Об итогах деятельности Министерства образования в 2019 году и основных направлениях на 2020 год

- 11:23Актуально, Калегіі, пасяджэнні

Из доклада министра образования Республики Беларусь Игоря Васильевича Карпенко

В современном мире образование становится основным условием устойчивого развития, гарантом социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации.

В связи с этим в прошлом году деятельность системы образования была направлена на повышение качества и доступности образования на всех его уровнях, реализацию Концептуальных подходов к развитию системы образования до 2020 года, принятых на Республиканском педагогическом совете, нормативно-правовых актов в сфере образования.

Национальная система образования получила высокую международную оценку. Согласно отчету ПРООН о человеческом развитии в 2019 году, по показателям в сфере образования Республика Беларусь вошла в группу 30 наиболее развитых стран мира.

Такой результат стал возможным потому, что мы не реформируем, а плавно и вдумчиво совершенствуем систему в соответствии с требованиями, которые ставят перед нами общество и государство, учитывая уже накопленные традиции и положительный опыт. А также потому, что мы не отнесли образование к сфере услуг и не нацелены на извлечение прибыли от их оказания, ведь система образования — это не бизнес-среда, а площадка социализации молодежи, обеспечивающая не только обучение, но и воспитание гражданина, востребованного в социально-экономическом комплексе страны, формирующая его мировоззрение и широкую эрудицию.

Молодежь — это главная инвестиция в будущее, которая обеспечит сохранение и развитие нашей страны. Поэтому воспитательная и идеологическая работа будут и в дальнейшем оставаться важнейшей составляющей образовательного процесса.

Необходимо обратить серьезное внимание на информационное присутствие учреждений образования в интернет-пространстве, в первую очередь в социальных сетях, потребителем контента которых является молодежь. Следует прогнозировать вызовы, с которыми молодые люди столкнутся в среднесрочной перспективе.

В последнее время социальные сети стали активным инструментом навязывания псевдоэкспертных мнений, формирования ложных оценок. Надо активнее работать на этой площадке и формировать объективную информацию о том, что происходит в системе образования и жизни учреждений образования.

В работе с детьми и молодежью важны постоянство и системный подход. Нормативная база для гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому Беларуси, бережного отношения к традициям своего народа в республике создана. Есть концепция и программа непрерывного воспитания детей и молодежи, разработана Стратегия развития молодежной политики на 2020— 2030 годы, программный документ по работе с молодежью.

Для их выполнения Министерством образования организован ряд мероприятий, некоторые из них стали традиционными. Так, проводится республиканская акция “Я гэты край Радзімаю заву”, реализуется гражданско-патриотический проект “Собери Беларусь в своем сердце”. В рамках героико-патриотической акции “Великой Победе — 75!” в системе образования Республики Беларусь организована целенаправленная работа по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ребята участвуют в “звездных походах”, акции “Беларусь помнит”, уходе за воинскими захоронениями и других важных акциях. Важно, чтобы проводимые мероприятия не только приобрели масштабный характер, но и были наполнены практическим содержанием, а в их проведение должен быть вовлечен каждый учащийся и студент.

Одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики является развитие социальной активности молодых людей через молодежное парламентское движение. Участие в нем дает возможность сформировать у молодежи лидерские качества, умение работать в команде, развивать способность действовать целенаправленно, выдвигать идеи и нести за них ответственность.

В настоящее время в Республике Беларусь сформированы и осуществляют свою деятельность более 40 детско-молодежных парламентов и аналогичных им структур — областных, районных и городских.

Поддержка и развитие молодежного парламентаризма в нашей стране позволила по итогам выборов 2019 года 11 представителям молодежи войти в нынешний состав Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и сформировать молодежное депутатское крыло.

Второй год реализуется информационно-образовательный проект “Школа активного гражданина” (“ШАГ”). Проект вызвал большой интерес не только у обучающихся, но и у политиков, общественных деятелей, представителей органов государственного управления. С их участием проведено 142 встречи с учащейся и студенческой молодежью.

В 2019 году Министерство образования продолжило работу по поддержке и реализации Республиканского конкурса БРСМ “100 идей для Беларуси”. Новой формой организации воспитательной, идеологической и социальной работы в текущем году станет открытый дистанционный марафон проектов “Мы действуем!”, для чего на Национальном образовательном портале открыта специальная интернет-площадка. Педагогам и учащимся предоставляется уникальная возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также внести предложения по участию в общественной жизни своего региона. Эту возможность нужно использовать в полной мере.

Важным событием прошлого года стали II Европейские игры, в которых в качестве волонтеров приняло участие почти 8 тысяч студентов из 29 учреждений высшего образования. По итогам проведения Игр главой государства дана высокая оценка работе волонтеров.

И действительно, эти молодые люди в полном объеме справились со всеми поставленными задачами, что в свою очередь способствовало созданию праздничной атмосферы в период проведения мультиспортивного форума и формированию имиджа Беларуси как гостеприимной страны.

Во время подготовки к Играм в вузах были созданы и сохранены волонтерские центры. А на базе общежития комплекса “Студенческая деревня” размещен Республиканский волонтерский центр, который осуществляет полный комплекс информационных, консультативных и методических услуг организациям и гражданам в сфере волонтерской деятельности.

После модернизации Студенческой деревни и введения в эксплуатацию новых общежитий созданы Республиканский центр психологической помощи и опорный пункт, к работе которого привлечены члены молодежных отрядов охраны правопорядка.

Там же в 2020 году планируется создать музей, посвященный II Европейским играм и функционированию деревни спортсменов.

Белорусские школьники и студенты принимают активное участие в спортивных состязаниях республиканского и международного уровня.

По инициативе Министерства образования Республики Беларусь в настоящее время создается Белорусская ассоциация школьного спорта, координатором которой является учреждение “Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов”.

В 2019 году получило дальнейшее развитие студотрядовское движение, в котором приняли участие более 25 тысяч юношей и девушек. Особо отмечу работу педагогических отрядов, которых в республике было более 300. В них трудились свыше трех с половиной тысяч молодых людей.

Школа должна не только учить, но и воспитывать, а педагоги, наряду с родителями, нести ответственность как за учебные достижения, так и за воспитанность детей.

Когда молодые люди заняты полезным, нужным делом, трудом, спортом, они не будут совершать поступки, вступающие в противоречие с законом. Радует то, что число несовершеннолетних, совершивших преступления, снизилось в сравнении с прошлым годом на 2,4% (с 1544 до 1507). Вместе с тем отмечено увеличение на 5,0% (с 1665 до 1749) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием.

В масштабах страны создан Республиканский центр психологической помощи в БГПУ имени Максима Танка, который обеспечивает психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям, педагогам, в том числе в онлайн-режиме. К сожалению, не все школьные психологи даже знают об этом. Создавая Республиканский центр психологической помощи, мы рассчитывали на то, что не только учреждения образования, но и областные, районные органы исполнительной власти будут заинтересованы в обращении в этот центр за помощью при разрешении сложных ситуаций, возникающих на местах.

Считаю, нужно по-новому осмыслить роль психологов в учреждениях общего среднего образования. Они там на вторых ролях, порой используются для выполнения второстепенных поручений директора. Поэтому министерством прорабатывается вопрос о пересмотре структуры, содержания их работы, корректировки функциональных обязанностей и штатной численности.

Большое внимание уделялось сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Образовательно-оздоровительный центр “Зубренок”, отметивший в прошлом году полувековой юбилей, за годы работы стал символом успехов в детском оздоровлении и по праву был награжден Почетным государственным знаменем Республики Беларусь.

Участниками летней оздоровительной кампании в нашей стране являются граждане не только Беларуси, но и других стран. По приглашению Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в прошлом году в “Зубренке” оздоровилось 799 иностранных граждан из 7 стран.

Планируется и в дальнейшем приглашать на оздоровление в Республику Беларусь детей из зарубежных стран, потому что это соответствует приоритетным направлениям внешней политики нашего государства.

В 2019 году проводилась целенаправленная работа по повышению качества образования на всех его уровнях и ступенях.

В дошкольном образовании главным остается вопрос обеспечения его доступности. За последние 5 лет создано более 41 тысячи дополнительных мест для дошкольников, в том числе в 2019 году — около 7 тысяч.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, наблюдается напряженность при определении в детские сады по месту жительства, в том числе в Минском районе — более 5 тысяч, в Брестской области — почти полторы тысячи. По республике выросла очередь в детский сад (в сравнении с 2018 годом — на 334 ребенка).

В то же время есть План мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, утвержденный правительством. А главой государства поручено решить этот вопрос к 2020 году.

Однако вместо принятия необходимых мер на местах из года в год переносятся сроки строительства детских садов, уменьшается количество запланированных к вводу объектов. Так, из запланированных к вводу в 2015—2019 годах 66 детских садов открыт 61, в том числе в 2019 году вместо 10 только 8.

И это из года в год происходит в тех регионах, где имеется очередь в детские сады, либо не выполняется государственный социальный стандарт, отсутствуют места в садах шаговой доступности.

С учетом изложенного в 2020 году в сфере дошкольного образования необходимо принять дополнительные меры по обеспечению местами детей в УДО, для чего выполнить в полном объеме.

По-прежнему вызывает обеспокоенность травматизм детей в детских садах. Несмотря на неоднократные указания Министерства образования о принятии исчерпывающих мер по созданию безопасных условий в учреждениях образования, отдельными руководителями выполнение этих требований не обеспечивается.

Такие факты свидетельствуют о халатном отношении педагогических работников к своим должностным обязанностям, отсутствии исполнительской дисциплины и недостаточной работе органов управления образованием по обеспечению безопасных условий при организации образовательного процесса. Данный вопрос у руководителей на местах должен быть на особом контроле.

В 2019 году введены в эксплуатацию 8 новых школ. Продолжается оптимизация сети учреждений общего среднего образования. Решения об их закрытии или реорганизации должны приниматься не спонтанно, а после глубокого анализа возможных последствий, с учетом состояния зданий, организации подвоза учащихся, трудоустройства высвобождающихся работников.

В 2019/2020 учебном году по новым учебным программам занимаются ученики 1—9 классов. Учащиеся 8—9 классов имеют возможность изучать отдельные предметы на повышенном уровне.

При обновлении учебных программ учтены полнота и последовательность изучаемого материала, целесообразность изучения материала в конкретном классе, межпредметные связи, рациональность распределения учебного времени на изучение отдельных тем и разделов.

Вместе с тем мы видим резерв в дальнейшем сокращении нагрузки на учащихся без ущерба для качества образования путем использования межпредметных связей.

Необходимо откорректировать учебную программу по информатике, поскольку большинство современных детей приходят в школу, уже владея первичными навыками обращения с гаджетами.

Это также обусловлено активным внедрением в школу STEM-образования, которое реализуется совместно с ПВТ. Здесь необходимо разработать единые подходы к его организации и содержанию.

Как вы знаете, для 10—11 классов с этого года предусмотрена возможность изучения информатики на базовом и повышенном уровнях.

Полагаю, что в рамках допрофильного обучения такую возможность нужно дать 8-м и 9-м классам и даже предусмотреть в этих классах изучение нескольких языков программирования.

Считаем также возможным разгрузить учащихся 10—11 классов за счет использования модульно-блочного подхода и введения интегрированных учебных курсов.

Предметы, на изучение которых отводится 1 час в неделю в течение двух лет, лучше осваивать на протяжении одного учебного года, проводя занятия парами, по 2 часа. Это даст возможность компактно представить небольшие по объему учебные курсы, что благоприятно отразится на усвоении их учащимися.

При этом учащиеся могут сконцентрировать свои учебные усилия на углублении профильных предметов, экономя силы и время на изучении непрофильных предметов через интегрированные курсы. Программа 11 класса будет разгружена, освободится время для изучения факультативных курсов, что позволит перейти к обучению по индивидуальным учебным планам, увеличивая их вариативную составляющую.

Еще одним направлением разгрузки учащихся станет совмещение выпускных экзаменов с ЦТ. Данные проведенного независимого исследования показывают, что большинство опрошенных родителей, учителей и самих учеников поддерживают совмещение с тестированием выпускных экзаменов по языкам и математике и даже введение для всех учащихся профильных классов выпускного экзамена по иностранному языку.

Продолжают работать 10—11 классы педагогической и аграрной направленности. С этого учебного года открыты спортивно-педагогические классы, официальный статус приобрели классы военно-патриотической направленности, то есть для профильного обучения уже создана серьезная база. Поэтому особое внимание следует уделять совершенствованию методов обучения и эффективности профильного обучения.

Второй год учащиеся базовых классов проходят профессиональную подготовку в рамках трудового обучения. В этом учебном году будет их первый выпуск. Те, кто в полном объеме освоил учебную программу, имеют право сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о присвоении разряда по профессии.

Учитывая, что такой экзамен будет проходить впервые, руководителями должны быть приняты исчерпывающие меры для его организованного проведения, включающие обучение педагогов, разработку методических рекомендаций по формированию комиссий, подготовку билетов, заполнение итоговых документов и иное.

Продолжается оснащение учреждений общего среднего образования современным учебным оборудованием. В 2019 году осуществлялась централизованная поставка учебного оборудования и средств обучения для кабинетов химии и биологии, а также мультибордов.

В этом году планируем завершить поставку оборудования для кабинетов химии, продолжить оснащение кабинетов биологии и поставку мультибордов.

Мультиборды должны оживить урок в школе, помочь учителю сделать его не только информационным, но и интересным для каждого ученика. На республиканском уровне в помощь учителю необходимо разработать дополнительные методические рекомендации и, самое главное, соответствующий ИТ-контент, позволяющий максимально эффективно использовать мультиборды в образовательном процессе.

Необходимо укрепить оснащенность кабинетов, особенно кабинетов трудового обучения, современными станками, оборудованием, наглядными пособиями и 3Д-принтерами. На необходимость этой работы в ходе проведенного исследования указали почти 87% учащихся и 67% их родителей.

Во исполнение поручений главы государства проведена работа по оснащению школ спортивным инвентарем и оборудованием. Подпрограмма “Развитие системы общего среднего образования” дополнена соответствующим мероприятием. Актуализированы перечень и нормы обеспечения для организации физического воспитания учащихся. В перечень спортивного инвентаря включены тренажеры, которые могут использоваться во время занятий по предмету “Физическая культура и здоровье”, что позволяет приобретать их за счет средств республиканского и местных бюджетов.

В 2019 году средний республиканский показатель обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием в учреждениях общего среднего образования составил 89,3%. В этом году оснащение школ спортивным инвентарем должно быть продолжено. Тем более что с 2020 года местными исполнительными и распорядительными органами запланированы финансовые средства на эти цели.

В целях повышения объективности оценки уровня знаний учащихся продолжена практика проведения республиканских контрольных работ по учебным предметам. В прошлом учебном году контрольные работы проведены в 10-х классах по математике, истории Беларуси, русскому и белорусскому языкам. Показатели улучшились, но радоваться пока нечему. От 25% до 56% учащихся не подтвердили отметки, выставленные школьным учителем. Подробно этот вопрос мы обсудили в августе прошлого года на заседании коллегии, приняты соответствующие управленческие решения.

В текущем учебном году контрольные работы будут проведены по предметам “Химия”, “География”, “Математика” в 8-х классах.

В 2018 году Беларусь впервые участвовала в международном исследовании PISA, по итогам которого наши учащиеся продемонстрировали хороший уровень компетенции по всем трем направлениям исследования, заняв в результате место в первой половине общемирового рейтинга.

Проведя в ближайшие месяцы глубокий научный анализ полученных результатов, мы примем взвешенные решения по дальнейшему развитию общего среднего образования, к обязательности которого запланировали перейти.

Участие в исследовании позволило определить ряд задач, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе. В первую очередь это совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса. Задания, направленные на применение учащимися усвоенных знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях, аналогичные заданиям PISA, должны найти отражение в компонентах учебно-методических комплексов по учебным предметам. Уже издана серия пособий для учителей-предметников 1—9 классов с названием “Компетентностный подход”. Задача педагогов — целенаправленно использовать их в образовательном процессе, а задача АПО, институтов развития образования и НИО — провести семинары по совершенствованию методик обучения учебным предметам с использованием данных материалов.

В ближайшем будущем в республике нужно сформировать высокопрофессиональный экспертный потенциал в области оценки качества образования. Соответствующая задача сформулирована в одном из компонентов проекта “Модернизация системы образования Республики Беларусь”.

Учащиеся гимназий и лицеев показали результаты на уровне своих сверстников из стран-лидеров, Китая и Сингапура. Это подтверждает правильность принятого нами решения о предоставлении возможности обычным средним школам также, как и гимназиям, изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне начиная уже со ІІ ступени общего среднего образования. Именно предоставление равных возможностей всем без исключения учащимся (и в городской, и в сельской местности) в будущем даст положительный результат.

Развитие олимпиадного движения по учебным предметам среди учащихся — мощный фактор выявления и становления одаренной молодежи.

За отчетный период в международных олимпиадах по учебным предметам приняло участие 65 школьников, из которых 46 награждены медалями, в том числе золотыми — 6, серебряными — 15, бронзовыми — 25 человек.

Для совершенствования механизма проведения, исключения коррупционной составляющей внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения республиканской олимпиады по учебным предметам. На Республиканский институт контроля знаний возложена ответственность за хранение и доставку олимпиадных заданий для третьего и заключительного этапов олимпиады. Предусмотрены сканирование выполненных участниками работ после завершения каждого тура и передача их в РИКЗ. Определен порядок аннулирования результатов и ряд иных нововведений, которые должны вернуть честное имя олимпиадному движению после общеизвестных событий, связанных с утечкой текстов олимпиадных заданий по географии в 2019 году.

Новым этапом в совершенствовании работы с одаренными учащимися является проект создания Национального детского технопарка, импульсом для разработки которого стало изучение международного опыта, в том числе опыта Российской Федерации. С 1 сентября 2021 года детский технопарк  должен начать свою работу. В то же время и в регионах необходимо активизировать работу многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых уже имеется хорошо развитая база, современное оборудование, применяются прогрессивные образовательные технологии, современные формы работы с детьми и молодежью. Эти учреждения должны стать региональными площадками по взаимодействию с детским технопарком, помогать ему находить талантливых детей, вовлекать их в объединения по интересам, профиль которых соответствует перспективным направлениям развития науки и техники.

В современных условиях профессиональное образование является определяющим источником формирования трудовых ресурсов в Республике Беларусь. В общем количестве занятых в экономике работники со средним специальным и профессионально-техническим образованием занимают почти 55%. Ежегодные объемы выпуска (около 60 тысяч человек) позволяют обеспечивать потребность организаций — заказчиков кадров.

В соответствии с решениями Республиканского педагогического совета, проведена работа по сокращению сроков обучения по 93 специальностям среднего специального и 70 специальностям профессионально-технического образования.

С целью развития Стратегии совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь и плана по ее реализации до 2025 года, при Министерстве образования создан свой секторальный совет квалификаций. Кроме того, представители министерства входят в состав всех созданных секторальных советов при других ведомствах.

В течение 2019 года с участием представителей организаций — заказчиков кадров и ведущих специалистов реального сектора экономики обновлялись образовательные стандарты. Министерством образования проведены совместные заседания коллегии с рядом отраслевых министерств и ведомств. Разработан проект профессионального стандарта педагогической деятельности в учреждениях высшего и среднего специального образования.

Дальнейшее развитие получила созданная в республике сеть ресурсных центров, включающая 48 центров по 9 видам экономической деятельности. На их базе внедряются в учебный процесс современные образовательные технологии, применяются новейшие средства обучения и оборудование.

В соответствии с поручениями правительства, в 2019 году открыт ресурсный центр машиностроительного профиля в учреждении образования “Оршанский государственный механико-экономический колледж”, основной задачей которого является обеспечение подготовки квалифицированных кадров для активно развивающегося оршанского региона. На создание данного ресурсного центра направлено только из республиканского бюджета около 3 млн рублей.

На базе филиала Республиканского института профессионального образования “Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе” открыт учебный центр по изучению технологий “Индустрия 4.0”. Причем это первый на постсоветском пространстве учебный центр, который прошел сертификацию по международным стандартам, признаваемым более чем в 200 тысячах промышленных предприятий по всему миру. Данному событию предшествовала кропотливая работа Министерства образования и РИПО совместно с представительством Европейского союза в Беларуси, а также с компанией Festo, одним из мировых лидеров в автоматизации производственных процессов.

Ежегодно в таких центрах обучается около 25 тысяч человек, из них 20 тысяч — обучающиеся учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Осуществляется стажировка мастеров производственного обучения профильных учреждений образования (почти тысяча человек), профессиональная подготовка и переподготовка взрослого населения (около 4,5 тысячи человек).

Обновлению содержания учебных программ, повышению престижности рабочих профессий, усилению профориентационной работы служит потенциал конкурса профессионального мастерства WorldSkills, участником которого наша страна стала с 2014 года.

Из слайда видно, что прогресс налицо. Кроме того, участие Республики Беларусь в международном движении WorldSkills способствует совершенствованию процесса подготовки кадров на основе мировых стандартов. В результате в республике сформировался пул экспертов мирового уровня, которые сегодня могут подготовить победителей целого ряда международных конкурсов. За примером далеко ходить не нужно: в июне 2019 года участники национальной сборной WorldSkills-2019, учащиеся Индустриально-педагогического колледжа РИПО, стали победителями Международного конкурса профессионального мастерства Knauf Junior Trophy—2019, проходившего в Зальцбурге (Австрия), в котором участвовали представители 12 европейских стран.

В мае этого года в нашей республике в очередной раз пройдет Республиканский чемпионат профессионального мастерства по стандартам WorldSkills.

Отрадно, что в плане подготовки кадров мы начали работать на опережение. К примеру, под заказ достраивающегося в Миорах металлопрокатного завода ведем подготовку нужных ему кадров со средним специальным и высшим образованием. Обучаем специалистов и для строящейся Национальной биотехнологической корпорации в Пуховичском районе. Еще хороший пример. Компания “МАЗ-Вэйчай” строит в “Великом камне” завод по производству двигателей Евро-6. Предприятие еще в стадии становления, а у нас в автомеханическом колледже уже открылся специальный обучающий класс, где эти моторы есть и в разрезе, и в виртуальном виде, и в реальном состоянии, где представлены все технологические компоненты, детали, которые используются при сборке и ремонте. Учащиеся на практике изучают все, чего еще нет сейчас на заводе, но будет к моменту их выпуска из колледжа. То есть уже одновременно с созданием предприятия начинается прицельная подготовка кадров для него с корректировкой образовательного процесса, чтобы молодой специалист пришел и сразу включился в работу.

Вступительная кампания в вузы и колледжи прошла достаточно спокойно. Обращений на горячую линию поступило гораздо меньше, чем в прошлые годы. Фактически единственной новацией был переход на новую методику подсчета баллов на ЦТ. Еще раз подчеркну, что эта методика была введена не для искусственной демонстрации роста хороших оценок, а для учителя, чтобы он мог работать над качеством образования. Сейчас каждый педколлектив может сравнить, какая была у абитуриента оценка в школе и какой результат он показал на ЦТ, и при несовпадении наверняка задумается: почему такое произошло?

Новая методика затронула и институт репетиторства. Повторюсь: образование — не сфера услуг! Не у репетитора, а в школе должны давать ребенку знания, предусмотренные учебной программой и которые будут необходимы ему в жизни. Без разных коммерческих структур и доплат. Это касается всех учреждений образования, не только школ.

На уровне высшего образования ведется работа по обеспечению образовательного процесса в соответствии с новыми, изменяющимися требованиями, вызванными внедрением высокотехнологичных производств, наукоемких технологий, расширяющимся производством инновационной продукции.

Широко применяется выполнение студентами работ по заказу реального сектора экономики. Расширяется взаимодействие университетов с реальным сектором экономики через специально созданный Министерством образования Межотраслевой задачник, в рамках которого университетами в 2019 году осуществлялась работа по более чем 95 значимым для промышленных предприятий направлениям.

Организовано прохождение практики, начиная с 1 курса.

Необходимо и дальше осуществлять тесное межведомственное взаимодействие, эффективное сотрудничество с заказчиками кадров в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом меняющихся потребностей рынка труда, инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы.

Кроме того, с учетом совершенствования Национальной системы квалификаций и создания секторальных советов при республиканских органах государственного управления необходимо пересмотреть функции ведущих колледжей и университетов, определить порядок их участия в работе секторальных советов, обновить механизмы открытия новых специальностей, содержание которых необходимо разрабатывать на основе профессиональных стандартов и анализа изменений в функциях труда на рабочих местах.

В новую редакцию Кодекса Республики Беларусь об образовании заложена норма, позволяющая учреждениям высшего образования самостоятельно определять до 50% дисциплин учебного плана на I ступени высшего образования и до 70% — на II ступени высшего образования.

В истекшем году реализована новая модель магистратуры — научно-ориентированная магистерская подготовка по укрупненным специальностям. Проведен пересмотр сроков и содержания подготовки в соответствии с потребностями заинтересованных организаций научно-инновационной сферы и системы образования. Завершена разработка образовательных стандартов магистратуры. В типовые учебные планы включены новые дисциплины, увеличена аудиторная нагрузка, усилена научно-исследовательская и инновационная направленность подготовки.

Весомым направлением деятельности университетов является реализация модели “Университет 3.0”. За истекший год в четырех университетах открыта подготовка по трем и спроектированы две новые специальности инновационной, изобретательской и предпринимательской направленности. В образовательный процесс введены соответствующие учебные дисциплины. Пересмотрена методология образовательного процесса, используются новые технологии обучения. Внедрены новые элементы образовательной среды для развития инновационного поведения обучающейся молодежи во внеучебное время. Создана разветвленная сеть инновационных подразделений, включая отраслевые лаборатории в различных отраслях реального сектора экономики. Осуществляется коммерциализация результатов научной и научно-исследовательской деятельности.

Очевидно, что полученный положительный опыт реализации модели “Университет 3.0” предстоит внедрять и в других учреждениях высшего образования республики. Кроме того, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо идти дальше и создавать условия для реализации в ведущих университетах республики модели “Университет 4.0”.

По инициативе Министерства образования во взаимодействии со специалистами Всемирного банка в 2019 году разработан инвестиционный проект “Модернизация высшего образования Республики Беларусь”. Его мероприятия направлены на модернизацию инфраструктуры 18 вузов, создание современных учебно-лабораторных подразделений, повышение интегрированности и конкурентоспособности системы высшего образования в международном образовательном пространстве. Проект начнет реализовываться в IV квартале этого года.

Что немаловажно, в рамках проекта планируется создание Национального агентства по обеспечению качества образования (по всем уровням образования) и его вступление в Европейскую ассоциацию агентств по обеспечению качества высшего образования.

Продолжена работа по внедрению инструментов Европейского пространства высшего образования в национальную систему. Сейчас для республики нет каких-либо ограничений в этом вопросе. Мы равноправны с другими государствами. Самостоятельно определяем, как и в каком объеме внедрять у себя принципы Болонского процесса, к какому экспертному сообществу обращаться, чей позитивный опыт использовать. Через академическую мобильность и кооперацию эти позиции нужно закрепить, активно работая над повышением качества и конкурентоспособности белорусского образования.

В настоящее время вузы республики массово представлены в рейтинге “Вебометрикс”. В остальных рейтингах численность белорусских учреждений высшего образования, как правило, не превышает пяти. Несомненно, ряд мероприятий, направленных на повышение позиций и расширение присутствия белорусских вузов в международных образовательных рейтингах, требуют значительных финансовых средств. Часть финансовых затрат по данному направлению предусмотрена в инвестиционном проекте Всемирного банка. Но учреждения высшего образования, их учредители должны и сами изыскивать возможности по повышению позиций белорусских вузов в международных образовательных рейтингах.

По-прежнему актуально содействие экспорту услуг образования (организация обучения на английском языке, в дистанционной форме, реализация совместных образовательных программ и проектов, развитие образовательного туризма и др.).

Кроме того, для Республики Беларусь представляют интерес результаты, достигнутые при формировании общих образовательных пространств другими интеграционными объединениями. В том числе, на пространстве Содружества Независимых Государств, Союзного государства, в рамках отношений с государствами Азиатского региона, прежде всего развивающимся Китаем.

Как вы знаете, 2019 год был объявлен “Годом образования Беларуси в Китае”. Мы стараемся максимально использовать возможности данной инициативы для наращивания сотрудничества на территории как Беларуси, так и Китая.

На сегодняшний день нашими вузами заключено более 350 прямых договоров о сотрудничестве с университетами Китая. Реализуются свыше 30 совместных образовательных программ. Прорабатывается возможность организации совместной подготовки кадров высшей научной квалификации.

В 2019 году в Китайской Народной Республике открыты 3 центра изучения Беларуси: на базе Нанкинского университета науки и технологий, Даляньского политехнического университета и Пекинского университета иностранных языков. Всего их уже создано 11.

Работают две совместные научные лаборатории, достигнуты договоренности об открытии еще двух. Создан совместный институт Даляньского политехнического университета и Белорусского государственного университета. В стадии обсуждения вопрос об открытии в БНТУ совместно с китайским Северо-Восточным университетом факультета китайских технологий. Перспективным представляется также создание филиала китайского университета в Беларуси.

Более 1000 белорусских граждан проходят обучение по различным программам в Китайской Народной Республике, в том числе по предоставленным китайской стороной грантам. Ежегодно количество обучающихся в Китае белорусов увеличивается примерно на 100 человек.

В белорусских университетах обучается уже около 5 тысяч студентов из Китая.

В Республике Беларусь функционируют профильные институты, пункты, классы Конфуция и центры изучения китайского языка при белорусских учреждениях высшего образования.

В свою очередь, положительно себя зарекомендовали созданные на базе ряда китайских университетов центры изучения Беларуси. Работу по сотрудничеству с Китаем следует наращивать.

В отчетный период предпринято немало усилий для того, чтобы нарастить экспорт услуг в области образования как на традиционных, так и новых для Беларуси рынках в Азии, Африке и Латинской Америке.

Итогом проделанной работы стал стабильный контингент иностранных граждан, получающих образование в белорусских учреждениях высшего образования, который в настоящее время составляет около 28 тысяч, в том числе более 500 студентов из Евросоюза.

Особое внимание следует уделить иностранным выпускникам, которые получили образование в нашей стране. Их потенциал следует использовать более активно. Они должны стать популяризаторами белорусского образования в своих государствах. В Беларуси создана Международная ассоциация выпускников вузов. В этом году в июле совместно с ассоциацией планируем проведение Европейского форума выпускников. Это мероприятие должно пройти на должном уровне.

Необходимо отметить, что в 2019 году обеспечена реализация дорожной карты по повышению конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, по ограничению оттока белорусской молодежи за рубеж, разработаны дополнения в дорожную карту в части создания дополнительных стимулов и условий по возращению белорусской молодежи в Республику Беларусь.

Для решения указанных задач целесообразно сконцентрировать усилия организаций системы образования на реализации следующих направлений работы:

создание дополнительных социальных гарантий для молодого специалиста, условий для трудоустройства выпускников и их дальнейшего закрепления на рабочих местах, включая обеспечение жильем, как того требует глава государства;

направление вузами, ведущими предприятиями республики перспективных молодых людей на обучение на условиях целевой подготовки в зарубежные учреждения образования с гарантированным предоставлением впоследствии рабочего места;

расширение практики реализации совместных образовательных программ и программ академической мобильности с зарубежными учреждениями образования и научными организациями с учетом создания условий для возвращения белорусской учащейся молодежи;

привлечение в Беларусь для получения образования, в том числе за счет грантов, перспективных представителей белорусской диаспоры, поиск возможностей для их дальнейшего трудоустройства в Беларуси;

оптимизация процедуры нострификации научных степеней, полученных гражданами Республики Беларусь в зарубежных государствах;

предоставление возможности получения молодыми гражданами как смежных, так и новых специальностей путем расширения возможности переподготовки, в том числе за счет введения новых специальностей, востребованных на рынке труда, укрупнения специальностей основного образования и др.

Во исполнение поручения Правительства Республики Беларусь в 2019 году Министерством образования организована работа по развитию образовательного туризма в Республике Беларусь. Данный вид туризма нашел свое закрепление в проекте Закона Республики Беларусь “О туризме”, осуществлен комплекс мероприятий по кадровому обеспечению сферы образовательного туризма, разработана программа образовательного туризма “Образовательная карта Беларуси”.

Наше общество, в том числе и система образования, вступило в принципиально новый период своего развития — эпоху цифровой трансформации. Цифровая экономика, искусственный интеллект, доступность информационно-коммуникационных технологий на глазах изменяют мир.

Система образования Республики Беларусь должна активно включаться в процесс цифровой трансформации. Обучать надо по-новому, используя все возможности, которые нам дают цифровые технологии.

Большинство наших учреждений образования уже обеспечены широкополосным доступом в сеть Интернет. Все вузы и колледжи подключены к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам связи. Создан Национальный образовательный портал, где размещено более 400 тысяч школьных учебных пособий, 258 электронных образовательных ресурсов, около 70 электронных средств обучения по различным учебным предметам.

Но этого уже недостаточно. Это только начало масштабной работы по совершенствованию и развитию содержания системы образования, которая должна быть системной, продуманной, нацеленной на конкретный результат.

Об экономике образования и финансировании отрасли. Для совершенствования бюджетного финансирования осуществлен переход от сметного к нормативному планированию расходов на функционирование учреждений общего среднего образования на основании норматива расходов на одного обучающегося (действует в 2800 учреждениях).

Продолжалась реализация пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений дошкольного образования. В эксперименте участвовали 480 учреждений. В 2020 году с целью отработки нового механизма финансирования проект будет распространен на все учреждения дошкольного образования Гродненской области.

Кроме того, в Могилевской области стартует пилотный проект по апробации нормативного финансирования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

В 2020 году планируется увеличение объема бюджетного финансирования до 5,32% от ВВП.

Организациями отрасли “Образование” обеспечено выполнение доведенного задания по ключевому показателю эффективности работы по темпу роста экспорта услуг в области образования.

Социальная составляющая образования всегда была в зоне нашего внимания.

Министерством образования во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, общественными организациями (Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, РОО “Белорусский детский фонд”, Международная общественная организация “SOS-Детские деревни”) проанализированы принимаемые в стране меры по реализации права каждого ребенка на воспитание в семье, согласован комплекс дополнительных мер по предупреждению направления детей в детские интернатные учреждения.

В январе 2019 года принято постановление Совета Министров “О признании детей находящимися в социально опасном положении”, которое обеспечило признание детей находящимися в социально опасном положении решением сформированного на уровне райисполкома координационного совета, конкретизировало критерии и показатели неблагополучности семьи, определило конкретные межведомственные мероприятия, направленные на устранение причин, создавших это неблагополучие.

Приняты серьезные меры по наведению в учреждениях образования порядка с обеспечением обучающихся местом в общежитии, улучшением комфортности проживания.

К сожалению, пока проблемным остается вопрос организации питания. Так, в ходе проведенного в 2019 году мониторинга более 6 тысяч учреждений образования нарушения были выявлены в 67% из них. Это несоблюдение санитарных норм и правил, технологии приготовления блюд, уменьшение порций, использование просроченной продукции и другое.

Областным и районным управлениям и отделам образования нужно ужесточить контроль за организацией питания в учреждениях образования.

В целях поэтапного повышения заработной платы педагогических работников приняты соответствующие постановления Совета Министров Республики Беларусь и Министерства образования, в соответствии с которыми педагогическим работникам устанавливаются надбавки за выполнение отдельных видов работ. На эти цели были предусмотрены бюджетные средства в размере 5% фонда оплаты труда педагогических работников.

Для соблюдения социальной справедливости педагогическим работникам учреждений образования, находящимся вне сельской мест­ности (включая приемных родителей, родителей-воспитателей), рабочее место которых расположено в сельской местности, установлено повышение тарифных ставок (окладов) на 20%.

В связи с введением с 1 января 2020 года новых условий оплаты труда работников бюджетной сферы разработано и принято постановление, которым установлены тарифные разряды по должностям педагогических работников и служащих, занятых в образовании, определен перечень и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам в сфере образования. В связи с этим проведена большая разъяснительная работа.

С 1 сентября 2019 года увеличены в два раза размеры стипендий аспирантам и докторантам, что позволит улучшить их материальное положение и станет стимулом для поступления в аспирантуру и докторантуру, занятий научными исследованиями, поддержит мотивацию высококвалифицированных работников к дальнейшему профессиональному росту. С 1 января 2020 года лицам, имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, при достижении общеустановленного пенсионного возраста и прекращении трудовой деятельности устанавливается ежемесячная выплата в 2-кратном размере базовой ставки.

Работа по дальнейшему повышению заработной платы работников системы образования в 2020 году будет продолжена.

Качество современного образования определяется не только его содержанием и образовательными технологиями, но и его гуманистической направленностью. Самое важное для образования — качество учителя!

От уровня культуры, нравственных ценностей, порядочности, доброты и других человеческих качеств не только педагогов, но и всех, кто причастен к системе образования, зависят характеры, судьбы, а иногда и жизни сотен и тысяч детей. И каждый, даже единичный случай несоблюдения учителем или преподавателем этических норм негативно влияет на формирование нового поколения, на социальный статус педагога и на престиж нашей профессии в целом.

Министерством образования уже разработан проект примерных этических требований к педагогическому работнику. В ближайшее время он будет опубликован и вынесен на обсуждение. Полагаем, что с сентября текущего года этические требования будут рекомендованы для учреждений образования.

Они необходимы, ведь общество требует от педагогических работников как выполнения собственно профессиональных функций по обучению и воспитанию подрастающего поколения, так и высоких моральных качеств, возврата присутствовавшей ранее их элитарности в обществе.

К чести, таких педагогов у нас большинство.