Усыновление — это не только радостный шаг для будущих родителей, но и важный процесс, требующий серьезного понимания. Ожидания усыновителей могут значительно отличаться от реальности, поэтому процесс подготовки кандидатов в усыновители требует как теоретических знаний, так и практической работы с эмоциями и чувствами.
Каждый кандидат уникален, и его эмоциональный настрой варьируется от взволнованности и надежды до тревоги и неуверенности. Один из аспектов, о котором стоит позаботиться еще до начала совместного пути специалиста и кандидата в усыновители, — это место, где будет проходить первая встреча. Пространство, оформленное с заботой, ваза с цветами, картины на стенах создают приятную визуальную среду и способствуют хорошему настроению. Даже такие мелкие детали, как наличие кувшина с питьевой водой, салфетки, антистресс-игрушки, создают ощущение поддержки и внимания, служат элементами, которые помогают снять напряжение.
Воспитанники ГУО “Лельчицкий районный социально-педагогический центр”
Создание уютной атмосферы — это важный момент для успешного общения и налаживания доверительных отношений. Будущим родителям важно чувствовать себя свободно и безопасно, чтобы открыть сердца с надеждами и мечтами.
На этапе обсуждения ожиданий ключевым моментом является конструктивная работа с эмоциями кандидата в усыновители. Это способствует формированию более реалистичных ожиданий и повышает готовность к будущим вызовам.
Поддержка со стороны специалистов, опыт усыновителей, самоанализ своего внутреннего состояния помогают кандидатам обрести уверенность и ясность в своих намерениях, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе подготовки к усыновлению и благополучии всей семьи в дальнейшем.
В ходе индивидуальной работы выявляются разные мнения кандидатов в усыновители о процессе усыновления. Как правило, ожидания усыновителей на первом этапе прохождения обучения отличаются от усыновителей со стажем. Знакомство, обмен опытом с усыновителями в разных семьях помогает новым кандидатам проанализировать такие ожидания, которые не всегда совпадают с реальностью.
Ожидание № 1. Нашей любви будет достаточно!
Это одно из заблуждений, приводящее к разочарованию. Любовь важна, и она должна сопровождаться глубоким пониманием и терпением. К сожалению, чувства могут не проявляться мгновенно. Для появления такого сложного чувства, как любовь, требуется время и родителю, и ребенку. Любовь, основанная только на эмоциях, может быть нестабильной, кандидатам в усыновители важно развивать в себе терпение, эмпатию. Необходимо понимать потребности ребенка, его эмоциональное состояние и этапы развития. Это требует не только эмоциональной вовлеченности, но и знаний о том, как устроена детская психика, как формируется привязанность и как поддерживать здоровые отношения в семье.
Ожидание № 2. Мы сразу же ощутим любовь и привязанность к ребенку.
Будущие родители полагают, что, как только они встретят “своего сына или дочь”, их сердца заполнятся безусловной любовью. Однако реальность часто оказывается сложнее. Эмоции формируются не только в результате визуального контакта, но и через процесс совместного проживания, общения и понимания.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, могут проявлять недоверие к окружающим, страх или замешательство, что усложняет развитие эмоциональной связи. Важно помнить, что для ребенка приход в семью — новая и стрессовая ситуация.
Будьте готовы к тому, что любовь будет расти постепенно, и это нормально! Установление крепкой связи требует активных усилий со стороны взрослых, новых подходов и часто профессиональной поддержки. Честный диалог о своих ожиданиях и чувствах поможет лучше понять процесс формирования привязанности, что в конечном итоге приведет к глубоким и искренним отношениям с ребенком.
Ожидание № 3. Ребенок легко войдет в семью и научится следовать нашим правилам, ценностям и ожиданиям.
Процесс интеграции может оказаться противоречивым и длительным. Дети, пережившие психологические травмы или нестабильные жизненные обстоятельства, могут проявлять сопротивление к новым семейным правилам, поскольку имеющиеся у ребенка взгляды и поведение, сформированные условиями, в которых рос ребенок, могут вступать в конфликт с нормами усыновляющей семьи. Непонимание и неверные ожидания приводят к разочарованию как родителей, так и детей.
Важно помнить, что каждый ребенок приносит с собой уникальный опыт и историю, которые требуют чуткого подхода и времени, а процесс установления доверительных отношений — терпения и последовательности. Следует начинать с создания безопасного пространства, где ребенок сможет открыться в выражении чувств.
Помните! Успех вхождения усыновленного ребенка в семью зависит от родителей, их готовности учиться, понимать и поддерживать ребенка.
Ожидание № 4. Потребности усыновленного ребенка не отличаются от потребностей биологических детей.
Да, усыновленные дети, как и их сверстники, нуждаются в любви, стабильности и уверенности. Их эмоциональные и физические потребности схожи, и обращение с ними должно основываться на универсальных принципах воспитания. Однако, попадая в новые, благоприятные условия, усыновленный ребенок начинает демонстрировать трудности в поведении. Это поведение можно объяснить его предыдущим опытом, когда он был вынужден справляться с утратой, невниманием или пренебрежением.
Особенности психического развития и состояния депривированного ребенка отличаются от ребенка, выросшего в обычных условиях. Усыновленный ребенок часто демонстрирует снижение когнитивных функций, проблемы с эмоциональной саморегуляцией и трудности в социальных взаимодействиях.
Будущим родителям важно понимать, что за каждым проявлением поведения стоит целая история. Каждая эмоция, каждое чувство, которым делится усыновленный ребенок, — это яркий штрих на холсте, он рисует не только его внутренний мир, но и скрытые потребности, о которых ребенок порой не в силах сказать словами.
С момента понимания внутреннего мира ребенка, мотивов его поступков, умения считывать эти сигналы ваша родительская роль станет легче.
Ожидание № 5. Наши биологические дети воспримут усыновленного ребенка как родного брата или сестру.
Каждая семья уникальна, и отношения между детьми могут зависеть от различных факторов, включая возраст, характер и атмосферу в семье. Биологические дети нередко испытывают ревность, неуверенность или страх, что усыновленный ребенок отнимет у них внимание и любовь родителей. Учитывая возраст ребенка, используйте простые и понятные слова для объяснения, что семья — это не только кровное родство, но и поддержка, любовь и забота друг о друге.
Ожидание № 6. Усыновленный ребенок легко вольется в нашу расширенную семью, а родственники его с радостью примут.
Зачастую реальность может быть иной. Эмоциональная травма, пережитая в прошлом, непосредственно влияет на способность ребенка доверять новым людям и образовывать крепкие связи. Родственники также могут испытывать трудности с принятием усыновленного ребенка. Некоторые не понимают, почему и зачем появился новый член семьи, и не знают, как наладить с ним общение. Для снятия напряжения и создания атмосферы любви всем участникам стоит начать говорить открыто, что станет залогом налаживания и построения крепких отношений.
Ожидание № 7. Наши друзья и знакомые будут поддерживать нас во время процесса усыновления и после его завершения.
Усыновление — это не формальность, это эмоциональное путешествие, полное как радостных, так и трудных моментов, и не всегда окружающие могут понять глубину этих переживаний. Важно помнить, что не все знакомые могут быть осведомлены о специфике процесса и связанных с ним переживаниях. Некоторые могут задавать неуместные вопросы или даже выражать сомнения, что усиливает переживаемый стресс. Принимая решение об усыновлении, рекомендуется заранее обсудить в ближайшем кругу свои ожидания и намерения. Это поможет создать более реалистичное представление о том, какую поддержку вы сможете ожидать в будущем. Открытое общение — важная составляющая успешного прохождения через процесс усыновления.
Ожидание № 8. Наш ребенок будет относиться к нам как к своей семье, забудет о биологических родителях и о своем прошлом.
Дети, пережившие расставание с биологическими родителями, часто несут в сердце травматический опыт. Даже если ребенок физически находится в новой семье, в его сознании продолжают существовать воспоминания о прежней жизни. Эти воспоминания могут проявляться в виде тоски, недовольства или даже протеста. Прошлое ребенка — это не просто набор фактов, это его идентичность, которую нельзя игнорировать. Построение здоровых и доверительных отношений, которые со временем станут основой настоящей семейной любви, возможны только благодаря принятию и пониманию уникальности истории ребенка.
Ожидание № 9. Мы можем сделать для ребенка то, чего в свое время никто не сделал для нас. (Или: мы никогда не причиним этому ребенку того, что причинили нам.)
Такая уверенность может стать ловушкой и транслировать искаженное представление об успешном родительстве. Поскольку внутренняя мотивация часто основана на желаниях исправить свое прошлое, восполняя все недостатки своего детства, что приводит к слишком высоким ожиданиям как от себя, так и от ребенка. Важно осознать, что быть родителем — значит учиться вместе с ребенком, справляться с вызовами и развиваться.
Ожидание № 10. Мы никогда не пожалеем о своем решении усыновить ребенка и не усомнимся в нем.
Сомнения могут возникать в любой момент, вызывая тревогу и неуверенность в принятом решении. Такие чувства являются естественной частью процесса. Моменты сомнений не означают, что вы приняли неправильное решение. Это лишь небольшая составляющая пути, который вы совместно с ребенком проходите. Каждый шаг, каждый выбор и каждое переживание — это возможность для роста. Роста как ребенка, так и усыновителя. Принятие ответственности за жизнь друг друга формирует прочные связи и способствует созданию уникальной семейной истории. Позвольте себе чувствовать, несмотря на трудности. Ищите поддержку у тех, кто встретился с подобными ситуациями. Общение с другими усыновителями, участие в группах поддержки или обращение к специалистам помогут осознать, что вы не одиноки в чувствах и переживаниях. Истории успеха и сложностей вдохновляют на открытость к изменениям и проявлению гибкости в своих ожиданиях.
Екатерина СКРИДЛЕВСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО “Социально-педагогический центр Поставского района”
Фото Натальи БУТЬКО