Об организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий

Министерство образования разработало алгоритм организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Это позволит применять единые подходы к индивидуальному обучению, учитывая ситуацию в регионе и конкретном учреждении образования.

На вопросы об использовании ИКТ в учебном процессе в ходе онлайн-конференции на сайте БелТА ответили эксперты:

Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования Беларуси; Ирина Каржова, начальник управления общего среднего образования Министерства образования; Вадим Богуш, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники; Александр Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; Галина Черник, директор средней школы № 51 Минска; Валентина Гинчук, директор Национального института образования.

Корреспондент БелТА:

— Какой уровень готовности вузов к организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий?

Ирина СТАРОВОЙТОВА:

— Цифровая трансформация образовательных процессов состоит из нескольких компонентов. Это модернизация инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию информационно-коммуникационных технологий, отработка самих технологий, создание нового содержания, формирование системы управления в учреждениях по использованию больших баз данных, электронных платформ. Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в Интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, исключая учителей информатики.

Кроме того, в прошлом году был реализован проект “Цифровой университет”. Он стартовал в БГУИР, далее буквально через полгода подключились еще шесть вузов, а позже еще шесть. В университетах есть электронные платформы и цифровые сервисы, которые позволяют организовывать интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов.

Надо понимать, что работа в онлайн-пространстве предполагает большую самостоятельную работу, индивидуализацию процесса. Некоторые вузы предоставляют доступ к репозиториям библиотек, что дает возможность использовать в своей работе электронные форматы монографий, статей, книг и самостоятельно работать над изучением тем.

При этом трудоемко и преподавание с использованием ИКТ. Потому что та детализация, которую преподаватель проговаривает во время работы, должна в письменном виде содержаться во введении к дисциплине.

Что касается занятий и дисциплин, которые требуют высокой степени практико­ориентированности (работа в лабораториях, научные изыскания с использованием оборудования), то, наверное, на данном этапе рациональность такой работы сводится к нулю. В существующих условиях мы рекомендуем вносить изменения в учебные планы и перенести эти работы на более поздний срок.

В последние годы активно ведется работа по повышению квалификации педагогов. Отмечу, что только на базе Республиканского института высшей школы на специализированных курсах за последние несколько лет 1,5 тысячи преподавателей повысили свою квалификацию. Более того, в самих учреждениях образования организовано корпоративное обучение и система консультаций.

Вадим БОГУШ:

— Вопросы, связанные с использованием информационных образовательных технологий, вузы рассматривают и прорабатывают в течение последних десяти лет. Например, мы достаточно активно обсуждали эту тему на совете ректоров летом 2019 года. Отдельные учреждения образования делятся опытом организации процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, у некоторых более чем десятилетний опыт. Это общемировой тренд, их использование сейчас приобретает масштабный характер. Для нас это тоже инструмент по апробации новых способов организации образовательного процесса. Думаю, активное использование ИКТ в системе образования может предоставлять новые дополнительные возможности для организации обучения, а также для формирования дополнительных компетенций. У нас в БГУИР есть такой опыт.

Вероника Качан, Гродно:

— Скажите, как будут работать школы после каникул? Не у всех учащихся есть инструменты для дистанционного обучения, не все родители пустят детей в школу, а некоторые будут настаивать на посещении учебного заведения. Означает ли это, что учитель должен будет проводить уроки в школе, а потом еще и онлайн? Просьба выработать единые требования без двойной нагрузки на учителя.

Виктория Юрьевна Савельева, Минск:

— Ни для кого не секрет, что учебные занятия при ДО требуют от педагога больше времени и сил. Предусмотрена ли в связи с этим особая оплата труда?

Ирина КАРЖОВА:

— В каких условиях будет работать школа, зависит от того, как будет складываться ситуация, и от рекомендаций Министерства здравоохранения. Если получится, что часть учащихся будет сидеть за партой и получать знания в школе, а часть будет переведена на индивидуальный учебный план и для них будет предусмотрено сопровождение педагога, то нагрузка на учителя возрастет. Сегодня Министерство образования предусматривает возможность дополнительной доплаты учителям, которые будут задействованы в информационном сопровождении учащихся, обучающихся на удаленке. Уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов. О том, какие это будут доплаты и как они будут вводиться, сможем конкретно говорить, когда будет принят соответствующий нормативно-правовой документ. То есть работа в этом направлении ведется.

Виктория Юрьевна Савельева, Минск:

— Все ли учебные дисциплины будут переводить на дистанционное обучение? Если нет, то какие не будут?

Ирина КАРЖОВА:

— Мы сейчас говорим, что в принципе все возможно. Даже обсуждали физкультуру в том ключе, что есть возможность обучаться удаленно. Опять же обращаем внимание: это началось не сегодня и не вчера. Учителя и учреждения образования к этому готовы и уже работали в этом направлении на протяжении определенного промежутка времени. Поэтому вопросов быть не должно, с учетом специфики конкретного учреждения образования, конкретного ребенка, конкретного учителя.

Корреспондент БелТА:

— Недавно Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка запустил онлайн-проект “Будущие педагоги — детям”. Расскажите о нем подробнее.

Александр ЖУК:

— Учитывая нынешнюю ситуацию и длительные каникулы у школьников, мы как вуз, который готовит педагогов, решили реализовать волонтерский образовательный онлайн-проект “Будущие педагоги — детям”. Многие наши студенты уже проходили прак­тику, готовились к пробным урокам. Поэтому мы предложили им разработать и представить свои лучшие наработки. Это не системная работа в соответствии с расписанием, учебными планами и программами. Это фрагменты уроков, опыты, эксперименты, материалы в доступной и занимательной форме. Цель — развитие познавательного интереса школьников. Как мы знаем, заставлять детей учиться — это не самое лучшее дело для педагога.

Проект популярен среди школьников. Уроки опубликованы на YouTube-канале БГПУ, и у нас уже около 32 тысяч подписчиков. Два последних урока вызвали огромный интерес у школьников. Студентка физмата провела видеоурок “Вписанные и описанные четырехугольники” для учащихся 9-х классов, за два дня было 24 тысячи просмотров. А магистрантка факультета естествознания подготовила урок по теме “Философия воды”, где показала физические и химические свойства воды, ее влияние на живые организмы и на человека. За день — 5 тысяч просмотров.

К процессу подключаются и учащиеся педагогических классов страны. Завтра учащиеся 11 класса Жодинской женской гимназии будут проводить факультативные занятия для 5—7-х классов на тему “Познай себя: мои слова — мое богатство”.

Это хорошая помощь учителям. Плюс это полезно самим будущим педагогам. Думаем, вместе мы сможем повысить у школьников интерес к учебе.

Татьяна:

— Подскажите, как будет проводиться контроль знаний по предметам, в какой форме и как будут выставляться текущие и итоговые отметки?

Валентина ГИНЧУК:

— Мы уже говорили о том, что применительно к школе более корректно сегодня говорить об организации самостоятельного изучения учебного материала. Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия с учащимися, которые будут учиться удаленно, определяют платформу, на которой будет организовано обучение. Мы бы рекомендовали в качестве платформы использовать в первую очередь сайт учреждения образования, но, повторюсь, подготовлены перечни и других сервисов, которые можно использовать. Что касается конт­роля знаний, мы рекомендовали некоторые сервисы, которые можно использовать для организации обратной связи и которые предполагают, что учитель будет консультировать учащихся по поводу затруднений, возникающих в процессе самостоятельного изучения материала. Именно учитель определяет, в каком формате необходимо предоставить выполненные задания, которые он предложил для самостоятельной работы. И эти задания будут оценены.

Ирина КАРЖОВА:

— С учетом тех отметок, которые ребенок получит за выполненные задания, будет выставлена четвертная отметка. По итогам всех четвертей будет выставлена годовая отметка, то есть здесь вопросов тоже быть не должно.

Галина ЧЕРНИК:

— Мы тоже с учителями это обсуждали. Это не самая большая проблема. На сегодняшний момент учитель может в виде тестов, различных проверочных работ отправить задание — ребенок его выполнит. У меня один учитель говорит: “А если он на “10” выполнит?”. Мы же все обрадуемся. “А если ему помогут родители?” Ну и замечательно. Вы представляете: ребенок, находясь дома, изучит материал, откроет учебник, посмотрит прикрепленные файлы, выполнит тест. Замечательно. Мы только порадуемся за такого ребенка и поставим ему заслуженную отметку.

Корреспондент БелТА:

— Какую корректировку с учетом сложившейся ситуации претерпят учебные планы для школьников?

Ирина КАРЖОВА:

— Школа — это большой организм, в котором обучаются с 6 до 17 лет, и мы должны обеспечить организацию образовательного процесса для всех учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Сегодня учреждения образования находятся на каникулах, и я хочу обратить внимание, что школа не закрыта, учителя работают. В помощь родителям, которые не могут оставить детей дома, в школе работают лагеря. Их посещают более 3 тысяч детей, и учителя обеспечивают их занятость. Это специфика общего среднего образования.

Мы тесно взаимодействуем с учреждениями образования, управлениями образования и мониторим ситуацию. Изучили мнения родителей: сколько сегодня детей готовы прийти в школу и начать образовательный процесс очно. Сегодня около 40% учащихся готовы сесть за парту и продолжить обучение в четвертой четверти.

Для учащихся, которые по заявлению родителей не придут в школы, мы рассматриваем возможность организации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Здесь мы изучили ряд вопросов. Первое — это техническая готовность учреждения образования начать обучение с использованием информационных технологий. Более 90% учреждений образования имеют скоростной интернет, более 85% технически готовы сегодня начать обучение удаленно. Второе — проанализировали готовность педагогов. Сегодня у нас более 85% учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. Третье — более 75% учащихся готовы начать обучение удаленно.

Для тех, кто придет в школу и сядет за парты, мы готовы начать обычный образовательный процесс — очно, в традиционном режиме. Министерство образования совместно с Национальным институтом образования в помощь учителю откорректировало календарно-тематическое планирование, чтобы завершить учебный год в установленные сроки и провести аттестацию учащихся.

Тех, кто не готов сесть за парту и приступить к занятиям очно, мы предлагаем перевести на индивидуальный учебный план. Это не новая форма, она знакома и учителям, и учреждениям образования, и родителям. Особенность заключается в том, что при переводе на индивидуальный учебный план будет обеспечено сопровождение обучения учителем. Сопровождение будет предполагать доставку учащемуся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей, предоставление школьнику возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, контроль знаний и навыков учащегося.

Каналы взаимодействия: электронная почта, сайт учреждения образования, Skype, Viber — выбирает учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения. Все рекомендации по обучению с использованием информационных технологий разрабатываем с учетом складывающейся обстановки.

Валентина ГИНЧУК:

— Дополню, что с началом образовательного процесса в четвертой четверти перед школьным учителем станет задача организовать самостоятельное изучение учебного материала и управлять им. Мне бы хотелось подчеркнуть, что для этого должны использоваться все ресурсы. В первую очередь это, конечно, школьные учебники, которые изданы по всем предметам для всех классов. Все учащиеся ими обеспечены. В школьных учебниках отражен весь учебный материал в соответствии с учебными программами. Все предложенные вопросы и задания направлены на отработку знаний, умений, навыков, компетенций, которые предусмотрены учебными программами по предметам.

К слову, электронные версии учебных пособий размещены на Национальном образовательном портале в бесплатном доступе. И если ребенка отвезли, например, к бабушке и дедушке и забыли взять с собой школьный учебник, то доступ к нему будет обеспечен через Национальный образовательный портал.

Кроме учебников, у нас сегодня есть другие компоненты учебно-методического комплекса по предметам, которые включают в себя атласы, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе, другие пособия. Их, конечно, тоже нужно задействовать при организации самостоятельной работы по усвоению учебного материала. К слову, отмечу, что издательства, которые выпускают рабочие тетради, сегодня предоставили бесплатный доступ к ним в той части, которая касается четвертой четверти. Например, издательство “Аверсэв” разместило у себя на сайте все рабочие тетради по всем предметам для четвертой четверти. Их тоже можно использовать для самостоятельного изучения материала.

Кроме того, у нас имеются электронные учебные ресурсы, размещенные на Национальном образовательном портале на платформе Moodle, которая требует регистрации. Поэтому сегодня я могу говорить о цифрах. По состоянию на 1 апреля, для использования данных ресурсов зарегистрированы почти 54 тысячи пользователей, из них 14 тысяч — педагоги, остальные — учащиеся. Поэтому мы рекомендуем задействовать эти ресурсы для обучения.

На Национальном образовательном портале есть и другие учебные издания, разработанные ранее по программе комплексной информатизации, есть звуковые приложения к учебным пособиям по иностранным языкам.

Учителя имеют право и возможность разработать свои дополнительные материалы, используя информационно-коммуникационные технологии. В помощь учителю мы подготовили перечень интернет-сервисов, которые можно использовать для разработки интерактивного контента, организации взаимодействия с учащимся, видеотрансляции учебных материалов, организации обратной связи с учащимся. Эти рекомендации вместе с перечнем сервисов размещены на Национальном образовательном портале. Методические подсказки, как работать с этими сервисами, и рекомендации также размещены на этом портале в разделе “Дистанционный всеобуч” для педагогов. Там же будет открыта рубрика “Из опыта работы педагогов”. Мы знаем, что в регионах сегодня ведется большая работа по разработке электронных образовательных ресурсов. У учителей сегодня есть много наработок, свои сайты и блоги. В разделе “Из опыта работы педагогов” мы разместим ссылки на эти сайты и блоги, чтобы другие учителя также могли воспользоваться этими наработками и правильно организовать учебный процесс.

Наталья Плют, Витебск:

— Если будет дистанционное обучение, могу ли я, учитель математики, работать дома, так как есть доступ к интернету, а в школе такой возможности нет?

Ирина КАРЖОВА:

— Запретов здесь никаких нет. Решение принимает руководитель учреж­дения образования. Главное, чтобы ребенок получал знания.

Ирина СТАРОВОЙТОВА:

— Есть Трудовой кодекс, который позволяет осуществлять дистанционную работу, когда предполагается самостоятельность в выполнении и есть возможность иначе разрабатывать материал. При этом заключается дополнительное соглашение по Трудовому договору при переходе на дистанционную работу, где устанавливаются срок действия соглашения, условия обмена электронными ресурсами между нанимателем и работником, порядок и сроки представления отчетов, в том числе способ периодичности рабочих контактов работника с нанимателем, режим его рабочего времени. Все это регулируется дополнительным соглашением.

Елена Николаевна Парахня, Молодечно:

— Могу ли я разместить свой обу­чающий курс на do.minsk.edu.by? Или эта платформа только для учителей из Минска? Если нет, будет ли создана платформа для учителей из других городов?

Валентина ГИНЧУК:

— Если в данном случае речь идет о том, что у учителя есть собственный сайт или блог, он может направить ссылку на него в Национальный институт образования. Мы включим ее в перечень ссылок, которые будут рекомендованы другим педагогам и использоваться в образовательном процессе.

Инна Егорова, Бегомль:

— Можно ли домашнее задание получать электронным письмом и потом годовое письменное домашнее задание отправлять учителю без онлайн-трансляции?

Ирина КАРЖОВА:

— Каждое учреждение образования с учетом своих возможностей и специфики принимает решение о том, каким образом ребенок будет получать домашние задания, как и по каким каналам будет налажена обратная связь с учителем, как будут выставляться отметки (текущая, четвертная, годовая по итогам четырех четвертей).

Мария Васильевна Соусь, Минск:

— Каким образом организовать уроки физкультуры с использованием ИКТ в маленькой сельской школе, где не у всех учителей и учеников есть доступ в интернет, смартфон или ноутбук с камерой и возможность просмотра видеотрансляций или участия в видеоконференции?

Ирина КАРЖОВА:

— Учебная программа по предмету “Физическая культура и здоровье” предполагает и теоретический материал, выполнение домашних заданий. Поэтому сегодня, связываясь со своими учащимися, учитель может задавать домашнее задание, например, изучить информацию об олимпийских чемпионах, получить другие знания.

Если речь идет о какой-то маленькой удаленной сельской школе, возможно, в ней дети будут учиться за партами и для них это не будет актуально. Если ребенок не выйдет на связь и такая связь не будет организована, ребенок будет оценен по итогам трех четвертей.

Светлана Антоновна Ханько, Василишки:

— Я и мои ученики умеем, можем и готовы работать с использованием ИКТ. Но как быть тем, у кого дома нет интернета и современного мобильного телефона? Даже если я могу дать домой для использования нетбук, то пользы от этого не будет. Да и при наличии интернета технику нужно настраивать и подключать к сети, что могут не все родители.

Валентина ГИНЧУК:

— Каждый учитель, чтобы организовать самостоятельное изучение учебного материала, должен задействовать все имеющиеся ресурсы. Хорошо, если получается использовать ИКТ. Если нет, никто не отменял школьные учебники и другие компоненты УМК. Учителю необходимо определить только механизм взаимодействия с этим учеником: как передать ему задание и получить выполненную работу.

При необходимости можно решить любую задачу. Но главное, чтобы в решении этой задачи был здравый смысл, целесообразность и объективная необходимость. Мы прекрасно понимаем, что дистанционная работа в общем среднем образовании не является полноценной заменой существующей формы обучения, потому у нее несколько иные задачи. Образование — это воспитание, развитие и обучение. Наличие этих трех компонентов является обязательным условием полноценного образования. Конечно, должна быть техническая готовность учреждений образования, готовность на местах в домашних условиях, если есть такая необходимость, высокая степень самоорганизации и мотивация, создание системы консультативной помощи. То есть это ряд вопросов, которые должны быть решены. Поэтому если возникает такая необходимость, то вопрос может решаться точечно.

По поводу консультативной помощи. Ни для кого не секрет, что сегодня педагоги активно используют социальные сети, Viber, чтобы общаться с родителями учеников по разным вопросам. Необходимо целенаправленно использовать эти ресурсы, в том числе для организации самостоятельного изучения учебного материала, для связи с педагогами. Я думаю, что педагоги с этим справятся.

Есть принцип “равный обучает равного”. Думаю, эти дополнительные каникулы в каждом учреждении республики использовали практико-ориентированно. Наши педагоги уделили большое внимание методической работе, темам самообразования и самое главное — использованию ИКТ в образовательном процессе. В нашей школе и каждом учреждении, я уверена, есть те педагоги, которых мы называем “новаторы”. Они делятся опытом со своими коллегами. На сегодня даже у педагогов, у которых были определенные проблемы с использованием ИКТ (например, они только первый год работают в нашем учреждении), эти вопросы решены.

Наше учреждение имеет семилетний опыт работы с электронными дневниками и журналами. И этот сервис всегда позволял нашим учителям не просто задавать домашние задания в традиционном понимании (сделать упражнение или прорешать примеры). Педагоги всегда старались прикрепить определенные файлы для учащихся, которые пропустили занятия по уважительной причине. Это могли быть тесты, видеофайлы, презентации. Кроме того, разработчики сейчас предлагают и обратную связь. Дополнительно многие учителя ведут свои блоги, они начали делать это не сегодня. Это планомерная целенаправленная работа, которая ведется на протяжении многих лет.

Виктор Николаевич Радько, Лепель:

— На основании каких нормативных документов можно организовывать дистанционное обучение в сфере дополнительного образования детей и молодежи?

Ирина КАРЖОВА:

— Кодексом об образовании пре­дусмотрено, что программы дополнительного образования детей и молодежи могут быть организованы в очной и заочной форме. Приказом руководителя учреждения образования должно быть определено, что данное объединение по интересам переводится на организацию образовательного процесса с учетом дистанционной формы получения образования. При этом учебно-программная документация, которая пре­дусмотрена для данного объединения по интересам как в очной, так и дистанционной форме обязательно должна выполняться в полном объеме.

Наталья Александровна Замастьянина:

— В случае отсутствия ученика в учреждении образования будет ли ставить учитель “н/б” в журнал? Каким образом будет отмечаться посещаемость детей, находящихся на обучении с использованием ИКТ? Если будут отмечать отсутствие, то ребенок не будет аттестован за четверть?

Ирина КАРЖОВА:

— Мы говорим о том, что обучение по индивидуальному учебному плану родилось не сегодня и не вчера. Дети, которые переведены на индивидуальный план, числятся в классе, и никоим образом не может выставляться “н” в журнале, потому что они не отсутствуют, а занимаются удаленно. В журнале выставляется та отметка, которую он получил во взаимодействии с учителем с помощью ИКТ. Но в то же время учитель-предметник должен держать полную связь с родителями (законными представителями). И если по каким-то причинам ребенок не выходит на связь с учителем, не выполняет те задания, которые ему выдаются, нужно об этом в первую очередь проинформировать классного руководителя, администрацию учреждения образования, чтобы выяснить причину. Может быть, ребенок заболел, а может, необходимо связаться с родителями и уточнить, что произошло. То есть должен быть контроль не только за результатами учебной деятельности учащихся, но и за тем, работает ли ребенок и по какой причине он не выходит на связь.

По материалам БелТА.