Неравнодушие руководителя двигает систему образования

- 11:04Планёрка ў рэгіёне, Суразмоўца, Суразмоўца

Начальник отдела по образованию Брестского райисполкома Виталий ЧЕРЕПЕНЬКО убежден: каждой школе сегодня по силам и по возможностям отыскать свой особый стиль воспитания детей.

Плюс 200 каждый год

— Одна из особенностей учреждений образования Брестского района — занятия во многих из них ведутся в две смены. Это проблема, Виталий Валерьевич?  

— У каждой проблемы — две стороны. В 12 из наших 22 сельских школ занятия действительно ведутся в две смены, и это самый большой показатель по Брестской области. Чуть-чуть отстает Столинский район, там в две смены дети учатся в 11 школах. Но ведь в Брестском районе каждый год — плюс двести школьников (всего более тысячи за 7 лет моей работы в должности руководителя), а значит — и дополнительные классы, и дополнительные педагоги! К примеру, в нашей школе в деревне Черни, известной своим робототехническим направлением, планировалось два первых класса — оказалось четыре. И классы не по 8 детей, а по 30… Опять же — в прошлом году к нам пришли 62 молодых педагога, в позапрошлом — 52. В целом из чуть более 900 наставников района около ста — молодежь. С одной стороны, это радует, с другой — район планово-стабильно имеет низкий показатель по количеству педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. Хотя есть поводы и для гордости: на конкурсе “Молодой учитель Брестчины” наш педагог Анна Юрьевна Кудласевич из Мотыкальской школы вышла в финал, показала достойный результат. Пусть пока и не победитель, но достойный опыт педагогом приобретен.

Да, есть проблемы с педагогами начальных классов, учителями физики, математики и информатики — особенно в дальних от Бреста школах, где ветераны наши уходят на заслуженный отдых. При необходимости отправляем туда молодых специалистов, целевиков. Конечно, не все довольны — родители молодых учителей, в первую очередь.

— Предположу, что району, в котором нет своего районного центра, приходится непросто и с проведением всевозможных общих мероприятий. Так ли это?    

— Как правило, наши праздники, мероприятия проводим на базе различных учреждений образования, населенных пунктов. Спортивные — в деревне Томашовка, где прекрасная спортивная база, есть стадион, бассейн. Место проведения большинства песенно-танцевальных праздников — Черни, где есть районный Дом культуры. Вот и 1 июня, в Международный день защиты детей, традиционно с участием руководства района наградим там около 70 школьников, которые показали достойные результаты в разных областях в этом учебном году.  Мы активно сотрудничаем с белорусским Фондом мира, он и помогает с призами. О сладких подарках для всех остальных участников мероприятия (а будет еще и большой концерт!) позаботятся другие наши спонсоры. 

Диалог лучше монолога

— Виталий Валерьевич, знаю, что в августе прошлого года педагогическую конференцию вы провели в необычной для себя форме диалоговой площадки. Продолжите этот формат?

—  Надеюсь. Потому как это действительно интересная форма, предполагающая реальное обсуждение проблем и возможность для каждого подключиться к актуальному разговору. Более того, она держит в напряжении каждого — а ну как председатель райисполкома задаст вопрос именно тебе?.. Например, почему небольшая школа в 150 детей в Лыщицах два года в лидерах по подготовке школьников к районным и областным олимпиадам, а у другой школы ничего не получается?.. Диалог всегда лучше монолога, полезнее. 

Но до августа нас еще ждет активное лето. Детская оздоровительная кампания, организация досуга ребят, чтобы не оставалось времени на глупости. Сельская школа летом остается местом притяжения и для местных детей, и для тех, кто приезжает в деревню на каникулы. Есть школьный стадион, а значит, рядом педагог, который готов дать те же мячи, организовать соревнования. Где-то на пришкольных участках продолжают выращивать овощи, активно занимаются благоустройством территории — это тоже место приложения силы. К слову, руководитель знаменитого нашего хозяйства ОАО “Остромечево” по поводу того, как обстоит дело в базовой школе в Яцковичах, сказал как-то: “Нам еще надо поучиться…”

На мой взгляд, образование страны нуждается в единой информационной базе, в которую были бы внесены все сведения об учреждении, педагогах, учащихся с их оценками, участием в кружковой работе, со сведениями о родителях школьников. Я уже готов собрать информацию по Брестскому району.

Вообще, я всегда советовал и продолжаю советовать своим директорам: ищите свои направления работы, находите ту изюминку, которой именно ваше учебное заведение будет выделяться на фоне остальных. В той же Томашовке — замечательный музей космонавтики, который дружит со Звездным городком, с Байконуром, с Российским центром науки и культуры в Бресте, зимний сад. Школы в Домачево и Вистычах известны своей исследовательской, проектной деятельностью. В Мухавце и Лыщицах развит туризм, в Чернях — робототехника, в Мотыкалах — ЮИДовское движение, в Знаменке — волонтерское. И так далее…

Поддерживая инициативу

— Считаете ли вы работу директора школы более творческой, чем труд начальника отдела образования?

— Как человек, до этого не один год проработавший директором школы, дам однозначный ответ — безусловно. И дело не только в том, что директор школы быстрее и ярче видит результаты своей работы. Чиновнику приходится больше работать с бумагами, отчетами, не так часто, как хочется, удается выбираться в учреждения образования района к коллегам… Хотя я все же стараюсь держать руководителей в тонусе: одного поддержать, другого пожурить, третьему — подсказать. Согласитесь, лучше это сделаю я, знающий все нюансы директорской ноши на своем опыте, чем какая-то другая служба, которая приедет с проверкой. Любому руководителю сегодня надо знать и трудовое законодательство, и охрану труда, и основы организации питания, спонсорской, внебюджетной деятельности, причем не поверхностно. Моя позиция такова: если что-то в учреждении не так сделали, расскажите, чтобы можно было поправить. Не замалчивайте проблемы. Не давайте им разрастаться до непредсказуемых последствий. 

При этом я убежден: надо поддерживать полезные “директорские” инициативы на местах. И помогать воплощать их в жизнь. Это то, что я называю неравнодушием руководителя, двигающим, по итогу, всю систему образования.

Екатерина РУМЯНЦЕВА.
Фото автора.