«Мы все наследники Великой Победы…» Как педагоги Новополоцка сохраняют историческую память

- 11:24Эксперты. Мнения. О важном

Вопросы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне корреспондент «Настаўніцкай газеты» обсудил с педагогами Новополоцка.

Встреча в формате круглого стола неслучайно прошла в рамках республиканской Недели туризма и краеведения для детей и молодежи на базе средней школы № 2 имени Е.А. Трапезниковой. В учреждении открыт современный медиацентр, действует народный музей боевой славы, основанный почетным гражданином города педагогом Евгенией Анатольевной Трапезниковой, коллектив школы шефствует над памятниками, реализует ряд гражданско-патриотических проектов.

— В юбилейный год Великой Победы в стране проводится ряд общереспубликанских акций, конкурсов. Для системы образования Новополоцка какое мероприятие стало наиболее масштабным, знаковым?

Олеся Шарлай, заместитель начальника отдела по образованию Новополоцкого горисполкома:

— Фестиваль литературно-музыкальных композиций «Звенит победой май цветущий». В масштабном проекте приняли участие все учреждения дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования. Каждый коллектив готовил литературно-музыкальную композицию, посвященную событиям 80-летней давности. Лучшие номера вошли в программу гала-концерта, который прошел с огромным успехом накануне 9 Мая.

Проект никого не оставил равнодушным, ведь мы все наследники Великой Победы. Он позволил объединить педагогов, учащихся и родителей, затронуть самые тонкие струны души. Во время концерта невозможно было сдержать слез, а сердце наполняла гордость за то, что мы живем в стране под мирным небом. Всё благодаря подвигам наших предков, которые они совершили 80 лет назад.

— 80-летие Великой Победы и Год благоустройства — как эти два важных события объединены в работе учреждений образования?

Татьяна Фиалко, заведующая отделом экологии, краеведения и туризма Дворца детей и молодежи Новополоцка:

— В первую очередь работой по благоустройству памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны. Сейчас идет городской этап республиканской акции «Цветы добра». Одна из номинаций «Вечная память героям» как раз посвящена этой теме. Акция продлится до конца сентября, и, уверена, все учреждения образования города предоставят свой проект. Участником акции является и наше учреждение. 3 июля мы проведем митинг у памятника погибшему экипажу самолета Ил-2, но перед этим благоустроим близлежащую территорию.

Традиционно проводится Республиканский дистанционный конкурс ландшафтных проектов «Дизайн сада». Здесь также несколько номинаций. «Аллея Победителей» предусматривает высаживание деревьев, кустарников, создание малых архитектурных форм, цветочных композиций.

Значимым стал месячник военно-патриотической работы в январе — феврале. Проводились тематические мероприятия, походы, экспедиции, экскурсии по местам боевой славы, во время которых педагоги совместно с ребятами обустраивали воинские мемориалы.

Благоустройство памятников, обелисков осуществляется и в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства». Это массовая акция, в походы, экспедиции отправляются коллективы всех школ города. Например, 10-я базовая совместно с Дворцом детей и молодежи под руководством Руслана Валерьевича Воюша планирует посетить Верхнедвинский район.

Руслан Воюш, заместитель директора по учебной работе базовой школы № 10 Новополоцка:

— Поход продолжительностью 4—6 дней совершим в июне после экзаменов. Планируем посетить многие объекты, в первую очередь связанные с тематикой Великой Отечественной войны. Это мемориалы в память о сожженных деревнях, место так называемого Дисненского плацдарма 1941 г. в районе деревни Луначарское. Конечно же, населенные пункты, имеющие отношение к партизанскому движению, — Антоново, Волынцы. Кстати, в Волынцах есть уникальный музей. Он хоть и филиал Верхнедвинского историко-краеведческого музея, но там сосредоточено большое количество экспонатов, которыми не каждый городской музей может похвастаться.

На Верхнедвинщине есть переезд Тресковичи, где в августе 1943 г. впервые в истории был осуществлен подрыв эшелона с ранеными немецкими солдатами и офицерами собакой Диной. Почему событие уникально? Потому что собака, которую готовила командир взвода собак-миноискателей 37-го отдельного батальона лейтенант Дина Волкац, выжила. Мы с ребятами уже не единожды там были, писали исследовательскую работу, которая на республике получила диплом II степени.

Верхнедвинщина — особенный край. Многие места здесь связаны с еще одной интересной для меня темой — православным краеведением. По результатам похода хотим предоставить материал на конкурс в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции сразу по пяти номинациям. Традиционно у нас один поход — это в итоге несколько исследовательских работ по разным направлениям.

Поскольку поход разноплановый, то и к его участникам особые требования. Берем не только физически крепких ребят, но и тех, кто умеет собирать фольклор, общаться с местным населением. Вся поисковая работа на данный момент осуществляется в рамках созданного на базе нашей школы в сентябре 2024 г. военно-патриотического клуба «Молодая гвардия».

За последние полгода мы провели более 15 экскурсий, экспедиций и походов выходного дня совместно с учителем истории Виктором Владимировичем Берко. 80-летие Победы дает нам много возможностей, постоянно узнаем что-то новое. На данный момент изучаем судьбы выпускников соловецкой школы юнг. Уже установили четыре имени уроженцев Витебщины. Один из них Александр Иванович Волкевич из Полоцка. Эти имена малоизвестны. Данная тема заслуживает особого внимания, так как каждый вклад в Великую Победу ценен.

— Поисковая деятельность — это не только походы, экспедиции. В чем особенности работы с архивными материалами? Налажено ли сотрудничество с поисковыми организациями, 52-м отдельным специализированным поисковым батальоном?

Руслан Воюш:

— Мою поисковую работу можно условно разделить на три уровня. Первый — работа с открытыми источниками, выложенными в интернете на специализированных сайтах, таких как «Подвиг народа», «Память народа», «Партизаны Беларуси». Например, сайт «Партизаны Беларуси» помог мне установить имя моего прадедушки Михаила Стефановича Вашука. Второй уровень — взаимодействие с библиотеками, где мы с учащимися заказываем дополнительную литературу. Когда накоплен определенный материал, то выходим в экспедиции с привлечением сотрудников Полоцкого государственного университета. Это уже третий уровень.

Особое место в моей поисковой деятельности еще со студенческой скамьи занимают архивы. Работал в Минске, Гродно, Подольске, Санкт-Петербурге, Москве и, конечно, в нашем Зональном государственном архиве в Полоцке. Наверное, процентов 60 документов я там точно пересмотрел. Привлекаю к работе с архивными материалами и учащихся. В 2023 г. для моих 9-классников была организована экскурсия в полоцкий архив. Специалисты показали, как налажена его работа, это кропотливый, но очень нужный для всех нас труд. Конечно, сами дети работать в архиве не могут, но в качестве сопровождающих научного сотрудника им разрешается.

Ирина Войткевич, учитель истории базовой школы № 10 Новополоцка:

— Сотрудники архива всегда рады школьникам. Я тоже со своими учениками несколько раз ездила в Полоцк на подобную экскурсию. Мы знакомились с особенностями оформления подшивки, формовки документов, работой хранилища.

Такие экскурсии являются хорошим дополнением к урокам, например по теме коллективизации (она, кстати, есть в экзаменационных билетах по истории за 9-й класс). Детям было интересно увидеть личные дела колхозников, отметки о трудоднях.

Руслан Воюш:

— На некоторых архивных документах стоит гриф секретности. Например, в полоцком зональном архиве их можешь заказать, прочитать, но публиковать содержание не имеешь права. Эти документы проливают свет на многие исторические процессы. Например, жизнь в Полоцке в годы Великой Отечественной войны под немецкой оккупацией.

Что касается сотрудничества с 52-м поисковым батальоном, то связь налажена по различным направлениям. Так, в Поставском районе работали во время эксгумации останков солдат Русской императорской армии в районе деревни Маньковичи. Непосредственно в самих раскопках не участвовали, но помогали обрабатывать артефакты, найденный материал.

Активно сотрудничаем с коллегами из других районов. Например, с учителем географии Поставской гимназии Игорем Прокоповичем по Отечественной войне 1812 года. Большую работу проводим вместе с Полоцким краеведческим музеем. Наша школа посещает их открытые мероприятия, недавно даже организовали круглый стол. Взаимодействуем с архивистами, педагогами, обмен информацией позволяет расширять кругозор, ведь у коллег всегда есть чему поучиться.

Все наши находки, наработки стремимся оцифровать и предоставить в широкий доступ. Например, по юнгам, уроженцам Беларуси, участникам Великой Отечественной войны, разрабатываем сайт.

— Вы активно привлекаете учеников к изучению истории родного края. Легко ли современного ребенка заинтересовать поисковой работой?

Руслан Воюш:

Я не вижу разницы между моими нынешними учениками и поколением школьников 20—30 лет назад. Я когда-то тоже начинал заниматься поисковой работой в школьные годы, благодаря отцу, майору запаса. Если сам увлечен, то и ребенка можно заинтересовать, здесь важен личный пример педагога, взрослого. Лучший возраст для этого — 4—5-й класс. В пример могу привести школьный клуб «Молодая гвардия», в котором действует поисковый отряд. Понятно, что какой-то процент детей со временем уйдет, но заинтересованные останутся.

Сейчас широкие возможности для привлечения детей к поисковой работе. Большую роль играют и социальные сети. Люди ищут в архивах свои родословные, выкладывают снятые о предках ролики в TikTok, а их часто смотрят школьники и тоже увлекаются этим занятием. Так что возможностей и средств для популяризации краеведческого, поискового дела достаточно, но, повторюсь, личный пример педагога очень важен.

Ирина Войткевич:

— В качестве примера приведу популярный в этом году тренд накануне 9 Мая: благодаря мобильному приложению можно виртуально обняться со своим дедушкой или прадедушкой, оживив свое и его фото. Молодые люди быстро схватывают тренды, у них более творческое видение визуального материала, они доносят информацию до своих ровесников более доступно. Благодаря таким визуальным эффектам также можно заинтересовать молодежь изучением родословной.

— Творчество, креативность даже в таком серьезном деле, как сохранение исторической памяти, проявляют не только учащиеся. Какие инициативы, проекты реализуют педагоги Новополоцка?

Ирина Войткевич:

— В нашей школе это «Декор Новополоцка. Оживляя историю». Мы изучали фрески, мозаики, витражи на городских панельках и решили создать собственный проект в рамках Года благоустройства с акцентом на муралах.

Муралы — эффективный способ передать какую-то мысль, посыл, потому что они находятся в публичном пространстве, привлекают внимание и рассказывают о событиях доступным языком, это визуализация истории. Дети через образы легче воспринимают информацию.

У нас есть улица Виктора Ивановича Еронько, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны. Мы предложили разместить на ней серию муралов с изображением портретов земляков, чтобы дети знакомились с героями в непринужденной форме, гуляя в своих дворах. Вот это и есть ненавязчивое донесение истории. Плюс на арт-объекте где-то внизу можно разместить QR-код с информацией, в которой будут отражены вехи жизненного, военного пути Героя.

Поскольку Новополоцк — город молодой, то решили задекорировать и многоэтажки главной улицы Молодежной. Для этого предлагаем реализовать проект «Наследники Победы. Связь времен, связь поколений». Одно дело просто изображать героев, другое — если они будут показаны вместе с наследниками. У нас огромное количество детей, которые являются спортсменами, творческими личностями, посещают художественную, музыкальную школу, они проявили свои способности, таланты, и о них знают в городе. Так вот, если изобразить их вместе с предками,  это будет хороший пример связи поколений. Отлично, если дети сами будут проектировать муралы. Во-первых, они станут творцами, во-вторых, почувствуют сопричастность к истории, соприкоснутся с ней. Для этого им необходимо поработать с семейными архивами, фотографиями, документами, а это уже изучение истории рода, генеалогия.

В нашей школе очень активные родители, уже есть те, кто согласился участвовать в данном проекте и предоставил эскизы. Нам даже пришлось объявить конкурс, чтобы выбрать лучшие. Директор художественной школы Оксана Тарасикова (человек заинтересованный, творческий) согласилась на базе своего учреждения провести такой конкурс, причем не только среди учащихся, но и педагогов, у которых есть воевавшие родственники.

Помимо этого, мы предлагаем создать аудиокнигу. В последнее время часто говорим, что ветераны уходят, остается о них память, но это некие документы, фотографии, что, конечно, прекрасно. А наша идея — озвучить, оживить историю, создать аудиокнигу, которая будет оснащена видеорядом, теми же фото, видеодокументами. Можно провести конкурс актерского мастерства среди учеников, предложить им сделать озвучку видеоряда. Уверена, современным детям это понравится, потому что они любят движение, им нравится быть создателями.

— Ваши инициативы, безусловно, важны, актуальны. Но как реализовать их практически, ведь необходимы финансовые средства, поддержка властей?

Ирина Войткевич:

— Мы выходили на горисполком, там заинтересовались проектами и сказали принести уже готовые эскизы муралов, назвать конкретные адреса домов, на которые мы бы хотели их нанести. В сентябре планируем предоставить эту информацию, дети и родители уже получили задание. Поэтому практическая реализация нашего проекта весьма реальна.

Ксения Антонова, главный хранитель фондов народного музея боевой славы средней школы № 2 имени Е.А. Трапезниковой Новополоцка:

— Наш музей также реализует многие проекты совместно с городскими властями, общественными объединениями.

С 2013 г. являюсь руководителем народного музея боевой славы. Мне досталась очень хорошая база, связи с краеведами области, страны, которые были налажены моим предшественником Евгенией Анатольевной Трапезниковой. С ней я вместе проработала 5 лет и получила от нее богатое наследие.

Если долго занимаешься музейной деятельностью, то в какой-то момент становится скучно только проводить экскурсии, и начинаешь искать для себя пути совершенствования. Начиная с 2017 г. регулярно отправляюсь в Москву на масштабную международную конференцию «Судьба солдата: теория и практика архивных исследований». Благодаря этой конференции привожу в Новополоцк интересных людей, новые технологии, организовываю мероприятия.

Посещая Москву, мы узнали, что в Музее Победы на Поклонной горе хранилось 13 портретов белорусов, которые были написаны во время Великой Отечественной войны студией военных художников имени М.Б. Грекова. Эти портреты были переданы в Новополоцк, и началась поисковая работа. Нам удалось установить судьбы бойцов. Например, узнали, что дети Михаила Исаковича Кункиса живут в Новополоцке. Они не знали, что есть портрет их отца, который сохранился со времен Великой Отечественной войны, поэтому для них это было неожиданное и очень важное событие. Мы передали эту работу на городскую выставку.

Благодаря тесным связям с Музеем Победы наш школьный музей первым в Республике Беларусь присоединился к партнерской программе «Школьный музей Победы». Это дает нам возможность участвовать в разных мероприятиях, семинарах, акциях, которые проходят на территории Российской Федерации.

Подобные мероприятия мы можем проводить и в Новополоцке. В этом году организовали фестиваль Правильного кино. Приглашали учащихся не только нашей школы, но и военно-патриотических классов города. Тесное сотрудничество налажено с Кемеровским государственным университетом. В 2018 г. кемеровская делегация посещала наш музей. Когда они увидели, что в экспозиции есть знакомые для них фамилии, например Прудникова Михаила Сидоровича, командира партизанской бригады «Неуловимые», которая действовала на территории Полоцкого района, то были очень удивлены. Я поделилась материалами, которые хранятся у нас в фондах, показала им письма, переписку бойцов партизанской бригады. Многие материалы совместно с коллегами из Кемерово смогли оживить, сделали альбомы «Связаны одной судьбой», используя современные арт-технологии.

Как уже отмечала, наши инициативы поддерживают городские власти, отдел по образованию. Активно сотрудничаем с общественным объединением «Белая Русь». В этом году, когда проходил республиканский конкурс «Опыт лучших «Белой Руси» — достояние общества», мы выполнили проект по созданию сайта, базы данных, где будут храниться фронтовые письма. Почему возникла эта идея? Многие посетители музея часто спрашивают, почему в экспозиции мало фронтовых треугольников. Действительно, их только три. Мы стали расспрашивать жителей города, и у многих, как оказалось, такие письма есть, но семейную реликвию не каждый готов передать в музей, поэтому мы предложили их оцифровать.

Это своевременная инициатива, поскольку письма ветшают, выцветают. Пройдет немного времени, и мы утратим их, а это очень ценный источник исторической информации, благодаря им открываются многие неизвестные факты о войне. И мы стали такие треугольники потихонечку собирать. Сейчас формируем базу данных. На основе собранного материала был оформлен один из остановочных пунктов нашего города, а в торговом центре в канун 9 Мая совместно с «Белой Русью» была открыта выставка плакатов с изображением фронтовых треугольников.

— В сохранении исторической памяти важная роль принадлежит руководителю по военно-патриотическому воспитанию. В чем заключается особенность его работы в юбилейный год Великой Победы?

Александр Лагуцкий, руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 12 Новополоцка:

— В первую очередь это участие в мероприятиях, которые предлагают и отдел по образованию, и Дворец детей и молодежи. При этом работа в каждой школе имеет свою специфику. Что касается нашего учреждения, то мы сделали акцент на организации походов, пока что однодневных. Инициатором была моя супруга, учитель географии, Елена Кузьминична Лагуцкая.

Это не просто прохождение определенного маршрута. Обязательно включаются элементы спортивного ориентирования, поиска какого-то предмета. Затем мы дополнили походы посещением памятных мест, связанных с событиями Великой Отечественной войны.

С первого года работы на данной должности включился с ребятами в мероприятия Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства». Мы участвовали в создании интерактивной карты маршрутов памяти, конкретно по Боровухе и Новополоцку. Внесли информацию с имеющимися у нас братскими могилами, мемориальными комплексами, разместили современные и сделанные в прошлые десятилетия фотографии памятников. За интерактивную карту получили диплом II степени на областном и III — на республиканском этапе одного их конкурсов экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства». Сейчас, когда мы идем, например, по Боровухе, я отправляю ребятам ссылку на интерактивную карту, и по этой ссылке они начинают поиск памятника.

Дополняются походы и спортивными соревнованиями, например преодолением туристской полосы препятствий. Активно привлекаем родителей. Традиционно такие походы проводятся в начале и конце учебного года. В последнем участвовали 21 ребенок и 37 родителей. В походе по-особому строится взаимоотношение между родителями, детьми, классным руководителем. Коллектив сплачивается. Мы до сих пор ходим в походы с выпускниками моей супруги 2023 г., называем их в шутку 13-м «А» классом.

Экскурсии и поход в рамках экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» решили разнообразить такой формой, как событийная поездка. Несколько лет назад я побывал в Брестской крепости на военно-исторической реконструкции, мне даже посчастливилось пожить несколько дней вместе с реконструкторами. В прошлом году решил реализовать такое же мероприятие, но уже с привлечением учащихся. Мы выехали в Брест на четыре дня, в течение которых проживали в палаточном городке на территории крепости, вместе с реконструкторами участвовали в репетициях, тренировках. Ребята окунулись в предвоенную жизнь города, которая ежегодно 21 июня создается брестчанами и реконструкторами.

В этом году планируем также посетить Брест в июне. Причем у нас будет две поездки: одна к годовщине начала Великой Отечественной войны, а вторая — немного раньше, для участия в финале республиканской «Зарницы», на которой мы будем представлять Витебщину как победители областного этапа.

Игорь ГРЕЧКО
Фото автора и из архива собеседников