Научить благодарности

- 12:21Па справе з Наталляй Бушной

 

Ведущая рубрики
директор столичной гимназии № 1 им. Ф.Скорины
Наталия БУШНАЯ

 

 

 

 

 

 

Недавний случай навел на тему сегодняшних размышлений. Наш педагог, после подведения промежуточных итогов ее личного участия в конкурсе профессионального мастерства, с гордостью сказала: “Мы прошли в следующий этап”. Именно так: не “Я прошла”, а “Мы прошли”. 

Такая реакция педагога, понимающего, что ее результат — это работа всей школьной команды, порадовала не меньше, чем сам результат. Подумалось: как же это важно, уметь благодарить. Помнить добро, ценить настоящее, тем самым думая о будущем….

Благодарность за то, что имеем, не каждому дается легко. 20-й год показал, что созданные условия для становления, развития и реализации человека некоторыми членами общества воспринимаются как данность и обыденность… К сожалению, потребительство для многих стало нормой. Если человек живет по принципу “Мне все должны”, не задумываясь о том, что нужно отдавать взамен, то вряд ли можно говорить о его патриотизме, любви к Родине и своим соотечественникам. 

Как воспитать у молодого человека ценностное отношение к тому, что создано в учреждении образования, в городе, в стране? Как научить отдавать свои знания, приносить пользу другим, трудиться на благо своей школы и получать удовлетворение от этого? Понятно, это не одномоментный акт, а непрекращающийся процесс, затрагивающий все аспекты и составляющие образования. Речь идет о системной работе, которую проводит не только школа, но все общество в целом. Важно включить в этот процесс родителей учеников, сформировать у них осознание того, что уважительное отношение к учреждению, в котором учится их ребенок, к педагогам, к стране — это залог доброго отношения детей к своим родителям в настоящем и будущем.

В нашей гимназии традиционны встречи в библиотеке за большим овальным столом, где мы за чаем отмечаем наши успехи с позиции значимости для коллектива, благодарим педагогов за победы учащихся, и строим планы на будущее.

Учебные достижения — это результат совместной работы учащегося и педагога. Поэтому их необходимо демонстрировать в качестве определенного эталона, имеющего значимость для коллектива класса и школы. В нашей гимназии, к примеру, традиционны встречи в библиотеке за большим овальным столом, где мы за чаем отмечаем наши успехи с позиции значимости для коллектива, благодарим педагогов за победы учащихся. И — строим планы на будущее.

Еще один пример — наша “Лестница успеха” как элемент предметной среды гимназии. На стенах главной лестницы, по которой движется основной поток учащихся, на нескольких стендах в лицах и цифрах отмечены социальные и образовательные успехи минувшего учебного года. Представленные здесь фамилия или фотография — свидетельство участия в ценных для коллектива школы делах, важный стимул для осознания ребятами причастности к общему делу. И, что немаловажно, рядом с фамилией учащегося всегда стоит фамилия педагога.

Не могу не упомянуть о волонтерском отряде. Посещая интернат для ветеранов труда, наши дети увидели, какие достойные условия созданы для тех, кто потерял близких и не может в полной мере позаботиться о себе самостоятельно. Помогли убрать территорию интерната, познакомились с условиями жизни, вместе с ветеранами пили чай, слушали их рассказы, читали стихи. Школьники получили колоссальный социальный опыт, который не почерпнешь ни в одной книге. Они увидели пример того, как люди, посвятившие свою жизнь служению важному делу, Отечеству, взамен получили внимание и заботу со стороны государства и общества. 

В этом учебном году информационно-образовательный проект “ШАГ” (школа активного гражданина) реализуется с мощной идеологической поддержкой пособия С.Г.Мусиенко “Гордость за Беларусь”. Каждый месяц учащиеся системно знакомятся с достижениями страны в самых разных сферах общества — образовании, здравоохранении, спорте и т.д. В этом вопросе важно не просто информировать, а вовлекать детей в обсуждение тех проблем, которые волнуют молодое поколение, значимы для учреждения образования, общества в целом. Это непростая задача. Но если мы отнесемся к этому формально, то будем растить потребителей, которые не задумываются о том, как важно ценить то, что имеем, в благодарности тем, кто создал все наши ценности.

И все-таки, можно ли научить благодарности? Убеждена: можно и нужно. Ведь в своем большинстве неблагодарность человека — результат его неправильного воспитания. Но благодарного человека может воспитать только тот, кто сам таковым является. Как мы видим, роль педагога в этом процессе — определяющая.