Митрополит Нижегородский Георгий: «Важно передать детям злато духовного наследия»

- 15:00Родом из Беларуси

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, уроженец Беларуси, несет архиерейское служение в России более 20 лет. В числе неизменных приоритетов возглавляемой им митрополии — духовно-­нравственное воспитание детей и молодежи. В интервью корреспонденту “Настаўніцкай газеты” он поделился опытом, который накоплен в этой сфере Нижегородчиной, рассказал о своем белорусском детстве, высказал мнение по актуальным для современной школы вопросам.

Главное для ребенка — любовь и внимание  

— Вы родились и выросли на белорусской земле, в Жлобине. Какие воспоминания сохранились о детских годах?

— Когда мне приходится общаться с людьми, которые унывают, считая, что у них недостаточно средств, сложные жизненные обстоятельства, я им рассказываю о своем детстве. Отец — фронтовик, прошел всю войну с 1941 года, был сначала летчиком, потом артиллеристом, не раз был ранен. Мать сполна испила чашу горя, будучи в немецкой оккупации. Мы жили в очень простых условиях. Но главное воспоминание о тех годах — свет, теплота и радость, которые переполняли мое сердце. Я родился последним, шестым, ребенком в семье. Самый любимый, самый обласканный. Мы часто пытаемся подменить человеческое общение какими-то материальными вещами и благами, а ведь ребенку прежде всего нужны ласка, любовь и внимание.

Мои родители, родственники, соседи были простыми людьми, которые прошли через горнило вой­ны, видели много горя, смертей, поэтому очень дорожили жизнью, человеческим общением, их мало волновали материальные блага. Хлеб на столе есть, крыша над головой есть, живой, здоровый — это главное. А все остальное как получится. И вот такие неприхотливые люди — самые сильные по жизни. Я очень благодарен, что мои родные и во мне заложили эти качества, научили все переносить стойко, не пасовать перед трудностями, не унывать.     

Когда сегодня, в гораздо более тучное время, мы не довольны жизнью, во многом это происходит от духовной распущенности. Человеку тяжело устоять перед соблазнами без веры в сердце. И он очень легко перепрограммируется, переформатируется. Свет начинает звать тьмой, тьму — светом, зло — добром, добро — злом. А когда человек с утробы матери формируется с христианским мировоззрением, то многие явления в этой жизни, злобные и неправильные, тебя не касаются. Ты имеешь уже сформированную систему координат: что есть свет, тьма, добро, зло.

— В жизни каждого человека велика роль учителя. Кто из наставников особо повлиял на формирование вашей личности, выбор жизненного пути?

— Прежде всего это мои родители, а также две тетушки, сестры отца. Все они были верующими, благочестивыми людьми. Когда сегодня говорят, что га­джеты виноваты, интернет, это они детей не тому учат, я отвечаю: вы лукавите. Очень многое идет из семьи. Я вырос с верой Христовой в сердце в советское время, когда она была в поругании. Вместе с тем никогда не чувствовал себя изгоем общества, у меня было много друзей. Спортом занимались, в походы ходили, в “Зарнице” участвовали. Мои родители никогда не настраивали своих детей против советской власти. При этом учили быть честными, порядочными, послушными, усердными, трудолюбивыми. Если семья ведет благочестивый образ жизни, являет детям достойный пример, это обязательно отложится в их головах и сердцах. 

Конечно, не могу не вспомнить добрым словом своих школьных учителей. Я учился в обычной средней школе № 6 Жлобина. Самые светлые воспоминания остались об учителях русской литературы, географии, химии, истории. Как и у многих мальчишек, в числе любимых предметов были физкультура, начальная военная подготовка. С теплотой вспоминаю своих одноклассников, у нас была по-настоящему дружная семья, мы и сейчас продолжаем общаться.

В 14 лет я сподобился проехать с монахами по святыням нашей Православной церкви. Посетили Свято-Успенский Жировичский монастырь, Киево-Печерскую лавру. Завершили поездку в Троице-Сергиевой лавре, где я прожил несколько недель. После окончания школы и службы в армии собирался идти в университет на экономический факультет, но перед этим снова поехал в Троице-Сергиеву лавру. Там встретил монаха, которому прежде исповедовался, и неожиданно для себя получил благословение поступать в Московскую духовную семинарию. Я считал себя совершенно недостойным этого, но если священник, особенно монах, тебя благословил, то надо выполнять. В семинарию был большой конкурс, не думал, что смогу поступить. Однако экзамены сдал успешно и был зачислен. Душа моя пела. Я был потрясен красотой христианского мира, встретил огромное количество духовно богатых, красивых людей — студентов, преподавателей, духовников. Два года спустя, в 24 года, я ушел в монастырь, продолжая образование в духовных школах — семинарии, а потом академии. На этом пути было много наставников, которые оставили в моей жизни неизгладимый след и которым я всегда буду благодарен. Это и монах, который меня благословил, и духовник лавры отец Кирилл, и преподаватели самых разных дисциплин. 

Чтобы человек в жизни состоялся, нужны два условия — способности и возможности. Человек может быть способным, но, если не появилось возможности, ему сложно реализоваться. А у кого-то есть возможности, но не дано способностей. Мне посчастливилось это совместить, как говорится, в моем лице Бог из осла делает посла.

Золотить души человеческие

— В одном из интервью вы сказали прекрасные слова: “Золотить нужно не только храмы, но и души человеческие”. И начинать важно с самого детства. Расскажите, как выстраивается в настоящее время на Нижегородчине взаимодействие церкви и системы образования.

— Как только мы откажемся от христианской цивилизации, мы растворимся как народ, как нация. Современная Европа идет по этому пути, строит антихристианский мир, пишет новые правила жизни. Нам подобного допустить нельзя. Надо признать, что дети сегодня живут в более агрессивной среде, чем это было во времена нашего детства, поэтому очень важно создавать для них христианскую среду обитания — в литературе, в искусстве, в философии, помогать в обретении истинных смыслов жизни. 

В ХХ веке мы прошли 70 лет богоборческой жизни, и ее никуда не денешь, она живет в сердцах людей. Это не вина их, а беда. Запасаясь молитвой, кротостью, терпением, мы занимаемся просвещением в свете евангельской истины. Благо есть поддержка и властей предержащих, и попечителей. На сегодняшний день на территории Нижегородской области работает 11 православных гимназий, одна школа при Серафимо-Дивеевском женском монастыре, 5 православных детских садов. В этом году в первый класс набираем порядка 550 детей, всего же у нас учится уже около 5 тысяч детей, работают 400 учителей.

Когда лет 18 назад мы только начинали озвучивать тему православных гимназий, даже воцерковленные люди приходили в ужас. Что это, детский монастырь? В этих заведениях вместо образования будут совершать поклоны и читать акафисты? Родители вправе были сомневаться, но постепенно мы эти вопросы сняли. В православных гимназиях дети получают образование согласно общегосударственному стандарту, у нас нет православной физики, химии, математики или географии. А вот гуманитарные знания даются более глубоко, с несколько иным прочтением истории, литературы. И есть дополнительный православный компонент: преподаются основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение и некоторые другие дисциплины. Образование бесплатное. А даются знания на самом высоком уровне. Приведу только один факт: все выпускники после 11 класса поступают в высшие учебные заведения.

В православных гимназиях созд­ана здоровая, неагрессивная среда. Детей развивают не только интеллектуально, но и нравственно, духовно. Та огромная сила созидания, потребность в реализации, которые так свойственны ранней юности, направляются в правильное русло. Хочу подчеркнуть: перед православными гимназиями не стоит задача готовить будущих священнослужителей. Выпускники выбирают самые различные профессии. Из них получаются прекрасные специалисты, которые имеют не только знания, но и стойкие духовные ориентиры. 

— Разработать курс по воспитанию духовно-нравственной культуры и даже открыть православную школу — это, согласитесь, полдела. Как сделать так, чтобы желающих посещать их становилось больше?   

Общество и государство должны сказать: “Нам это нужно”. Должна быть готова к такой очень непростой работе церковь. Нужно понимать, что это долгоиграющая тема, за год ничего изменить невозможно. Это программа на 50, а может, и на 100 лет.

Никого ни к чему принуждать нельзя, нужно создавать условия. И заниматься прежде всего учителями и родителями, потому что дети к встрече с христианским миром готовы. Это мы, взрослые, не готовы. Нужно выявлять и поддерживать педагогов, которые хотят более углубленно работать по тематике духовно-нравственного воспитания. Создавать возможности для их обучения, развития, знакомства с православным миром. Работа с родителями — отдельная многогранная тема. Желание семьи воспитывать детей в духе христианства — это основа основ. Во всех наших православных гимназиях есть духовник, и он не только для детей, но и для их родителей. Помогает, поддерживает, наставляет. По мере обучения ребенка вместе с ним духовно растут и родители.

При Серафимо-Дивеевском женском монастыре работает православная школа

Наши народы щедро одарены златом духовного наследия, нужно только принять его и передать детям. Современный мир пытается оторвать нас от корней, сделать манкуртами, стереть самоидентичность. Без духовной основы выстоять будет трудно.

Не погасить огонек

— Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель? И как содействовать формированию таких наставников?

Надо, чтобы в школу приходили люди с горячим сердцем, с искренней душевной теплотой. Дети просвечивают нас, взрослых, как рентген, не прощают никакой фальши. Ты можешь говорить самые правильные слова, играть самые положительные роли, но их не обманешь. Ребенок тянется к сердечному теплу, к чистым, искренним, глубоким людям, доверяет только таким наставникам. И именно их ученики показывают самые фантастические результаты.

В довоенный и послевоенный периоды профессия учителя в обществе была очень уважаема, хорошо оплачивалась, но постепенно эти позиции ослабевали, а 90-е годы поломали вообще все. Сегодня мы возвращаемся к тому, что школа — это фундамент развития страны. И не только экономики, но и мироощущения, национального самосознания. Ведь доходило до того, что от школы требовалось не воспитание, а только образовательные услуги. Сейчас мы ушли от этого, вернулись на траекторию роста. И здесь должна быть консолидация всего общества в понимании того, насколько важна профессия педагога. 

Труд учителя — это не работа, а служение. Жертвенное служение. Ради Христа, ради своей Родины, народа. Нельзя бездумно бросать упреки школе и учителям, они должны чувствовать к себе заслуженное уважение.

Родители зачастую взращивают в детях завышенную самооценку и чрезмерные претензии к окружающим. А ведь христианское восприятие мира подразумевает завышенные претензии к себе и терпимость к окружающим. Вспоминаю случай, когда классе в пятом-шестом я пожаловался маме, мол, учительница мне тройку поставила, потому что я верующий. А моя мудрая мама ответила, что все учителя хорошие, а плохие мы. И даже если у наставника в чем-то предвзятое отношение, выучи урок на 5 — и тебе обязательно поставят 4. А если бы она согласилась, что учительница плохая и стараться незачем, я бы вообще мог перестать учиться. Теперь же родители приходят упрекать учителей, что они учат не так. А почему? У самих родителей не хватает христианского любомудрия и восприятия жизни. Наверняка в педагогических коллективах есть проблемы с кадрами. Но разве все родители и их дети самые лучшие? Если убрать из взаимоотношений христианскую составляющую, мы утонем в претензиях друг к другу. И стоит ли потом удивляться, что учитель относится к чаду без внимания? Мы сами погасили в нем огонек!..

— Вы не теряете связь с белорусской землей. Были вдохновителем строительства и освятили в Жлобине храм в честь преподобного Серафима Саровского, передали ему иконы, ковчег с частицами мощей Дивеевских святых. Нередко бываете в Беларуси, принимаете у себя белорусские делегации. Какими вам видятся дальнейшие перспективы сотрудничества?

— Любовь к земле, на которой родился и вырос, никогда не иссякнет. С Беларусью, со Жлобином у меня особая связь. Регулярно посылаем в Жлобин газеты и журналы, издаваемые Нижегородской митрополией. Не только для храмов, но и для школ, библио­тек. Директор и учителя одной из жлобинских школ регулярно приезжают к нам по программе “Серафимовский учитель” благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского. Есть и участники программ “Серафимовский волонтер”, “Серафимовский врач”. Несколько раз к нам приезжала молодежь из Жлобина.

Хочу обратить внимание, что заявку на участие в педагогическом конкурсе “Серафимовский учитель” может подать любая белорусская школа. Эта программа направлена на повышение общественного статуса и материальную поддержку педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения. В целом потенциал для сотрудничества у наших братских стран самый широкий. Все зависит от нас. Какой путь пройдем, такой и будет.  

Оксана МЫТЬКО
Фото предоставлено Нижегородской митрополией

P.S. В одном из ближайших номеров “Настаўніцкай газеты” более подробно расскажем о работе православных гимназий, школы, детских садов, а также опыте духовно-нравственного воспитания муниципальных школ Нижегородской области России.