Однажды придумала такой стишок:
Мой Ванюша сильно плачет,
В лужу он забросил мячик.
Что ты, Ванечка, не плачь!
Выскочит из лужи мяч!
Надо бы еще десяток подобных сочинить — и можно издавать книжку, так сказать, дополнительный заработок получится!..
Танцуем от печки
Предвижу возмущение: “Так это же стихотворение Барто! Ведь это же получается плагиат! Так нельзя!..”
Позвольте не согласиться: у Агнии Львовны была девочка Таня, а у меня — мальчик Ваня; там она была наша, а здесь стал он мой; плач из громкого превратился в сильный, в старом тексте была речка, а в новом — лужа; там мячик не утонет, а тут — выскочит!
К тому же, если обратиться к определению понятия, то снова окажется, что никакого плагиата нет. По запросу “плагиат — это” Google мгновенно выдает 3 730 000 ссылок, но это явно чересчур, поэтому обратимся к старому доброму словарю Ожегова: “Плагиат — это выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство”.
Получается, если бы стихи про Таню были опубликованы за моей подписью, причем безо всяких изменений, тогда можно было бы их назвать выдачей чужого произведения за свое. Но у меня же про Ванюшу!
Более того, проверка на плагиат показала 100% уникальность данного текста!
Ничего не напоминает?..
Вот что пишет Википедия: “Стремительное развитие сети интернет наряду с увеличивающейся компьютерной грамотностью способствует проникновению плагиата в различные сферы человеческой деятельности: плагиат — острая проблема в образовании, промышленности и научном сообществе”. Обратите внимание: образование стоит на первом месте! Как, почему сфера, которая отвечает за воспитание подрастающего поколения, вдруг оказалась в таких малопривлекательных лидерах?!
Давайте постараемся разобраться.
Три слона плагиата
Древние считали, что Земля стоит на слонах, которые покоятся на спине гигантской черепахи. Когда я задумалась на тему плагиата в учительской среде, то у меня тоже получились три причины, на которых держится данное явление. Я их обозначила так: лень, тщеславие и корысть. И хотя порой они объединяются, тем не менее, у каждого слона свои отличительные черты.
Первую причину можно еще иначе назвать экономностью. Сейчас уже не верится, но в эпоху до интернета при подготовке курсовых мы ходили в библиотеку, добросовестно читали книги и делали выписки…
А сегодня и динамика жизни стала иной, и у каждого имеется компьютер, который позволяет легким движением руки получить любую информацию. И поэтому, как говорят подростки, чего париться! К тому же, несмотря на все приказы, количество всевозможных бумаг, которые требуются от учителя, по-прежнему достаточно велико. И порой время терять не только жалко, но еще и бессмысленно, заполняя никому не нужные папки собственными текстами. Самый драгоценный ресурс человека — это наше свободное время, которое совершенно неправильно растрачивать впустую (один из моих любимых принципов ТРИЗ гласит: “Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности”: то есть делать качественно нужно только то, что впоследствии действительно будет востребовано).
Поэтому считаю, что это самый безобидный вид плагиата, которым и сам бы учитель предпочел не заниматься, и, уверена, никто не будет этого делать, как только внешнее давление исчезнет.
Второе. Желание карьерного роста, установка на повышение статуса и престижа — нормальные, здоровые амбиции целеустремленной развивающейся личности. Большому кораблю — большое плавание! Стремись, дерзай, двигайся вперед, если ощущаешь, что можешь сделать больше! А почему бы и нет?! Только ключевое понятие во всем этом — “здоровые амбиции”. А если нет? А если есть только желание, а силенок для этого маловато? Вот тут-то видишь, что порой все средства бывают хороши…
Несколько примеров из жизни
Готовлюсь к занятию, изучаю материалы по теме. Сначала обрадовалась: “Ух ты, как много!” Стала разбираться, и оказалось, что все тексты являются клонами, только под разными фамилиями (кстати, потом удалось обнаружить и оригинал “надцатых” годов, откуда все это было списано…). “Подумаешь! — могут сказать псевдоавторы. — Главное, что засветились, теперь можно еще одну строчку в портфолио добавить!..”
Последний день курсов, защита выпускных работ. Странная ситуация: сама работа довольно неплохая, а вот педагог плавает, как-то уж очень неуверенно отвечает. Начинаем беседовать:
— Ваша работа, сами писали?
— Конечно, моя!
— А что это вот тут вы пишите про ФГОСы… Разве они у нас есть?
— Упс! (Не заметила, когда распечатывала…)
Квалификационный экзамен. Толстая папка с дополнительными материалами, замечательный текст, все отлично, за исключением небольшой детали: на всех страницах опыта обобщения собственной педагогической деятельности в колонтитулах надпись: “Скачано с сайта…”. Да, комиссия такую работу не пропустила, экзамен пришлось пересдавать, но как педагог вообще решился на него прийти, это же насколько надо быть в себе уверенным, что сойдет и так?..
И, к сожалению, подобные случаи не единичные. Коллеги тоже неоднократно рассказывали, что их материалы всплывали то в каких-то статьях, то в презентациях. И, главное, безо всяких ссылок. Казалось бы, чего проще: поставь кавычки и пиши дальше! Никто ведь не запрещает использовать цитаты, это совершенно нормальная практика, к тому же она еще говорит и об уровне культуры заимствования (хотя понимаю, что с кавычками сойти за умного гораздо сложнее).
Впрочем, эта полезная привычка не помешает и в повседневной жизни: крайне редко на стене в “Одноклассниках” или “ВКонтакте” указываются авторы стихотворений; а без этой мелочи копия воспринимается как оригинал, потом такой неприятный осадок возникает, когда искренне поздравляешь, а на самом деле выводишь на чистую воду…
Конечно, сейчас появились компьютерные программы типа “Антиплагиат”, и конкурсные материалы подлежат обязательной экспертизе. Но почти одновременно появились и “полезные” советы, как обойти все эти программы; причем способы самые разнообразные и действительно работающие!
Понятно, что, встав на цыпочки, становишься выше. Но долго ли так сможешь прошагать? Может быть, турник и морковка все же эффективнее, потому что рано или поздно все равно устанешь притворяться, да и разоблачить могут? Но тут уже возникает совсем другая мотивация: победителей не судят! Коль забрался на высокую ступеньку, значит, право на нее уже имеешь?
Только вспоминается белорусская народная сказка “Краденым сыт не будешь”, когда отец сына поучал, что трудно раздобреть, когда страх тебя душит…
Однако взрослые на подобные нравоучения уже не ведутся, там цена вопроса совсем иная…
Деньги не пахнут?
Да, мало хорошего в том, когда человек выбирает не быть, а только казаться, а потом все свои силы тратит на то, чтобы удержаться в этом шатком положении. Но гораздо хуже, когда плагиат является средством получения дохода, то есть к моральной нечистоплотности добавляется материальная составляющая.
Нередко учителя сетуют, дескать, маленькая зарплата. И в копилку Остапа Бендера добавляется практически беспроигрышный вариант: надо выбрать учебное пособие, которое пользуется широким спросом, а дальше — “кручу, верчу, автором быть хочу”.
Рецепт от шеф-повара “Ванюши”: берем текст и в зависимости от возраста учащихся меняем белочку на зайчика, аккумулятор на конденсатор, добавляем немного и своих “слоф” — новая книжка готова! Только еще надо не забыть сохранить прежнее название — и вперед к покорению рынка! (Пока там покупатели разберутся — тираж уже распродан!..)
В чем дело? Почему даже сквозь бумагу я снова слышу ваше негодование: “Да как же это так?! Да что же это такое?! Это же нечестно! Автор все равно узнает свой текст, как его творчески не перерабатывай! За это же в суд надо подавать!”
Вынуждена охладить пыл, не всё так просто. Информация о выигранных судах по защите авторских прав в нашей стране мне неизвестна, хотя всевозможных историй об их нарушении слышала немало. (Иногда кажется, что наряду с обманутыми вкладчиками пора создавать ассоциацию пострадавших авторов, потому что им тоже причинен ущерб: это их деньги уплывают в другой карман, это в них начинают разочаровываться, дескать, исписался…)
Кроме того, считаю необходимым предупредить соблюдать предельную осторожность и корректность в высказываниях, иначе ваш последователь сможет обвинить уже вас в распространении ложных клеветнических слухов и оскорблении личности. То есть наказать литературного вора можно только в случае дословного воспроизведения чужого текста под его собственной фамилией, а то, что сделано по мотивам, плагиатом является только с обыденной точки зрения, а с юридической — не считается!
А что до угрызений совести — так ведь деньги не пахнут! Хотя у этой поговорки есть и продолжение (“зато смердит твоя репутация”), но его редко кто знает, значит, можно прикинуться, что его не существует!..
О профессиональном кодексе
В последнее время мне пришлось много разговаривать на эту тему с самыми разными людьми. Высказывались предложения от ужесточения наказания за плагиат и внесения поправок в Закон об авторском праве до публичных заявлений потерпевших издательств типа “Осторожно, подделка!”.
Но мне кажется, что данную проблему необходимо рассматривать с другой стороны. Убеждена, что добросовестных, порядочных, достойных педагогов все же подавляющее большинство. Но как мы себя ведем, когда сталкиваемся с подобными случаями интеллектуального хищения? Делаем вид, что ничего страшного, продолжаем здороваться, предпочитаем замалчивать? Но не бросают ли они тем самым тень на каждого из нас? Но не развязываем ли мы тем самым им руки, не начинают ли они ощущать вседозволенность и безнаказанность, раз никто вслух не осуждает подобной коммерции? Ах, да, плагиат же не является основанием для профнепригодности…
В последнее время нередко говорят о необходимости профессионального стандарта учителя, ведутся горячие споры, какими качествами должен обладать современный педагог, какие компетентности ему надо развивать и совершенствовать. А может, вместо многоэтажных громоздких критериев и показателей возродить в педагогической среде старое офицерское выражение “Честь имею”, включающее в себя все морально-этические категории?
Прислушайтесь: “Я учитель, потому что я имею честь. Я учитель — поэтому я честь имею”.
Светлана ГИН.
Фото Олега ИГНАТОВИЧА.
P.S.: Кстати, у детского писателя Андрея Усачева есть сказка, которая заканчивается так: “Столько времени прошло, а мудрецам всё невдомек, что если Земля и на чем еще и держится, то только на честном слове!” Интересно, а школа, которая держится на честном слове, это тоже сказка?..