Педопыт: формируем учебно­-интеллектуальные умения младших школьников

- 12:10Образование

Русский язык открывает широкие возможности для формирования учебно­-интеллектуальных умений младших школьников.

Многолетний педагогический опыт показывает, что многие первоклассники любят изучать русский язык, однако со временем начинают испытывать затруднения в учебе из-за недостаточно сформированных навыков мыслительной деятельности. Развитие у детей учебно-интеллектуальных умений — умений воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, сравнивать, делать выводы, классифицировать — позволяет научить ребенка учиться самостоятельно, активно исследовать познаваемые явления, осуществлять самоконтроль.

Формирование умения наблюдать

В 1—2 классах учу школьников осуществлять наблюдения по выделенным признакам в соответствии с целью и заданием, определяющим последовательность действий. В 3 классе обучаю индуктивному наблюдению (накопление фактов, выделение отличительных и общих признаков, обобщение, выводы, фиксация результатов), а в 4 классе — дедуктивному наблюдению (предварительная формулировка гипотезы; накопление фактов, подтверждающих или опровергающих ее; вывод по итогам наблюдения).

Игра “Самый наблюдательный”. Задание: прочитайте слова на доске: Надя, Петровна, Олег, Серов, Оля, Светлана, Семеновна, Федотов. Прошу детей назвать имена. Спрашиваю, с какой буквы они начинаются. Затем предлагаю прочитать отчества и сказать, с какой буквы они написаны. После этого предлагаю найти и прочитать фамилии, сделать вывод. При таком решении проблемной задачи учащие­ся под руководством учителя приходят к выводу, что имена, фамилии и отчества пишутся с заглавной буквы.

При изучении буквы м использую игру “Самый внимательный”. Предлагаю посмотреть на изображение и сказать, какая буква встречается чаще всего: РАМСТМСЛМОКЕМЕЖМРО. Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность и сообразительность, выявляют искомую букву (буквы) и дают обоснованный ответ, одновременно формулируя тему: “Сегодня мы будем писать букву м. Она встречается в изображении чаще других, а точнее, 5 раз”.

Формирование умения осмысливать учебный материал, выделять в нем главное

Обучение этому умению направлено на самостоятельное выделение главной мысли и основных фактов в учебной информации, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами.

Игра “Что главное?” формирует умение выделять существенные признаки предмета: например, игла (острая, короткая, тонкая), пух (белый, красивый, легкий).

Игра “Найди лишнее” формирует умение классифицировать предметы в группы, объединенные общими признаками: кузнечик, шмель, иволга, пчела; картофель, овес, ячмень, рожь; собака, корова, лось, лошадь.

Формирование умения логического мышления

В 1 классе учащиеся знакомятся с приемом сравнения, учатся сопоставлять данный предмет с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выделения этих свойств. Происходит усвоение отношений между родовыми и видовыми понятиями. Во 2 классе учу детей выделять различные свойства предметов, определять отличительные и общие признаки сравниваемых предметов, находить основания для сравнения и проводить сравнение по выбранному свойству. В 3 классе школьники учатся разграничивать существенные и несущественные свойства и признаки, определяют необходимые признаки на основе приема выведения следствий из факта принадлежности предмета к данному понятию. В 4 классе дети самостоятельно используют приемы сравнения и изменения свойств предметов для выделения общих, отличительных, существенных и несущественных свойств предметов.

Формирование умения проводить сравнение и противопоставление, анализировать, расчленять целое на части

Игра “Закончи предложение” направлена на формирование наблюдательности, воображения и образнос­ти мышления, умения сравнивать и противопоставлять: “Слон большой, а мышь…”, “Яблоко сладкое, а лимон…”, “Зима холодная, а лето…”.

Игра “Объедини слова в одну группу”. Из ряда слов следует выбрать слова, объединенные общим признаком: стол, шторы, шкаф, кровать, ковер; курица, индюк, журавль, петух, тетерев; молоко, творог, хлеб, сметана, яйцо.

Формирование умения подводить под понятие

В 1 классе предлагаю игру “Скажите одним словом”: “автобус, троллейбус, трамвай, метро — …”, “Банан, апельсин, мандарин, киви — …”, “Пиджак, свитер, юбка, брюки — …”. В 3—4 классах игру усложняю: “рукой подать — близко”, “витать в облаках — …”, “сломя голову — …”, “прикусить язык — …”.

При знакомстве с темой “Части речи” предлагаю выполнить дифференцированные задания. 1 группа (высокомотивированные учащиеся) распределяет слова по группам и формулирует тему урока: писать, день, ясный, веселый, лень, чистить. 2 группа (учащиеся, имеющие средний уровень мотивации) читает группы слов, объясняет принцип их группировки и формулирует тему урока: писать/чистить, день/лень, ясный/веселый. 3 группа (учащиеся, имеющие низкий уровень мотивации) отвечает на вопросы: На какой вопрос отвечают слова в каждой паре? Что обозначают эти слова? Как назвать их всех в общем? Заслушиваются ответы каждой группы, дети формулируют правило, что такое части речи.

Формирование умения классифицировать

Предлагаю распределить слова на 3 группы, каждую из них записать в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы: ч…й, доч…, печ…, пруж…на, ч…йка, ноч…, луж…, ч…ща, рыж…ки.

Предлагаю классифицировать имена существительные по любому признаку и обосновать свой выбор (здание, нора, изба, конура, дом, гнездо, улей, хата, берлога), объединить в группы пары слов, в которых нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в настоящем и будущем времени, нет местоимений мужского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени, нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в прошедшем и настоящем времени (он оценил, она готовит, оно подъедет, он заземлил, она ужинает, оно объя­вит, она рисует, он залетел, оно объяснит).

Формирование умения обобщать

Предлагаю указать целое, частью которого являются: клюв — …, клавиатура — …, ветка — …, дверь — …, руль — …, нектар — …, циферблат — ….

Предлагаю детям из каждого слова взять только первые слоги и составить новое слово (баран, рана, бантик — барабан; молоко, нерест, тарелка — …; лошадь, папирус, тарелка — …), составить предложение, в котором были бы эти 3 слова (лебедь, пруд, карандаш; девочка, береза, листья; лиса, травка, колобок).

Формирование умения рационально запоминать

Формирую это умение путем ра­зучивания стихов на основе хорового проговаривания.

Предлагаю прочитать правило в стихах, выделить главное и сформулировать правило: “Помни: пишутся всегда // С большой буквы города, // Реки, страны и моря // И фамилия твоя”, “Знаем твердо, что жи — ши // Пишем только с гласной и, // А слова, где ча и ща, // Мы напишем только с а. // Где же встретим мы чу — щу, // То напишем с буквой у”, “Гнать, дышать, держать, зависеть, // Слышать, видеть и обидеть, // А еще смотреть, вертеть, // Ненавидеть и терпеть”, “К слову я подставлю “мой” — // Это значит род мужской. // Женский род — запомню я — // То, про что скажу “моя”. // Средний род — оно “моё” — // Вот и выучил я всё”, “Всякий школьник это знает — // Не глагола избегает. // Не забудьте же, друзья, // Слитно их писать нельзя!”, “Часть речи спросит: // Что же делать? // Что сделал ты? Что будешь делать? // Глаголом важно себя называет, // Действие предмета обозначает”.

Целенаправленное и систематическое использование описанных игр и заданий успешно формирует учебно-интеллектуальные умения учащихся, которые учатся самостоятельной работе, быстро принимать решения, критично оценивать свои действия. Помимо этого, у школьников формируется орфографическая зоркость. Интересные и увлекательные упражнения повышают мотивацию школьников к изучению русского языка, превращают обыкновенные уроки в уроки познания.

Наталья ВАСИЛЕЦ,
учитель начальных классов начальной школы № 8 Бреста