Новый учебный год школьное образование встречает в условиях изменений отдельных статей Кодекса Республики Беларусь об образовании и Положения “Об учреждении общего среднего образования”. Что предусматривают изменения и как они повлияют на качество образования?

Отмечу, что важный принцип доступности нашего образования находит свое отражение в нововведении, касающемся ЦЭ и итоговой аттестации детей с инвалидностью и обучающихся на дому ввиду серьезных заболеваний. Они освобождаются от экзаменов. Практика показала, что таким детям нужно оказать поддержку и на этапе завершения образования.
Весьма своевременным и грамотным решением считаю запрет на дистанционное обучение в других странах при получении общего среднего образования в Республике Беларусь. Этот процесс, безусловно, не является массовым и типичным для нашей страны. Тем не менее важно не допустить даже единичных случаев такого рода. Ведь образование предполагает не только приобретение учащимися знаний, но и воспитание и социализацию, причем социализацию в реальной, а не только виртуальной среде.
В последние годы мы уделили историческому образованию школьников серьезное внимание. Это касается как урочной деятельности, так и воспитательной работы за пределами учебных занятий.
Задача формирования у молодого поколения исторической памяти и исторической правды остается по-прежнему актуальной. Введение нового предмета для учащихся 10—11 классов “История Беларуси в контексте всемирной истории” предполагает усиление исторического образования в его направленности на формирование целостного понимания событий исторического процесса. Подчеркну особо, что в этом вопросе важная роль принадлежит учителю истории, который должен помочь школьнику в овладении навыком критического осмысления и оценки исторических событий.
Фото из архива редакции используется в качестве иллюстрации
К слову, для учителей истории только за последние годы организован целый спектр различных семинаров, диалоговых площадок и конференций, где они обменивались опытом преподавания исторических дисциплин.
Культивирование социальной ответственности взрослеющего человека, в том числе за поддержание принятых в школе норм и правил, — эта задача не теряет своей актуальности и сегодня. Я имею в виду деловой стиль одежды. Деловой стиль не является абсолютной новацией для школьного образования, так как данная рекомендация отражена в Государственном школьном стандарте. Для любой организации деловой стиль одежды — одна из значимых составляющих ее культуры как системы принятых норм и традиций. Закрепление делового стиля в Кодексе Республики Беларусь об образовании — это еще один серьезный шаг к формированию у взрослеющей личности ответственного отношения к своим ученическим обязанностям, ценностного отношения к культуре школы и исполнительской дисциплины в целом.
Изменения направлены и на повышение ответственности родителей за воспитание детей. Кодекс закрепляет обязанность родителей обеспечивать условия для получения общего среднего образования их детьми, проживающими в нашей стране, в учреждениях образования Республики Беларусь.
Еще одно изменение касается трудового воспитания. Научно-технический прогресс охватил сегодня все сферы человеческой деятельности и обеспечивает улучшение условий жизни людей. Нынешнее поколение школьников имеет очень приблизительное понимание значимости труда, прежде всего физического. Согласитесь, традиция безвозмездно трудиться на общее благо постепенно утрачивала свою ценность с появлением у современных школьников возможности заработать в самой школе, как в бригадах вторичной занятости, так и в студенческих отрядах в течение всего учебного года. Да и не только в школе. Такая тенденция более характерна для больших городов.
Возвращение в качестве обязательного элемента образовательного процесса трудовой практики — своевременный шаг, особенно сегодня, когда в стране проводится системная работа по благоустройству всех территорий, помещений и дворов.
Изменения постановления Министерства образования Республики Беларусь “Об учреждении общего среднего образования” касаются проведения в течение 5 дней по 3 учебных часа в день практических занятий или общественно полезного труда в зависимости от наличия в учреждении образования учебно-опытного хозяйства. Отмечу важный момент: время и порядок проведения таких занятий определяет само учреждение образования, исходя из своих возможностей и потребностей. Такое нововведение, полагаю, поможет молодому поколению с несколько атрофированной этикой труда лучше понять и осознать ценность труда и внести свой вклад в общее дело — благоустройство своей школы.
По сути, все изменения в школьной жизни касаются “дошлифовки” тех позиций, которые и сегодня определяют организацию образовательного процесса. Они не ломают устоявшиеся в системе образования структуры и процессы, а просто их уточняют. Это означает, что во главе угла этих изменений стоит качество образования.
Что же касается ЦЭ и ЦТ, то опыт нынешнего года, как, впрочем, и предыдущих, показал, что несколько лет назад было принято правильное решение. Сегодня все участники образовательного процесса воспринимают такую форму итоговой аттестации и конкурсного отбора в университеты как хорошо сложившуюся традицию, которая на данном этапе не требует корректировки.