Об итогах работы Министерства образования за 2013 год и основных задачах на 2014 год

Выступление министра образования Республики Беларусь С.А.Маскевича

Уважаемые участники заседания коллегии!

Сегодня мы подводим итоги работы отрасли образования за 2013 год — год, в котором основными задачами были определены повышение качества и экономической эффективности нашей деятельности. Усилия и управленцев, и коллективов учреждений должны были быть направлены на реализацию поставленных задач. Сегодня пришло время проанализировать и оценить, что получилось в итоге.
Уже самый общий взгляд на статистические показатели позволяет увидеть, что система образования Беларуси развивается в русле и в соответствии с мировыми тенденциями развития образования. По показателям в сфере образования по индексу развития человеческого потенциала, а также в ряде других мировых рейтингов Республика Беларусь прочно закрепилась в группе наиболее развитых стран мира.
Одним из показателей международных рейтингов является экспорт образовательных услуг. Задание по данному показателю доводится до Министерства образования правительством. По итогам 2013 г. рост экспорта образовательных услуг составил 127%. Сальдо внешней торговли услугами положительное — 26,4 млн долл. США.
В 2014 г. следует продолжить работу по наращиванию экспорта услуг и обеспечить темп роста объема до 117% к уровню 2013 г. и по подведомственным министерству организациям выйти на 33,8 млн долл. США.
Можно отметить работу по развитию экспорта образовательных услуг БГУ (8,2 млн долл. США), БНТУ, МГЛУ, ГрГУ, БГУИР.
Одним из главных рейтинговых показателей научной деятельности вузов является экспорт научно-технической продукции. Основной вклад по этому показателю внесли БНТУ, БГУ, ГГУ, БГУИР, БРУ.
В то же время не выполнили план экспорта 13 вузов.
Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программы развития. Министерство образования отвечает за реализацию 7 государственных программ в сфере образования.
В рамках выполнения программ в 2013 году введено в эксплуатацию 29 объектов, из них 5 новых средних школ; 11 новых дошкольных учреждений; 7 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2 объекта республиканской собственности.
Хотел бы отметить мероприятия программ развития общего среднего образования и высшего образования по совершенствованию учебно-лабораторной базы учреждений как особо важные для повышения качества образовательной деятельности. В основном за счет высокого уровня отечественных разработок оснащены кабинеты физики в 222 УОСО на сумму 85,8 млрд руб. Приобретено учебно-лабораторного и научного оборудования для УВО на сумму 104,1 млрд руб. Реализация данных мероприятий будет продолжена в 2014 году.
Финансирование отрасли в 2013 году составило 35,8 трлн руб. (5,63% ВВП), в том числе из республиканского и местных бюджетов — 32,2 трлн руб. (5,06% ВВП).
В текущем году бюджетное финансирование отрасли составит 39,4 трлн руб., или 5,57% от ВВП, в том числе из республиканского и местных бюджетов — 35,4 трлн руб. (5,00% ВВП). В абсолютном рублевом выражении планируется рост, а в единицах ВВП уменьшение. Думаю, что регионы это уже ощутили. Но это, что было возможно. Давайте этим дорожить и рационально использовать.
Одним из источников финансирования учреждений образования являются доходы от внебюджетной деятельности. Поступление таких доходов в отрасли образования в 2013 году составило 3,6 трлн руб., в том числе в учреждениях высшего образования — 2,9 трлн руб. Доля доходов от внебюджетной деятельности в расходах учреждений высшего образования, подчиненных Министерству образования, составила 49,7%, в учреждениях среднего специального образования — 23,7%.
Доля доходов от внебюджетной деятельности в расходах учреждений образования, содержащихся за счет средств местных бюджетов, составила всего 2,8%. Тем не менее хотел бы отметить эффективную работу по трудовому воспитанию и генерации внебюджетных доходов в Минской области.
В 2014 году следует продолжить и интенсифицировать работу учреждений образования по оказанию услуг населению на платной основе. Для этого имеются резервы в дошкольных учреждениях и школе, в УПО и в вузах. Необходимо уделить внимание расширению услуг по реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, в том числе по образовательным программам повышения квалификации и переподготовки кадров.
Что касается Министерства образования, то мы примем необходимые решения по совершенствованию законодательства как в части расширения возможностей учреждений образования в оказании платных услуг, так и в их ценообразовании. Надеюсь, что правительство и парламент нас поддержат.
Следует отметить, что основными финансово ёмкими уровнями образования являются дошкольное и общее среднее образование (66,7%). На финансирование учреждений дополнительного образования детей и взрослых расходуется 5% средств.
Основные расходы — заработная плата. Данный показатель составит 67,7% (по сравнению с 65,1% в 2013 г.). Отмечу, что в целом защищенные статьи бюджета составляют 92%. Уменьшаются в 2 раза капитальные расходы.
Отсюда вывод — увеличение заработной платы работников может быть достигнуто за счет увеличения доходов и уменьшения численности работников. Именно в повышении эффективности использования бюджетных средств мы видели главную цель оптимизации сети учреждений образования и введении новых нормативов, регулирующих численность работников в системе, которую проводили в течение 2013 года и Министерство образования, и местные органы власти, и сами учреждения. Что же у нас получилось?
Анализируя численность обучаемых и работников, обратим внимание на позитив — что численность обучаемых на уровнях дошкольного и общего среднего образования увеличилась. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования численность обучающихся уменьшилась. Причина — в демографии и повышении требований при поступлении в вузы. В результате оптимизации численность работников учреждений всех уровней уменьшилась. В целом — на 12 тысяч человек. А это целый районный центр.
Хотел бы обратить внимание на величину бюджетных расходов на одного обучаемого. Существенно выросли за год затраты в УПО. Очевидно, что УПТО, УССО — зона особой неэффективности. Управление профессионального образования и РИПО не уделяют должного внимания вопросам экономической эффективности функционирования системы профессионального образования. В результате массово готовим рабочего по программе ССО почти 4 года.
В настоящее время одним из самых главных является вопрос повышения заработной платы работников отрасли.
В 2013 году среднемесячная заработная плата работников в целом по отрасли составила 3449 тыс. руб., или 67% от среднемесячной заработной платы по республике (5139 тыс. руб.).
В регионах принимаются меры по повышению заработной платы. Так, в Минске педагогическим работникам, принятым на условиях контракта, установлены повышения тарифных ставок (окладов) в размере до 25%. Решением Минского городского Совета депутатов педагогическим работникам города увеличены имеющиеся доплаты к тарифным ставкам (окладам) до 390 тыс. руб., кроме того, классным руководителям — до 130 тыс.руб.
В Витебской области 81% работников получают повышение за работу на условиях контракта в размере 10 — 50%. Такие повышения установлены отдельным категориям работников в Гомельской области в размере от 0,1 до 50%, Брестской области — от 15 до 50%.
Однако средняя заработная плата в нашей отрасли все равно остается одной из самых низких среди бюджетных отраслей. Облисполкомам необходимо изыскать возможность поднять среднюю заработную плату педагогов до уровня средней заработной платы в регионе. Варианты решения данного вопроса на республиканском уровне Министерством образования правительству предложены.
По инициативе министерства в 2013/2014 учебном году в пяти учреждениях общего среднего образования Минска проводится эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. За 4 месяца 2013 года средняя заработная плата педагогических работников этих учреждений стала выше средней заработной платы педагогических работников по стране на 27%. В конце учебного года мы подведем итоги эксперимента и примем решение о целесообразности дальнейшего распространения отраслевой системы оплаты труда.
По статистическим данным, в 2013 г. среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава составила 6 002 тыс. руб., или 117% от средней заработной платы по республике (в 2012 г. — 130%).
В учреждениях высшего образования, подчиненных министерству, среднемесячная заработная плата ППС составила 5 956 тыс. руб. Благодаря рациональному расходованию имеющихся средств и высокой интенсификации труда, самые высокие показатели по заработной плате достигнуты Белорусским государственным технологическим университетом (8 370 тыс. руб.) и Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (7 789 тыс. руб.). В этих учреждениях среднемесячная заработная плата ППС на 30 — 40% превышает среднее значение аналогичного показателя, сложившегося по системе подведомственных вузов.
Самая низкая заработная плата в Барановичском государственном университете, Могилевском государственном университете имени А.А.Кулешова, Витебском государственном технологическом университете (на 19 — 25% меньше среднего значения подведомственных вузов). Хочу подчеркнуть, что каждый из названных вузов из бюджета в расчете на одного студента получает примерно одинаковые ассигнования.
А сейчас позвольте перейти к оценке работы системы по уровням образования.

Дошкольное образование

Система дошкольного образования в ушедшем году решала следующие задачи:
— обеспечение доступности дошкольного образования, развитие различных форм организации дошкольного образования, в том числе на платной основе;
— повышение качества образовательного процесса в разных формах организации дошкольного образования;
— оптимизация сети учреждений дошкольного образования.
Охват дошкольными учреждениями в республике является самым высоким в СНГ и составляет для детей от 3 до 6 лет — 95%, в том числе в городских населенных пунктах — 102% (отдельные дети, проживающие в районах, прилегающих к городам районного (областного) подчинения, посещают учреждения дошкольного образования, находящиеся в этих городах), в сельской местности — до 71%.
Новый рисунок (29)Обеспечен 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования во всех областях и Минске.
Вместе с тем существует проблема недостатка мест в учреждениях дошкольного образования микрорайонов-новостроек, а также районах точечной застройки, что обусловлено неодновременным вводом учреждений дошкольного образования и жилого фонда.
Остается проблема оснащения учреждений дошкольного образования средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием. В 2013 году процент оснащения составил в среднем по республике 68% от установленных нормативов (в 2011 г. — 68%).
Обеспеченность учреждений дошкольного образования учебными изданиями сегодня составляет 68%.
В дошкольных учреждениях работают 53,5 тыс. педагогов (в 2012 г. — 54,1 тыс.). Увеличивается количество педагогов с высшим образованием. Думаю, особое внимание сегодня надо обратить на профильность образования работников УДО.
В целях дальнейшего развития системы дошкольного образования необходимо:
— обеспечить дальнейшую оптимизацию сети учреждений дошкольного образования (строительство новых, реорганизация учреждений дошкольного образования в учебно-педагогические комплексы, создание хозрасчетных групп, открытие ранее нефункционирующих групп, создание семейных детских садов);
— обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования, обеспечение качественного взаимодействия с территориальными учреждениями здравоохранения по совершенствованию медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника;
— обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования.

Общее среднее образование

Деятельность системы общего среднего образования в 2013 году была направлена на реализацию двух приоритетных направлений:
— экономической эффективности системы общего среднего образования;
— повышение качества образования.
Министерством образования определены критерии и подходы по оптимизации в системе общего среднего образования, а местными органами власти проводится соответствующая практическая работа.
В 2013 году закрыто 109 учреждений общего среднего образования, реорганизовано 143, в том числе с выведением из сети УОСО — 31. Закрыты (реорганизованы) все вечерние школы; на базе 57 дневных средних школ функционируют вечерние классы. Закрыто 20 межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации, 3 межшкольных учебно-производственных комбината присоединены в качестве филиалов к учреждениям профессионально-технического образования.
Проведены мероприятия по увеличению наполняемости классов. Количество 1 — 11 классов сократилось по сравнению с 2012/2013 учебным годом на 2 357, в том числе в учреждениях, расположенных в городских населенных пунктах, уменьшилось на 1992 класса, в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, — на 365 классов.
В то же время ни одним регионом не выполнено указание об обеспечении средней наполняемости 1-х, 5-х, 10 классов учреждений, расположенных в городской местности, в количестве 24 учащихся, хотя по этим классам наполняемость выросла во всех регионах.
В целом в 2013/2014 учебном году в республике функционирует 238 учреждений общего среднего образования (8% от общего количества учреждений), в которых открыты или продолжают работать 312 классов с 1 учащимся (0,6% от общего количества классов).
Количество учреждений, в которых функционируют 10- 11 классы с наполняемостью от 1 до 5 человек, уменьшилось на 137, или на 19,5%; количество таких классов уменьшилось на 286, или на 28,9%. Однако в 2013/2014 учебном году открыто 87 десятых классов с численностью менее 5 человек. В статусе средних школ функционирует 108 УОСО, в которых наполняемость 9-х классов — менее 5 учащихся. Наибольшее количество таких учреждений — в Гомельской (25), Витебской (23) и Минской (23) областях.
Таким образом, запланированные к началу 2013/2014 учебного года мероприятия по оптимизации сети УОСО выполнены частично.
Уровень качества образования подтверждается победами школьников на международных олимпиадах, интеллектуальных турнирах и конкурсах. В текущем году в международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике приняли участие 32 человека, из них 26 награждены медалями, в том числе золотыми — 3, серебряными — 12, бронзовыми — 11.
Следует отметить, что по результатам заключительного этапа республиканской олимпиады сдал позиции по сравнению с 2011 годом Минск. Значительно улучшила свои показатели Гомельская область.
Вопрос качества образования остается приоритетным. Особенно — качество работы на III ступени.
Новый рисунок (27)Результаты централизованного тестирования не дают оснований для самоуспокоения. Самые высокие результаты — в Минске, Гродненской области — выше республиканских по всем предметам. Самые низкие показатели, ниже республиканских по всем предметам, кроме немецкого языка, — в Брестской области. И это из года в год, т.е. стало традицией.
На слайде вы видите 10 учреждений, лучших по результатам ЦТ в целом. Абсолютно лучший показатель — у Лицея БГУ, выпускники которого на ЦТ продемонстрировали лучшие результаты по 8 из 9 номинированныхНовый рисунок (26) предметов. По русскому языку лучший в республике результат показали выпускники гимназии № 1 Лиды. В 10 лучших вошли по 3 учреждения Гомельской области и Минска, по одному — учреждения Гродненской, Минской и Могилевской областей. Хотел бы обратить внимание, что в списке 100 лучших (по 10 по каждому предмету) есть учреждения всех областей и Минска, и это — гимназии и лицеи, и только одна школа (средняя школа № 12 Пинска — по белорусскому языку). Хорошо известно, что результата достигают учащиеся тех школ, где работают очень профессиональные педагоги. Именно они, как и члены клуба “Хрустальный журавль”, должны быть главными исполнителями в системе повышения квалификации, о них надо больше писать, их опыт показывать. А для них самих необходимо организовывать специальные мероприятия по изучению опыта работы коллег из других стран. Их труд должен оплачиваться в соответствии с их вкладом в результаты работы учреждения и системы образования. Именно такую задачу мы ставим перед разработчиками новой системы оплаты труда педагогов. Сегодня с этой трибуны я хотел бы поблагодарить педагогов страны за эффективную работу в 2013 году.
Принципиально важной является работа над содержанием образования.
С 2013/2014 учебного года в 10-х классах средних школ организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое направление).
Начата работа по пересмотру учебных программ по русской и белорусской литературе, информатике, внесению изменений в учебную программу по географии. Необходимо организовать пересмотр учебных программ практически по всем учебным предметам с целью установления относительной завершенности II ступени общего среднего образования.
С целью повышения качества общего среднего образования необходимо:
— осуществить в порядке эксперимента апробацию научно-методического обеспечения независимой итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. После завершения эксперимента принять решение о целесообразности проведения с 2015/2016 учебного года независимой аттестации во всех УОСО республики и конкурсного набора в 10 класс;
— подготовить соответствующие изменения в методические рекомендации по организации изучения учебных предметов на повышенном уровне, предусматривающие свободный выбор учебных предметов, не ограниченный общепринятыми четырьмя направлениями, а также предоставление возможности руководителям УОСО проводить промежуточную аттестацию по учебным предметам в зависимости от уровня их изучения по учебным четвертям или триместрам (полугодиям);
— внести соответствующие изменения в ранее утвержденные критерии и показатели деятельности УОСО, разграничив критерии отдельно для лицеев, гимназий и средних школ.
Отдельно хотел бы подчеркнуть важность совершенствования как содержания, так и методик изучения иностранных языков. Национальному институту образования предлагаю изучить возможность внедрения в республике независимой международной системы оценивания уровня владения английским языком TOEFL, а также готовить школу к международной системе оценивания учебных достижений PISA.

Социальная и воспитательная работа

В 2013 году предпринимались последовательные шаги по совершенствованию системы воспитания детей и учащейся молодежи. Сохранение тенденции снижения удельного веса несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, свидетельствует о результативности проводимой работы.
Было обеспечено научно-методическое сопровождение системы воспитания; снижен уровень социального сиротства; с опережением на год выполнен прогнозный показатель роста удельного веса детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, установленный Национальной программой демографической безопасности на 2013 год; значительно сокращено число детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Снижается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие института замещающих семей и обеспечение права детей на проживание в семье обсуждались на коллегии Министерства образования в октябре 2013 года. Приняты конкретные решения, и сейчас необходимо приложить максимальные усилия к их выполнению в установленные сроки.
С пониманием того, что качественное обучение невозможно без качественного отдыха, в 2013 году приняты меры по повышению эффективности системы детского оздоровления в лагерях по профилям, направлениям деятельности, включая лагеря труда и отдыха.
Расширена практика организации трудовой занятости несовершеннолетних, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность. В 3011 профильных лагерях (отрядах, сменах) оздоровились 135,8 тыс. детей (2012 г. — в 1153 профильных лагерях оздоровились 45,1 тыс. ребенка).
Характерной чертой оздоровительной кампании 2013 года явилась активизация деятельности оздоровительных лагерей военно-патриотического и оборонно-спортивного профилей.
Приняты меры по созданию условий для занятий учащихся физической культурой и спортом и развитию спортивной базы учреждений образования. В УОСО введены в эксплуатацию 42 новых спортивных объекта.
В целях увеличения соревновательной практики учащихся, их отбора для подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса расширен календарь республиканских мероприятий. Это позволило охватить занятиями спортом более 20% учащихся учреждений общего среднего образования, в том числе 12% учащихся учреждений общего среднего образования, расположенных в сельской местности.
Не могу не сказать о 40 медалях, завоеванных на летней универсиаде, и 2-х — на зимней универсиаде, а также 4-х медалях наших школьников на всемирной гимназиаде. Хочу поблагодарить за эффективное сотрудничество Министерство спорта и туризма.

Специальное образование

Необходимость дальнейшего развития системы специального образования обусловлена увеличением количества детей с особенностями психофизического развития. В 2013 г. в банке данных на учете состояли 134 974 ребенка с ОПФР, что на 3 260 детей больше, чем в 2012 году.
Процесс оптимизации сети учреждений специального образования, с одной стороны, характеризовался закрытием специальных школ и школ-интернатов, с другой — возникновением и расширением сети центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В нашей стране ведется поступательная работа по переходу к инклюзивному образованию (включение в единую образовательную среду всех детей, независимо от нарушений, которые у них имеются, от пола, национальности, принадлежности к этнической группе, религии и т.д.). Переход к инклюзивному образованию приводит к необходимости создания специальных условий для обучения детей с ОПФР в учреждениях основного общего и профессионального образования. В 2013 году на все формы получения образования поступили 326 инвалидов, из них 163 — за счет средств бюджета. В учреждениях высшего образования республики по состоянию на начало 2012/2013 учебного года обучались 1500 инвалидов.
В 2014 году деятельность в системе специального образования следует направить на:
— разработку Концепции развития инклюзивного образования в Республике Беларусь;
— повышение качества интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР;
— формирование системы работы, направленной на создание специальных условий для получения профессионального образования лицами с ОПФР в учреждениях среднего специального и высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Для экономики страны особое значение име ет рациональное сбалансированное обеспечение экономики страны рабочими и специалистами со средним специальным и высшим образованием. При этом важно, чтобы система профессионального образования, включая высшее, не только обеспечивала воспроизводство рабочих и специалистов на рынке труда, но и работала на перспективу, на экономику завтрашнего дня.
Глава государства неоднократно обращал внимание правительства и Министерства образования на вопросы сбалансированности обеспечения квалифицированными кадрами экономики и социальной сферы страны. Решая поставленные задачи, Министерство образования 2 года назад приняло решение осуществить регулирование количества потоков молодежи, поступающей в вузы и в УПО. Повышены требования к знаниям абитуриентов при поступлении в вуз. Разработана соответствующая стратегия профориентационной работы на уровне базовой школы. С 2011 года потоки выпускников 9 класса стали расходиться.
В текущем году 36% после 9 класса и еще 37% после 11 класса поступили в УПО (УПТО и УССО).
Полагаю, что достигнутое в нынешнем году соотношение числа молодежи, поступившей на образовательные программы профессионального и высшего образования, близко к оптимальному. При этом вследствие демографического спада наблюдается тенденция к сокращению количества учащихся и студентов. Мы знаем, что по этой причине на рынке труда уже сегодня ощущается дефицит рабочих.
Их выпуск в нынешнем году уже заметно уменьшился.
В свете обсуждаемых в стране подходов к проблеме развития регионов хотел бы обратить внимание на то, что примерно 60 — 70% выпускников школ продолжают обучение в регионе проживания, 40 — 30% едет в Минск. В большей степени, чем другие, патриотами своей области являются выпускники школ Витебской области.
Главными задачами на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования в 2013 году была оптимизация
сети учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;
структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов;
содержания образовательных программ.
К началу учебного года реорганизованы (путем слияния, присоединения) 14 УПТО, 1 ПТК переименован в колледж, в результате чего количество УПТО сокращено на 8 единиц. Кроме того, 9 ПТУ переименованы в профессиональные лицеи. В республике сегодня функционирует 203 учреждения профессионально-технического образования (в 2012 г. — 211).
Хотел бы отметить, что создана и начала функционировать система прогнозирования потребностей отраслей экономики в трудовых ресурсах. Правительством определен порядок формирования заказа на подготовку кадров.
В 2013 году прекращен прием по 186 и открыта подготовка по 169 новым для отдельных учреждений образования профессиям.
В последние годы наблюдается снижение интереса к строительному и сельскохозяйственному профилям.
Образовательный процесс становится все более практико-ориентированным. Увеличен объем производственного обучения в УПО. Приняты меры по сокращению сроков получения образования (от одного месяца до 1 года). С учетом новых технических и технологических изменений в отраслях экономики осуществляется подготовка молодых рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше). В 2013 году они составили 44,6% от выпуска.
Обновлено содержание профессионально-технического образования. В этих целях утверждены образовательные стандарты по 12 специальностям, типовые учебные планы и типовые учебные программы по 10 специальностям профессионально-технического образования.
В целях изучения современной техники и технологии, а также концентрации материальных и финансовых ресурсов на базе учреждений профессионального образования создаются ресурсные центры. В учреждениях профессионально-технического образования в 2013 году создано 3 ресурсных центра. Уделяя особое внимание повышению качества подготовки рабочих кадров по современным специальностям, принято решение об участии республики в международном олимпиадном движении WorldSkills. Хотел бы попросить области принять активное участие в национальном туре олимпиады по стандартам WorldSkills.
Подготовку кадров на уровне среднего специального образования в Республике Беларусь осуществляет 109 государственных учреждений среднего специального образования (колледжи) (2012 г. — 113).
Внесены существенные изменения в структуру подготовки специалистов со средним специальным образованием. Сокращен прием на 41% на экономические и юридические.
С 1 сентября 2013 г. открыта подготовка по 4 новым специальностям и 1 новой специализации, по которым ранее подготовка на уровне среднего специального образования не велась. Кроме того, в 14 УССО открыта подготовка по 12 востребованным заказчиком специальностям, по которым в данных учреждениях образования ранее подготовка не велась.
Основные задачи в 2014 году:
— продолжить оптимизацию сети путем создания региональных многопрофильных колледжей и внутреннюю оптимизацию УПО. Сбалансировать прием на программы ПТО и ССО. Исключить подготовку рабочих со средним специальным образованием там, где в этом нет необходимости. Обеспечить преемственность и модульность образовательных программ ПТО и ССО;
— совершенствовать структуру подготавливаемых кадров в соответствии с потребностями регионов и отраслей;
— увеличить внебюджетные доходы путем развития системы образовательных и производственных услуг.

Высшее образование

Приоритетными задачами развития системы высшего образования в 2013 году являлись:
— обеспечение внедрения и функционирования образовательных стандартов третьего поколения по модели: 4+2, основанных на компетентностном подходе и системе зачетных единиц;
— усиление практико-ориентированной подготовки студентов, в том числе в магистратуре;
— развитие международных связей с целью увеличения экспорта и использования международных образовательных стандартов и опыта для развития персонала и мобильности студентов, а в итоге для повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования.
Хочу особо отметить, что многими учреждениями образования, РИВШ, управлением высшего образования Министерства образования и особенно И.М.Жарским как председателем бюро УМО, выполнен колоссальный объем работы по созданию пакета документов, регламентирующих реализацию образовательных стандартов и типовых учебных планов нового поколения. В 2013 году разработаны и утверждены образовательные стандарты по 365 специальностям I ступени и 35 — по ІІ ступени высшего образования. Образовательные стандарты направлены в НЦПИ для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь. Утверждено 540 типовых учебных планов по специальностям высшего образования I ступени и 37 типовых учебных планов по специальностям магистратуры.
Вместе с тем вопрос оптимизации учебных планов и программ по многим специальностям І ступени высшего образования остается актуальным. Важность данной темы усиливается в связи с созданием единого экономического пространства с Российской Федерацией и Казахстаном, а также нашими планами по присоединению к Болонскому процессу. Наряду с уровнем квалификации педагогического персонала, образовательные стандарты являются важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность нашего высшего образования.
За 2013 год открыта подготовка по 27 новым специальностям I ступени высшего образования и по 45 специальностям II ступени высшего образования, прежде всего для кадрового обеспечения отраслей, относящихся к V и VI технологическим укладам.
В 2013 году прием на первый курс осуществляли 45 УВО государственных и 9 — частной формы собственности. Результаты приемной компании 2013 года в вузы страны как граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан мы подробно обсуждали на коллегиях министерства в ноябре и январе, поэтому сегодня я затрону данную тему лишь в самом общем плане.
На первый курс вузов зачислено 68,7 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в 2012, и на 28% — чем в 2011 году. На бюджетную форму зачислено 28,3 тыс. человек, 93,4% от плана, на платную форму — 40,4 тыс. человек. Проблемы с бюджетным набором возникли по ряду специальностей военного, технологического, сельскохозяйственного и педагогического профилей.

Выводы.
1) Молодежь выбирает те специальности, которые позволяют в большей степени рассчитывать на успешность в будущей профессиональной деятельности.
2) Цена на образовательные услуги очень доступна.
3) Для выполнения планов бюджетного набора необходима серьезная профориентационная работа вузов совместно с заказчиками кадров. Примеры такой работы продемонстрировали ВГУ им. П.М.Машерова и вузы Гродно.
Полагаю, что важно отметить устойчивый в последние годы интерес хорошо подготовленной к учебе в вузе молодежи к специальностям IT-сферы и естественнонаучного профиля.
Новый рисунок (31)Существенно — на 2,1 тыс. чел. за 2013 год увеличился контингент иностранных граждан, обучающихся в нашей стране.
Сегодня Беларусь по соотношению числа иностранных и своих (белорусских) студентов входит в число стран с высоким уровнем экспорта образовательных услуг. При этом, подчеркну, для нас исключительно актуальной темой является качество образования иностранных студентов. Этим вопросом надо заняться Департаменту контроля качества уже в этом году.
Основной задачей деятельности высшей школы на 2014 год является продолжение модернизации образовательного процесса при получении высшего образования, нацеливая его на связь с производством, обновление содержания образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики.
Необходимо продолжить практику создания на базе учреждений высшего образования учебно-научно-производственных центров, максимально используя при этом ресурсы предприятий и организаций-потребителей кадров. В 2013 году существенные структурные изменения претерпел БГТУ. В его структуре появились колледжи, научно-практические центры, идет формирование отраслевых научных лабораторий. Надо внимательно изучить, что там получается, и транслировать опыт на другие университеты. Полагаю, что по внешним и внутренним причинам назрела необходимость в качественных структурно-функциональных изменениях других столичных и региональных вузов. Главная цель преобразований — оптимизация затрат, рациональное использование материальных и кадровых ресурсов, повышение качества работы. В центре совместной деятельности корпорации и университета должна быть подготовка современного инженера-магистра и не только для своих компаний, но и “на продажу”. Именно такая деятельность для наукоемких перспективных направлений может иметь самую высокую добавленную стоимость в ближайшей перспективе. Реформы в высшем образовании уже традиционны в современном мире. Их цель одна — повышение конкурентоспособности. Во Франции, например, основная часть реформы системы высшего образования, науки и специализированных школ связана с формированием образовательных кластеров. В результате в стране планируют сократить количество университетов с 87 до 10.
Сегодня также важно определить новые подходы к классификации образования на основе видов экономической деятельности и (или) международной стандартной классификации образования (МСКО) в целях преодоления тенденции чрезмерного дробления специальностей и приведения классификации высшего образования в соответствие с разрабатываемой национальной рамкой квалификаций. Наши усилия в данном направлении, а также расширение практики обучения на английском языке будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественного высшего образования.
Качество высшего образования напрямую зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава.
Новый рисунок (28)Сегодня можно отметить тенденцию к увеличению численности ППС с учеными степенями в Институте правоведения, КИИ МЧС, Академии МВД, БГТУ, ряде других учреждений.
Вузы активизировали проектную деятельность в рамках Европейских программ мобильности, что способствует повышению квалификации менеджеров и педагогов. Увеличилось до 13 с объемом финансирования 3,46 млн евро число отобранных для финансирования проектов программы TEMPUS с участием белорусских УВО. Наиболее активны БГУ и БНТУ (по 5 проектов).
Несколько повысилась в 2013 году академическая мобильность студентов.
Но есть и другая негативная тенденция — снижение эффективности аспирантуры, что мы уже отмечаем из года в год. Относительно других пока удерживают позиции БГТУ, БГУ и БГЭУ. Не срабатывает в этом вопросе и специальная грантовая поддержка Министерства образования. В 2013 г. для грантовой поддержки 108 проектов было выделено более 2,7 млрд руб. Очевидно, что в науку сегодня идут не самые сильные студенты, да и работаем мы с ними весьма традиционно, а для достижения высокого научного результата этого явно недостаточно. Считаю, что БГУ следует основательно заняться поиском оптимальных решений в работе с научно ориентированной молодежью. Гарантированность итогового научного результата должна быть такой же, как при подготовке PhD-работы.

О результатах научной и инновационной деятельности

Эффективность научной работы в вузах мы оцениваем по двум основным критериям: количеству публикаций в высокорейтинговых изданиях и экономическому результату. По количеству публикаций самого высокого международного уровня за все годы, т.е. с нарастающим итогом, лучший результат у БГУ, БГУИР, БГТУ, БНТУ.
По итогам работы за 2013 год в расчете на одного ППС лучшие результаты у БГУИР, БГУ и БНТУ. Хочу отметить высокий результат ВГУ. В целом результаты 2013 года качественно более значимы, чем результаты 2012 года. Вероятно, работа Министерства образования, Республиканского совета ректоров и БГУ по стимулированию рейтинговой оценки научных достижений вузов имеет положительный результат.
Новый рисунок (32)Оценивая результаты научной деятельности вузов, хотел бы подчеркнуть важность международного научного сотрудничества. Без международного сотрудничества и международной экспертизы сегодня не может быть получен результат мирового уровня. В этой связи наши международные научные контакты важны, прежде всего, для оценки актуальности того, что мы делаем.
Отмечу, что совместно с зарубежными партнерами ученые вузов в 2013 году активно участвовали в выполнении свыше 270 проектов международных программ, фондов и грантов. Внешнеэкономическую научную деятельность выполняли 14 университетов в рамках 278 контрактов в 30 странах.
С экономической точки зрения наиболее эффективно работали БГУИР и БелГУТ.
БелГУТ имеет также лучший результат, если оценивать эффективность генерации внебюджетных доходов университета от всех видов деятельности.
Основной задачей научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014 год является увеличение доли внебюджетного финансирования в общем объеме НИ ОКР путем реализации хозяйственных договоров и международных контрактов, а также организация новых инновационных производств на основе научных разработок ученых.
Рейтинг вузов в Webometrics претерпел некоторые изменения в сравнении с 2012 годом. Причем улучшил свою позицию только БНТУ. Позиции других вузов ухудшились. В TOП 4000 по-прежнему 5 наших вузов.
Как же оценивают подготовку специалистов работодатели?
По данным НИИ Минтруда и соцзащиты, чаще всего мы получаем отметку “хорошо” или “удовлетворительно”.
Таков краткий обзор результатов деятельности Министерства образования в 2013 году и главные задачи на 2014 год.
Для обеспечения нормативного правового сопровождения деятельности системы образования в 2013 году разработано и принято 127 нормативных правовых актов.

Уважаемые коллеги!
В заключение мне хотелось бы поблагодарить всех Вас за сотрудничество и пожелать нам смело и инициативно решать поставленные задачи.