Об особенностях психофизиологического состояния подростка в экзаменационный период. Семинар для родителей

- 11:15Журнал "Народная асвета", Новости

Один из ключевых элементов реализации республиканского проекта «Родительский университет» в нашей гимназии – регулярное проведение лекториев и практикумов для родителей учащихся, где рассматриваются актуальные вопросы воспитания, возрастной психологии, детско-родительских отношений и др. Большой интерес и положительные отзывы участников вызвали лектории «Адаптация учащихся в 1 классе», «Портрет современного подростка», «Как научить подростка быть ответственным за свои поступки», «Семья как персональная микросреда развития ребенка», «Мир мультимедиа: мифы взрослых о пользе для ребенка высоких технологий»; семинары «Этот трудный подростковый возраст», «Эффективные стратегии подготовки к экзаменам» и др.

К. С. Федоренко,
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
гимназии им. Н. А. Михайлашева г. п. Корма

Предлагаем семинар для родителей «Эффективные стратегии подготовки к экзаменам».

Цель: формирование у родителей представлений об особенностях психофизиологического состояния подростка и характере необходимой ему поддержки.

Задачи:

  • рассмотреть основные психологические риски, связанные с подготовкой подростка к экзаменам;
  • выработать эффективные стратегии помощи подростку в период подготовки к экзаменам.

Ход семинара

I. Организационная часть

Ведущий приветствует участников, называет тему семинара и обозначает его цели и задачи.

  • Упражнение «Ассоциации»

Обсуждение заявленной темы предполагается начать с подбора ассоциаций к слову «экзамен». Анализируя высказывания, ведущий делает вывод об отношении родителей к экзаменам как к тревожному и не очень приятному событию, что еще больше свидетельствует об актуальности сегодняшнего разговора.

II. Основная часть

  • Мини-лекция

Ведущий. Чтобы понять, как помочь учащемуся справиться с трудностями на очень важном жизненном этапе, необходимо отчетливо представлять себе особенности его психологического состояния во время подготовки к экзаменам. Проанализируем основные из них.

  • Повышенная тревожность

Ожидание предстоящих экзаменов независимо от успеваемости школьника сопряжено со значительным беспокойством. Подросток может испытывать страх перед возможной неудачей, сомнение в своих силах и способностях. Повышенная тревожность нередко проявляется в нарушениях сна, снижении аппетита, раздражительности.

  • Стресс и перенапряжение

Подготовка к экзаменам сопровождается большими умственными и эмоциональными нагрузками. Подросток вынужден проводить много времени за занятиями, систематически повторяя пройденный материал. Это часто оборачивается хроническим стрессом и переутомлением, истощением внутренних ресурсов.

  • Снижение мотивации

Длительная и напряженная подготовка к экзаменам может вызвать у подростка падение интереса к учебе. Он может испытывать чувство бессилия перед объемом материала, который нужно усвоить, перестать видеть смысл в получении знаний.

  • Нарушения работоспособности

Высокая тревожность, перегрузки, стресс негативно влияют на внимание, память, способность к концентрации. Ученик начинает испытывать трудности в усвоении и воспроизведении учебного материала.

  • Эмоциональная нестабильность

Частая смена настроения, раздражительность, вспышки агрессии или, наоборот, подавленность и апатия – типичные проявления эмоциональной нестабильности в период подготовки к экзаменам. Подросток начинает испытывать все больше трудностей в управлении своими чувствами, все чаще теряет самоконтроль.

  • Ухудшение физического состояния

Хроническое напряжение, недостаток сна и физической активности во время подготовки к экзаменам часто приводят к ухудшению общего самочувствия подростка. Он начинает жаловаться на головные боли, боли в желудке, быструю утомляемость.

Осознание родителями перечисленных особенностей психологического состояния их ребенка в этот действительно сложный период их жизни позволит уберечь молодых людей от эмоциональных срывов и поспешных выводов относительно себя, своих способностей, своего жизненного выбора.

  • Упражнение «Рецепт успешной подготовки к экзаменам»

Ведущий. Предлагаю совместно выработать эффективные стратегии поддержки школьника во время его подготовки к экзаменам – создать своего рода рецепт.

Участники делятся на небольшие группы по 4–6 человек. Каждая группа получает «рецептурный бланк». На нем нужно записать основные «ингредиенты» будущего «рецепта» и инструкцию по их использованию. («Ингредиенты» представляют собой различные стратегии помощи выпускнику в предэкзаменационный и экзаменационный период, инструкция – порядок действий родителей.)

После окончания работы в группах организуется презентация. Ведущий обобщает предложенные стратегии, делая акцент на наиболее важных моментах.

Рецепт успешной подготовки к экзаменам (вариант)

  1. Рационально организовать рабочее место (отдельное, удобное) и составить режим дня школьника.
  2. Обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу (поддерживать подростка, хвалить даже за небольшие успехи, демонстрировать понимание и заботу, не критиковать, не сравнивать с другими, устраивать перерывы для совместных прогулок или любимых семейных занятий).
  3. Укреплять уверенность подростка в себе и мотивировать на учебу (стимулировать постановку реалистичных целей, помочь составить план подготовки к экзаменам, напоминать о прошлых достижениях, проговаривать возможные трудности в процессе сдачи экзамена и способы их преодоления).
  4. Помочь распределить время на повторение (обсудить, какие предметы и темы требуют больше внимания, помочь распланировать повторение по дням и неделям, контролировать выполнение плана).
  5. Познакомить с приемами снятия эмоционального напряжения [5] (практиковать с подростком техники релаксации, дыхательные упражнения, побуждать к активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе, рекомендовать чередовать интеллектуальную работу с занятиями творчеством, хобби).
  6. Оказывать психологическую поддержку (внимательно выслушать рассказ подростка о его переживаниях, связанных с экзаменами, стараться успокоить, поделиться собственным опытом сдачи экзаменов).
  7. Рассмотреть с сыном (дочерью) все варианты развития событий (обсудить совместные действия в случае неуспешной сдачи экзаменов, убедить, что жизнь многообразна и постоянно предоставляет человеку шансы для самореализации и самоутверждения).

Выработанные коллегиально рекомендации желательно оформить в виде памятки и раздать.

Ведущий. Надеюсь, что применение совместно выработанных нами стратегий поможет вашим детям пройти через период подготовки к экзаменам с наименьшим напряжением и успешно преодолеть испытания. Тем не менее считаю своим долгом предостеречь от типичных, к сожалению, ошибок:

  • чрезмерные требования и давление;
  • критика и порицание подростка за неудачу на очередном экзамене;
  • игнорирование потребностей сына (дочери) в отдыхе и восстановлении сил;
  • сравнивание результатов подростка с результатами одноклассников;
  • навязывание родительских ожиданий и целей.

III. Заключительная часть

  • Упражнение «Мои обещания ребенку»

Ведущий. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор будет для вас полезным и ваша помощь своим детям на таком ответственном этапе их жизни станет более компетентной и эффективной. В заключение предлагаю каждому сформулировать свои обещания, которые он готов дать своему ребенку.

Стартовые фразы

  • Я обещаю своему ребенку…
  • Я гарантирую, что буду…
  • Я сделаю все возможное, чтобы…

Карточки с обещаниями участники оставляют себе, чтобы использовать в качестве самонапоминаний.

Литература

  1. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2017. – 124 с.
  2. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М.: Юрайт, 2019. – 367 с.
  3. Ефремова, Г. И. Психологические особенности подготовки учащихся к экзаменам / Г. И. Ефремова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 2. – С. 5–15.
  4. Сергеева, Б. В. Роль родителей в организации эффективной подготовки детей к экзаменам / Б. В. Сергеева // Народное образование. – 2016. – № 9. – С. 120–126.
  5. Видеоканал по обучению техникам медитации и релаксации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtube.com/channel/UCg2SaBLEcLTeXwn3VnMI3Vg?si=3hYU8SA-aei_xxN_. – Дата доступа: 1.10.2024.

Фото на превью Марины КУНЯВСКОЙ, носит иллюстративный характер