Ольга Рыбаключева разъяснила основные требования, предъявляемые к подбору и приему на работу кадров

- 10:05Компетентно

В центре внимания — основные требования, предъявляемые к подбору, приему на работу и расстановке кадров, повышение их квалификации, а также типичные несоответствия в кадровом обеспечении образовательной деятельности, выявляемые в ходе государственной аккредитации и ее подтверждения.

В I квартале 2025 года Департаментом контроля качества образования Министерства образования проведено более 260 административных процедур в отношении учреждений общего среднего образования по проведению государственной аккредитации, подтверждению государственной аккредитации учреждений общего среднего образования на соответствие заявленному виду. Выявленные типичные несоответствия в кадровом обеспечении образовательной деятельности указанных учреждений образования легли в основу настоящей статьи.

Одной из обязанностей, возложенной Кодексом Республики Беларусь об образовании на учреждения образования при осуществлении образовательной деятельности, является подбор, прием на работу и расстановка кадров, повышение их квалификации (подпункт 4.3 пункта 4 статьи 19 Кодекса об образовании). Несомненно, одним из основных участников образовательного процесса является педагогический работник, которым, согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса об образовании, признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность, а именно: реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания; оказывают коррекционно-педагогическую помощь; осуществляют научно-методическое обеспечение образования; осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений.

ВАЖНО! Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 года № 46-З “Об изменении кодексов по вопросам образования” с 1 сентября 2025 года к педагогическим работникам будут относиться приемные родители и родители-воспитатели.

Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными справочниками, утверждаемыми в соответствии с законодательством. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих “Должности служащих, занятых в образовании” (далее — Выпуск 28 ЕКСД), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 года № 69, распространяет свое действие на учреждения общего среднего образования. Выпуск 28 ЕКСД включает в себя квалификационные характеристики должностей служащих, занятых в образовании, и предъявляемые к ним квалификационные требования. Выпуск 28 ЕКСД обязателен к применению в силу требований пункта 1 статьи 51 Кодекса об образовании при определении трудовых функций; определении наименований должностей; разработке должностных инструкций, регламентирующих правовое положение педагогических работников в учреждении образования и определяющих задачи, функции, права, обязанности и ответственность по занимаемым ими должностям; организации обучения, повышения квалификации, переподготовки, подбора и расстановки педагогических работников в соответствии со специальностью и квалификацией; аттестации педагогических работников; присвоении квалификационных категорий педагогическим работникам и др.

ВАЖНО! Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 года № 46-З “Об изменении кодексов по вопросам образования” с 1 сентября 2025 года основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, будут определяться не только квалификационными справочниками, но и профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с законодательством.

Обратите внимание! Типичными несоответствиями в данной части кадрового обеспечения являются следующие: образование педагогических работников не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим должностям Выпуском 28 ЕКСД; должностные инструкции разрабатываются без учета требований Выпуска 28 ЕКСД. Так, квалификационные требования, указанные в должностных инструкциях, не соответствуют квалификационным требованиям, указанным в Выпуске 28 ЕКСД. Пункт 2 статьи 51 Кодекса об образовании определяет перечень лиц, которые не могут осуществлять педагогическую деятельность: лишенные права заниматься педагогической деятельностью; имеющие судимость, которая не снята или не погашена; не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.

Необходимо обратить внимание руководителей учреждений общего среднего образования, что именно руководитель учреждения должен принять необходимые меры, позволяющие на этапе приема на работу установить у кандидата наличие обстоятельств, прямо запрещающих осуществлять педагогическую деятельность. Особо необходимо остановиться на положениях статьи 27-1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года № 2570-XII “О правах ребенка”, устанавливающей ограничения на работу с детьми и порядок действия нанимателя для соблюдения пре­дусмотренных ограничений.

ВАЖНО! Перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2022 года № 583.

В указанном перечне, наряду с должностями педагогических работников, содержатся должности других специалистов и рабочих, которые могут быть включены в штатное расписание учреждения общего среднего образования: библиотекарь, инженер, лаборант, комендант, гардеробщик, дворник, кухонный рабочий, повар, сторож (вахтер), уборщик помещений и др.

Соответственно, порядок действия нанимателя по соблюдению предусмотренных ограничений на работу с детьми распространяется не только на педагогических работников, но и на иных работников учреждения образования, должности которых включены в Перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми.

Обратите внимание! Типичным несоответствием в данной части кадрового обеспечения является следующее: отсутствуют запросы и сведения о правонарушениях, хранящиеся в едином государственном банке данных о правонарушениях, в отношении педагогических работников, принятых на работу до 25 июня 2022 года (дата вступления в силу статьи 27-1 Закона Республики Беларусь “О правах ребенка”).

Для профилактики таких несоответствий в учреждении общего среднего образования руководителю необходимо запросить из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения, указанные в абзаце 2 части 3 статьи 27-1 Закона Республики Беларусь “О правах ребенка”, в отношении работника в период соответственно его работы на должностях служащих (по профессиям рабочих), включенных в Перечень должностей педагогических работников, должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми. Такое право руководителю учреждения общего среднего образования предоставлено частью 4 статьи 27-1 Закона Республики Беларусь “О правах ребенка”. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Одной из обязанностей руководителя учреждения общего среднего образования является направление педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы
дошкольного, общего среднего, спе­циального образования, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Указанная периодичность определена пунктом 38 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов,
утвержденного постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 1 сентября 2022 года № 574.

Обращаем внимание! Типичными несоответствиями в данной части кадрового обеспечения являются следующие: руководитель учреждения общего среднего образования не обеспечивает направление на повышение квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями законодательства (не реже одного раза в три года); не обеспечивается прохождение стажировки или повышения квалификации работников, организующих идеологическую работу, не реже одного раза в год, что предусмотрено подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 сентября 2019 года № 343 “О деятельности Академии управления при Президенте Респуб­лики Беларусь”.

Для профилактики таких несоответствий в учреждении общего среднего образования руководителю необходимо соблюдать установленную периодичность повышения квалификации, а также целесообразно обеспечить: ежегодный анализ профессиональной компетентности педагогических работников с определением необходимого направления повышения квалификации; разработку перспективного (на три года) и годового плана повышения квалификации педагогических работников учреждения образования; при приеме на работу новых педагогических работников устанавливать дату последнего повышения квалификации, внося изменения в перспективный или годовой план повышения квалификации; возложение обязанности по соблюдению периодичности повышения квалификации педагогическими работниками на одного из работников учреждения образования (при отсутствии кад­ровой службы).

Одной из возможностей повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников является их аттестация для присвоения или подтверждения квалификационной категории. В ходе аттестации проводится изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности в целях формирования знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития обучающихся.

Порядок проведения такой аттестации регламентируется “Iнструкцыяй аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу)”, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 года № 101.

Поскольку такая аттестация проводится по инициативе педагогического работника, к сожалению, далеко не во всех учреждениях общего среднего образования осуществляется анализ деятельности педагогических работников, руководитель не заинтересован в создании такой атмосферы, таких условий, при которых присвоение очередной квалификационной категории является свидетельством профессионализма педагогического работника.

В тех же учреждениях общего среднего образования, где такая аттестация проводится, типичные несоответствия связаны с порядком оформления результатов аттестации: протоколы заседания аттестационной комиссии не содержат информации о наличии необходимого стажа аттестуемых работников, отсутствуют рекомендации аттестуемым педагогическим работникам, сведения о прохождении предыдущей аттестации.

Несомненно, только качественный состав педагогических работников способен обеспечить надлежащее качество общего среднего образования, обязательность которого закреплена законодательно. И поэтому профилактика типичных несоответствий в кадровом обеспечении образовательного процесса является важнейшим направлением деятельности руководящего состава учреждения общего среднего образования.

Ольга РЫБАКЛЮЧЕВА,
директор Департамента контроля качества образования
Министерства образования, кандидат юридических наук, доцент