше все!”

 

 

 

 

 

 

Квадрат, чернеющий на полотне, поэт увидел сквозь пенсне.

 

 

 

 

 

 

Рыба, плавающая в реке, осуждающе смотрит на Пушкина и говорит ему: “Эх, брат Пушкин, ну ты и сукин сын!”

 

 

 

 

 

Сегодняшние дети — это дети нового мышления. Чтобы избежать конфликта и непонимания друг друга, учитель должен перестраиваться и учить детей читать и думать, используя новые средства обучения, диктуемые временем. Техники визуализации помогают овладеть навыками чтения, что в свою очередь делает каждого юного читателя “собеседником” (именно так называл своего будущего читателя  О.Мандельштам) великих художников прошлого и настоящего.

Татьяна АМБРУШКЕВИЧ, 
учитель русского языка и литературы
квалификационной категории “учитель-методист”
гимназии Осиповичей Могилевской области,
член клуба “Хрустальный журавль”.