“Не ОДИН дома”

РГОО “Белорусское добровольное пожарное общество” предлагает использовать время с пользой для себя и своей семьи. Если вы работаете удаленно или находитесь на самоизоляции, не теряйте время зря, а уделите его своему ребенку и выучите с ним правила безопасности.

Безопасность ребенка — один из самых важных аспектов его жизни. Научить быть осторожным, сформировать правильное поведение сегодня — это значит защитить его в будущем. И кто как не родители в первую очередь должны позаботиться об этом? Но как раз на обучение ребенка правилам безопасности зачастую не хватает времени. В жизненном круговороте успеть бы его накормить, отвести в сад или школу, отправить на кружок, проверить уроки.

Где же найти это время? В свете последних событий именно огромное количество времени стало неожиданным бонусом, который можно использовать для себя и своих детей. Ведь когда дети при деле, чем-то заняты, у них есть развлечения, игры, задания, то, во-первых, сам собой отпадает вопрос терзания взрослых, а во-вторых — ребенок познает мир, учится.

Итак, в промежутках между работой и домашними заботами предлагаем вам устраивать минутки безопасности, на которых вы вместе со своими детьми интересно и с пользой проведете время.

Конечно, можно дать ребенку в руки телефон или планшет, высыпать на пол мешок с игрушками, но повторим, кто, если не родители, научат ребенка правильному поведению, сформируют представления о жизни и в том числе о безопасности.

Однажды я стала свидетелем импровизированной постановки. Мое внимание привлекла семья, которая гуляла в сквере с детьми. Папа, мама и трое ребятишек разыгрывали сказку “Волк и семеро козлят”. Взрослые и дети были настолько поглощены игрой, что не замечали, что за ними наблюдают. И это была не просто игра, родители с детьми постоянно вели диалог, обсуждали, почему волк смог съесть козлят, что они сделали неправильно, почему один козленок смог спастись, может ли похожая ситуация произойти в жизни. 

Подобные постановки на тему безопасности можно проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста дома, на прогулке. Ведь сказочных и реальных ситуаций достаточно, главное включить фантазию, проявить немного творчества и привлечь к процессу всех членов семьи.

Предложите своему ребенку принять участие в испытаниях, пройдя которые он получит, например, звание пожарного-добровольца. В каждой комнате можно сделать специальные станции, на которых нужно выполнить то или иное задание. Например, на станции “Кухня” найти и назвать все предметы, которые могут быть опасными, рассказать, как ими правильно пользоваться, что делать, если произошла опасная ситуация — пожар, сорвало водопроводный кран или слышен запах газа.

На станции “Детская комната” — отгадать загадки, нарисовать плакат с номерами экстренных служб. На станции “Коридор” — найти выход из квартиры с завязанными глазами и т.д.

Все знают игру “Съедобное и несъедобное”, она учит детей логически размышлять и быстро принимать решения. Для игры можно использовать мяч, который легко словить или отбить. Эту игру можно немного изменить и назвать “Опасно — безопасно”. Вы называете опасные и безопасные предметы, а ребенок отбивает или ловит мяч. Можно пойти по более сложному пути и моделировать или называть опасные и безопасные ситуации. Вот увидите, со временем ребенок и сам будет предлагать вам принять участие в игре. Ведь для этого не нужны длительная подготовка, дополнительные ресурсы или затраты.

В помощь родителям также пазлы, раскраски, книги, мультфильмы о безопасности. Всё это с успехом можно и нужно использовать для обучения детей. Главное — желание родителей, а возможности и время найти, как выяснилось, не проблема.

Уважаемые родители, вы главные и самые важные люди в жизни своего ребенка. Вы формируете его мировоззрение, заботитесь, любите. Ваш ребенок — это ваше отражение. Конечно,  невозможно дать рекомендации и советы на все случаи жизни, предостеречь ребенка от всех опасностей, но научить правильно реагировать на некоторые из них, а главное, уметь с ними справляться под силу всем любящим родителям. Не забывайте об этом и будьте примером для своих детей во всем, в том числе в вопросах безопасности.

Задайте ребенку следующие вопросы:

1. Знает ли он свой домашний адрес, телефон?

2. Знает ли он номер сотового телефона мамы или папы?

3. По какому телефону вызывают спасателей:

1. 911?

2. 112?

3. 102?

4. Что он будет делать, если в доме что-нибудь загорится, а вас не будет:

1. Спрячется в другой комнате.

2. Выбежит из квартиры.

3. Спрячется в шкафу.

4. Выбежит на балкон?

5. Если ребенок дома один, а в дверь ему по­звонили, то он:

1. Скажет, что дома никого нет.

2. Откроет дверь и посмотрит, кто пришел.

3. Спросит “Кто там?”, а потом скажет, что мама в ванной.

4. Будет сидеть тихо.

6. Если ребенок застрянет в лифте, то он:

1. Станет кричать и стучать ногами по дверям.

2. Будет тихо сидеть.

3. Будет нажимать на все кнопки подряд.

4. Найдет кнопку с колокольчиком и громко скажет свой адрес.

7. Если маме, папе или бабушке (дедушке) стало плохо, а кроме ребенка больше никого нет дома, то он:

1. Будет тихо сидеть рядом и не шуметь.

2. Вызовет по телефону 103 “Скорую помощь”.

3. Позовет на помощь соседей.

4. Пойдет в другую комнату играть.

Инна ЧУГАЙ.