Один из ключевых элементов реализации республиканского проекта «Родительский университет» в нашей гимназии – регулярное проведение лекториев и практикумов для родителей учащихся, где рассматриваются актуальные вопросы воспитания, возрастной психологии, детско-родительских отношений и др. Большой интерес и положительные отзывы участников вызвали лектории «Адаптация учащихся в 1 классе», «Портрет современного подростка», «Как научить подростка быть ответственным за свои поступки», «Семья как персональная микросреда развития ребенка», «Мир мультимедиа: мифы взрослых о пользе для ребенка высоких технологий»; семинары «Этот трудный подростковый возраст», «Эффективные стратегии подготовки к экзаменам» и др.

педагог-психолог
высшей квалификационной категории
гимназии им. Н. А. Михайлашева г. п. Корма
Предлагаем семинар для родителей «Эффективные стратегии подготовки к экзаменам».
Цель: формирование у родителей представлений об особенностях психофизиологического состояния подростка и характере необходимой ему поддержки.
Задачи:
- рассмотреть основные психологические риски, связанные с подготовкой подростка к экзаменам;
- выработать эффективные стратегии помощи подростку в период подготовки к экзаменам.
Ход семинара
I. Организационная часть
Ведущий приветствует участников, называет тему семинара и обозначает его цели и задачи.
- Упражнение «Ассоциации»
Обсуждение заявленной темы предполагается начать с подбора ассоциаций к слову «экзамен». Анализируя высказывания, ведущий делает вывод об отношении родителей к экзаменам как к тревожному и не очень приятному событию, что еще больше свидетельствует об актуальности сегодняшнего разговора.
II. Основная часть
- Мини-лекция
Ведущий. Чтобы понять, как помочь учащемуся справиться с трудностями на очень важном жизненном этапе, необходимо отчетливо представлять себе особенности его психологического состояния во время подготовки к экзаменам. Проанализируем основные из них.
- Повышенная тревожность
Ожидание предстоящих экзаменов независимо от успеваемости школьника сопряжено со значительным беспокойством. Подросток может испытывать страх перед возможной неудачей, сомнение в своих силах и способностях. Повышенная тревожность нередко проявляется в нарушениях сна, снижении аппетита, раздражительности.
- Стресс и перенапряжение
Подготовка к экзаменам сопровождается большими умственными и эмоциональными нагрузками. Подросток вынужден проводить много времени за занятиями, систематически повторяя пройденный материал. Это часто оборачивается хроническим стрессом и переутомлением, истощением внутренних ресурсов.
- Снижение мотивации
Длительная и напряженная подготовка к экзаменам может вызвать у подростка падение интереса к учебе. Он может испытывать чувство бессилия перед объемом материала, который нужно усвоить, перестать видеть смысл в получении знаний.
- Нарушения работоспособности
Высокая тревожность, перегрузки, стресс негативно влияют на внимание, память, способность к концентрации. Ученик начинает испытывать трудности в усвоении и воспроизведении учебного материала.
- Эмоциональная нестабильность
Частая смена настроения, раздражительность, вспышки агрессии или, наоборот, подавленность и апатия – типичные проявления эмоциональной нестабильности в период подготовки к экзаменам. Подросток начинает испытывать все больше трудностей в управлении своими чувствами, все чаще теряет самоконтроль.
- Ухудшение физического состояния
Хроническое напряжение, недостаток сна и физической активности во время подготовки к экзаменам часто приводят к ухудшению общего самочувствия подростка. Он начинает жаловаться на головные боли, боли в желудке, быструю утомляемость.
Осознание родителями перечисленных особенностей психологического состояния их ребенка в этот действительно сложный период их жизни позволит уберечь молодых людей от эмоциональных срывов и поспешных выводов относительно себя, своих способностей, своего жизненного выбора.
- Упражнение «Рецепт успешной подготовки к экзаменам»
Ведущий. Предлагаю совместно выработать эффективные стратегии поддержки школьника во время его подготовки к экзаменам – создать своего рода рецепт.
Участники делятся на небольшие группы по 4–6 человек. Каждая группа получает «рецептурный бланк». На нем нужно записать основные «ингредиенты» будущего «рецепта» и инструкцию по их использованию. («Ингредиенты» представляют собой различные стратегии помощи выпускнику в предэкзаменационный и экзаменационный период, инструкция – порядок действий родителей.)
После окончания работы в группах организуется презентация. Ведущий обобщает предложенные стратегии, делая акцент на наиболее важных моментах.
Рецепт успешной подготовки к экзаменам (вариант)
- Рационально организовать рабочее место (отдельное, удобное) и составить режим дня школьника.
- Обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу (поддерживать подростка, хвалить даже за небольшие успехи, демонстрировать понимание и заботу, не критиковать, не сравнивать с другими, устраивать перерывы для совместных прогулок или любимых семейных занятий).
- Укреплять уверенность подростка в себе и мотивировать на учебу (стимулировать постановку реалистичных целей, помочь составить план подготовки к экзаменам, напоминать о прошлых достижениях, проговаривать возможные трудности в процессе сдачи экзамена и способы их преодоления).
- Помочь распределить время на повторение (обсудить, какие предметы и темы требуют больше внимания, помочь распланировать повторение по дням и неделям, контролировать выполнение плана).
- Познакомить с приемами снятия эмоционального напряжения [5] (практиковать с подростком техники релаксации, дыхательные упражнения, побуждать к активному отдыху, прогулкам на свежем воздухе, рекомендовать чередовать интеллектуальную работу с занятиями творчеством, хобби).
- Оказывать психологическую поддержку (внимательно выслушать рассказ подростка о его переживаниях, связанных с экзаменами, стараться успокоить, поделиться собственным опытом сдачи экзаменов).
- Рассмотреть с сыном (дочерью) все варианты развития событий (обсудить совместные действия в случае неуспешной сдачи экзаменов, убедить, что жизнь многообразна и постоянно предоставляет человеку шансы для самореализации и самоутверждения).
Выработанные коллегиально рекомендации желательно оформить в виде памятки и раздать.
Ведущий. Надеюсь, что применение совместно выработанных нами стратегий поможет вашим детям пройти через период подготовки к экзаменам с наименьшим напряжением и успешно преодолеть испытания. Тем не менее считаю своим долгом предостеречь от типичных, к сожалению, ошибок:
- чрезмерные требования и давление;
- критика и порицание подростка за неудачу на очередном экзамене;
- игнорирование потребностей сына (дочери) в отдыхе и восстановлении сил;
- сравнивание результатов подростка с результатами одноклассников;
- навязывание родительских ожиданий и целей.
III. Заключительная часть
- Упражнение «Мои обещания ребенку»
Ведущий. Надеюсь, что наш сегодняшний разговор будет для вас полезным и ваша помощь своим детям на таком ответственном этапе их жизни станет более компетентной и эффективной. В заключение предлагаю каждому сформулировать свои обещания, которые он готов дать своему ребенку.
Стартовые фразы
- Я обещаю своему ребенку…
- Я гарантирую, что буду…
- Я сделаю все возможное, чтобы…
Карточки с обещаниями участники оставляют себе, чтобы использовать в качестве самонапоминаний.
Литература
- Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2017. – 124 с.
- Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М.: Юрайт, 2019. – 367 с.
- Ефремова, Г. И. Психологические особенности подготовки учащихся к экзаменам / Г. И. Ефремова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23, № 2. – С. 5–15.
- Сергеева, Б. В. Роль родителей в организации эффективной подготовки детей к экзаменам / Б. В. Сергеева // Народное образование. – 2016. – № 9. – С. 120–126.
- Видеоканал по обучению техникам медитации и релаксации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtube.com/channel/UCg2SaBLEcLTeXwn3VnMI3Vg?si=3hYU8SA-aei_xxN_. – Дата доступа: 1.10.2024.
Фото на превью Марины КУНЯВСКОЙ, носит иллюстративный характер