Ведущая рубрики — заслуженный учитель Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, директор столичной гимназии № 1 им. Ф.Скорины Наталия БУШНАЯ
Мой путь в профессию абсолютно точно не был прямолинейным. Но с годами понимаю: все то, что было заложено в меня в период моего детства и школьной жизни, неизбежно должно было привести в школу.
Личный пример родителей
В моей семье все было пропитано духом образования, духом книги и хорошей литературы. Мама работала учителем русского языка и литературы, у нас была богатая библиотека, книга считалась лучшим подарком. На журнальном столике моего отца до последних его дней лежала раскрытая книга, даже тогда, когда ему уже было сложно читать… Думаю, это сыграло немаловажную роль не только в моем личностном становлении, но и моих детей. Каждую свободную минуту моя дочь — с книгой в руках.
Сегодня нередко доводится слышать, что нынешнее молодое поколение не любит трудиться. Контекст самого понятия трудолюбия размывается. Вряд ли современные дети просто так лежат на диване — они, скорее всего, проводят время с гаджетом. Вроде бы чем-то и заняты — это устраивает родителей, потому что дети им не мешают. Но такое времяпрепровождение сложно назвать трудом. Меня трудолюбию никто специально не учил, но я видела, как ответственно относились мои родители к своей работе. Мама не одну ночь простояла в очереди на покупку пианино, а когда его наконец-то купили, меня тут же отправили в музыкальную школу. Этот, казалось бы, не столь значимый факт на всю жизнь врезался в память как пример стремления родителей дать хорошее образование своим детям.
Снимок используется в качестве иллюстрации
Самый лучший метод воспитания — личный пример родителей — в те времена точно срабатывал. Но сегодня социализация современных детей происходит не только в семье, школе и социуме, но и в виртуальном мире, который далеко не всегда демонстрирует хорошие примеры для подражания. Тогда мы учились шесть дней в неделю. Мне довелось учиться в школе с углубленным изучением английского языка, где даже географию преподавали на английском, а в учебном плане был предмет “Технический перевод”. В единственный выходной, воскресенье, с утра до обеда меня ждал ансамбль скрипачей и симфонический оркестр. И все время, сколько себя помню, я была занята. До сих пор не очень умею отдыхать, чем очень удивляю своих внучек.
С глубокой благодарностью
С глубоким уважением и теплом вспоминаю всех своих учителей. Я участвовала и побеждала в олимпиадах по языкам, химии, многие мои педагоги рекомендовали выбрать именно их предмет для будущей профессии. Вспомнят ли нас наши выпускники, найдут ли время в наш стремительный век для общения, а может быть, и для помощи своим учителям за пределами их школьной жизни?..
Совсем недавно мы провожали в последний путь нашего педагога, которая год назад ушла на заслуженный отдых. Зал был полон коллег и выпускников. Запомнилась произнесенная присутствовавшей учительницей фраза: “Значит, учили тому, что нужно в жизни”.
Ценить то, что имеем, и помнить о тех, кто помогал в нашем личностном и профессиональном становлении, — важные опоры, на которых мы обязаны строить современное образование.
В нашей стране сегодня созданы все условия для мотивированного выбора выпускником школы своей будущей профессии. А в мое время профориентации как таковой не было, но был авторитет взрослых — родителей и педагогов, и этот авторитет был непреложен. Окончив школу с золотой медалью, я последовала совету своего отца, военного юриста, который принес мне газету БГУ, где подчеркнул факультет прикладной математики. Я последовала его совету и ни разу в жизни об этом не пожалела, хотя профессию мне пришлось поменять. Помню, получив предварительное распределение в политехнический институт (ныне — БНТУ) на кафедру профессора Фурунжиева, услышала от него: “Женщин у меня на кафедре нет, мое условие таково: два года никаких замужеств — и диссертация будет готова”. На профессора, видимо, произвели впечатление мои исключительно отличные отметки. Но жизнь распорядилась по-другому, хотя кандидатский минимум я сдавала в год рождения дочери. Жизнь таки привела меня в школу. И вот здесь мне вспомнились слова завуча родной школы (ныне — гимназии № 3 Могилева) о том, что у меня получается убедить каждого в правоте того, о чем я говорю. “Ты прирожденный учитель”, — сказал он. Впервые переступив порог школы уже в роли учителя, я запомнила эти слова навсегда, как и навсегда сохранила глубокую благодарность каждому моему школьному учителю, преподавателю университета, моим дорогим родителям и моей стране. Моей Беларуси, которая дала мне образование и сегодня дает возможность по-прежнему учиться и развивать себя.
“Один в поле не воин” — этот лозунг точно о нас, педагогах. Только вместе, в одном коллективе школы, района, города, страны. В единении нации и народа роль педагога сложно переоценить. Именно педагог, классный руководитель стоит в центре взаимодействия школы, учащихся, их родителей, педагогов и социума. Как бы пафосно это ни звучало, именно педагог — та личность, которая связывает наше настоящее и наше прошлое, наше настоящее и наше будущее.
Научить думать
Досадно слышать, что профессия учителя теряет престиж. Согласна с тем, что педагог перестал быть главным носителем информации. Это правда. На это есть объективные причины. Появились источники, которые позволяют получить любую информацию за один клик. Но информация — это еще не знание. Чтобы информация стала знанием, нужно ее критически осмыслить. И вот в этом и состоит важная миссия педагога — научить молодого человека думать, помочь ему увидеть в любой информации нечто значимое не только для него самого, но и для других людей, которые живут, учатся, трудятся рядом.
Труд педагога особенный. Наша профессия требует не только предметных знаний и умений ими поделиться с учащимися, сформировать их способность применять эти знания с пользой для себя и других людей. Наша профессия априори строится на любви — любви к людям вообще и к детям в особенности. А это не каждому дано. Помимо профессиональных компетенций, должны быть внутренний гуманизм, доброта, терпимость. Сотни детей на переменах бегают, шумят, и, если ты их не понимаешь, не любишь, они будут тебя просто раздражать. Это профессия, в которой надо уметь отдавать себя людям. И не просто отдавать, а отдавать с радостью, получая от этого удовольствие, удовлетворение.
Помню время, когда нам желали побольше послушных учеников. Сегодня чаще всего звучит пожелание благодарных детей и родителей.
Но благодарность сама по себе не приходит. Этому тоже надо учить, учить своим примером. А что касается послушных детей, то, возможно, разочарую тех, кто считает, что учителя любят именно послушных. Нашим педагогам интересны думающие, активные, самостоятельные и умеющие отвечать за свои слова, за свои поступки ученики. Творчество, инициатива и ответственность — важные качества современного школьника, которые мы, педагоги, стремимся в них формировать и развивать. А дисциплина — это элемент школьной культуры. Это такая система ценностей, традиций, отношений, которую принимают все участники этих отношений.
Уважая себя
В стремительно развивающийся XXI век, век инноваций и технологий, у кого-то может сложиться иллюзия, что искусственный интеллект в будущем заменит педагога. Программиста — точно, инженера, конструктора, дизайнера — возможно. А вот педагога — никогда. Наоборот, именно в наше динамичное время роль личности
педагога возрастает. Инвестировать нужно не только в новые здания школ и новую технику, но и в эту личность. И я не имею в виду только финансовую сторону вопроса. Хорошие зарплаты — это необходимое условие, но недостаточное. Уважение к профессии педагога предполагает, прежде всего, уважение нас самих к своей профессии. А для инвестиций в собственную личность многого не надо — достаточно желания и постоянной работы над собой. И никогда не забывать, что любые инвестиции нужно строить на важных для страны ценностях.