Першы ўрок у Дзень ведаў для навучэнцаў 6—11 класаў.

Тэма ўрока: “Мне выпала шчасце тут нарадзіцца”.

Мэта: спрыяць фарміраванню ў навучэнцаў актыўнай грамадзянскай пазіцыі, каштоўнасных адносін да гісторыі і культуры раёна, гордасцi за свой раён.

Задачы:

1. Стварыць умовы для разумення значнасцi культурна-гістарычных аб’ектаў Кастрычнiцкага раёна сталiцы.

2. Спрыяць фарміраванню ў навучэнцаў пачуцця дачынення да мінулага раёна і сучаснасці, разумення адказнасці за будучыню сваёй краіны.
Форма: завочная экскурсія.

Сродкi навучання:
• тэхнiчныя: праектар, экран, камп’ютар.
• наглядныя: PowerPoint-прэзентацыя.

1 этап. Арганiзацыйны (2 хвiлiны)

Задача этапу: арганiзаваць i зацiкавiць, матываваць навучэнцаў на работу.

Мяркуемы вынiк: псiхалагiчная гатоўнасць навучэнцаў да ўрока, зацiкаўленасць iнтрыгай урока.
Настаўнiк вiтае вучняў, вiншуе з першым урокам навучальнага года, урокам ведаў. Паведамляе, што першы ўрок прысвечаны Году малой радзімы.

Слайд 1. Эмблема Кастрычнiцкага раёна

Настаўнiк. Якая для вас малая радзiма? Што яна для вас значыць? Што азначае эмблема раёна?
(Адказы навучэнцаў.)
(На эмблеме Кастрычнiцкага раёна — выявы паветраных авiялiнiй, стальных магiстралей i знак — сiмвал электронiкi.)

2 этап. Актуалiзацыя апорных ведаў, суб’ектнага вопыту (5 хвiлiн)

Задача этапу: актуалiзаваць веды пра Кастрычнiцкi раён, стварыць сiтуацыi ўзаемадзеяння.

Мяркуемы вынiк: канцэнтрацыя ўвагi, актывiзацыя разумовай дзейнасцi. Прыняцце навучэнцамi мэт урока.

Настаўнiк. Падумайце, калi ласка, i адкажыце: цi можаце вы сказаць “Мне выпала шчасце тут нарадзіцца”, тут, у Кастрычнiцкiм раёне?
(Адказы навучэнцаў.)

Настаўнiк. Дзякуй. Я бачу на вашых тварах розныя пачуццi. Гэта i роздум, i радасць, i ўсмешка, iронія, скепсiс. Некаторыя з вас задумалiся i адразу не змаглi адказаць на пытанне. Гэта зразумела: мы рэдка, вельмi рэдка заўважаем тое, што побач. Паспрабуем адказаць на гэтае ключавое пытанне ў канцы ўрока, бо тэма сёняшняга ўрока так i называецца — “Мне выпала шчасце тут нарадзіцца…”.

Слайд 2. “Мне выпала шчасце тут нарадзіцца” i выявы культурна-гiстарычных помнiкаў раёна

3 этап. Аперацыйна-пазнавальны этап (23 хвiлiны).

Мэта: дасягненне навучэнцамi мэт урока.

Дыдактычная задача: арганiзаваць мэтанакiраваную пазнавальную дзейнасць навучэнцаў, стварыць сiтуацыi роздуму.

Мяркуемы вынiк: навучэнцы будуць валодаць ведамi па гiсторыi раёна, будуць ведаць яго культурна-гiстарычныя славутасцi.

Вучань 1. История возникновения самого гостеприимного и маленького по территории и населению района Минска отправляет нас в путешествие в далекий 1871 год. В то время гостей столицы встречали не современные “городские ворота”, легендарные башни, а первый в Минске вокзал (“Брестский”), который располагался в районе современной станции метро “Институт культуры”. Интересно, что его начальником стал студент Склифосовский, брат известного российского хирурга Склифосовского. Сегодня от первого столичного вокзала сохранились лишь фотографии.

Слайд 3. 1871 год. Сталiчны вакзал

Вучань 2. В 1874 году открылся второй городской вокзал (“Виленский”), а в 1892 между этими “городскими воротами” прошла первая линия конки. Позднее, в 1929 году, именно по этому маршруту будет пущен первый трамвай. Разрастаясь, новый район вобрал в себя целый ряд деревень: Уборки, Сеножаны, Кузнецкую Слободу. Именно на месте Уборок был построен Виленский железнодорожный вокзал. Для этого пришлось вырубить красивый пригородный лес, Немаршанскую рощу, которая тянулась от сегодняшнего вокзала до реки Лошицы. Именно до нее и прошла линия Либаво-Роменской железной дороги.

Слайд 4. 1874 г. Виленский вокзал Деревни Уборки, Сеножаны, Кузнецкая Слобода.

Вучань 1. В августе 1921 года Центральное бюро КП(б)Б выпустило постановление о разделении города на три района по партийной работе: Центральный, Ляховский и Александровский. Последний был прообразом современного Октябрьского.

Слайд 5. 1921 г. Александровский район. Народное название — Залинейный

Вучань 1. В начале XX века существовало и народное название района. Минчане чаще называли его Залинейным, потому что он находился за линиями железной дороги. Главной улицей района стала Московская.

Вучань 2. В 20—30-е годы район прозвали Железнодорожным. При создании в 1938 году административных районов Минска название Александровский было заменено на Кагановичский. Лишь в 1957 году район получил название, которое носит и сегодня, — Октябрьский.

Слайд 6. 1938 г. Административный район Минска Кагановичский.
1957 г. Октябрьский

Настаўнiк (звяртаецца да класа). Як бачым, Кастрычнцкi раён — адзiн з самых старэйшых у Мiнску. У гэтым годзе, а дакладней, у сакавiку, адзначыў свой юбiлей. Колькi гадоў нашаму раёну?
(Адказы навучэнцаў.)

Настаўнiк. Але ж чаму Кастрычнiцкi раён называюць самым гасцiнным?
(Адказы навучэнцаў.)

Настаўнiк. Октябрьский район — один из самых необычных в Минске. В его границы входит не только промышленный узел Колядичи и жилой микрорайон Сокол, которые размещаются за пределами Минской кольцевой автодороги, но и территория Национального аэропорта Минск. Часта Кастрычнiцкi раён называюць “варотами Мiнска”. Ён гасцiнна расчыняе “вароты” горада для ўсiх добрых людзей, нашых гасцей. Так давайце зараз пройдзем па раёну, можа, мы ўбачым тое, што раней не бачылi, на што раней не звярталi ўвагi. Такiм чынам, першая наша экскурсiя: “Курасоўшчына: пошукi страчанага”. Правядуць экскурсiю вучнi 9 класа, каторыя яе распрацавалi ў даследчай секцыi геаграфii школьнага навуковага таварыства “Яблык”.

Слайд 7. “Курасоўшчына: пошукi страчанага”

Вучань 3. Через несколько минут мы отправимся на поиски утраченного.
Но что утратили мы, потомки жителей Курасовщины XVI века?
(Адказы навучэнцаў.)

Вучань 4. Проводя исследование, мы выяснили, что Курасовщина впервые упоминается в “Актах городского суда” в 1580 году, т.е. в XVI веке. В городскую черту Курасовщина была включена в 1965 году, а уже спустя два года здесь развернулось строительство нового жилого района.

Итак, мы будем искать древние захоронения дреговичей, величие электронной промышленности, утраченную и возрожденную веру.

Слайд 8. Маршрут экскурсии

Вучань 4. Продолжительность экскурсии — 2,5 академических часа (1,5 часа непосредственного ведения), поэтому я только назову маршрут экскурсии: ул.Ландера, 120 (средняя школа № 119) — ул.Ландера, 60 (курганный могильник) — ул.Ландера, 34а (православный храм Святой Софии Слуцкой) — пл.Казинца — ул.Казинца, 76 (“Белая дача”) — ул.Корженевского, 45 (“Солнечная долина”).

Слайд 9. Школьныя музеi

Вучань 4. О прошлом и настоящем Курасовщины рассказывают и школьные музеи. А далее — экскурсия в соответствии с маршрутным листом.

Слайд 10.

Цель экскурсии: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою школу, свой район; содействовать позитивному восприятию микрорайона Курасовщина.

Задача экскурсии: познакомить экскурсантов с основными достопримечательностями микрорайона, его историей.

Вучань 3. В 1580—1590 гг. в “Актах Минского городского суда” упоминается двор некого Яна Кураша, владельца маентка Лошица. От его фамилии, скорее всего, и произошло спустя 400 лет название района.

Вучань 4. Сначала этот самый двор Кураша называли Курашавщизной, со временем двор эволюционировал в фольварк, а далее — в деревню, и в начале XX века тут уже проживало около 50 человек. Когда-то на протяжении XIX столетия название деревни трансформировалось в уже привычную Курасовщину. До революции ее окрестности были популярным местом дачного отдыха минчан, а в городскую черту Курасовщина была включена в 1965, и уже спустя два года здесь развернулось строительство нового жилого района.

Вучань 3. Курасовщина никогда не была особенно престижным местом для жизни. Специфика расположения района на дальней южной окраине города, отделенной от его центра территорией аэропорта Минск-1 и мощной промзоной, привела к тому, что многие горожане или не бывают тут вовсе, или проезжают Курасовщину транзитом. Авторы проекта застройки (Р.Андреева, Ф.Зохре и др.) спроектировали здесь три микрорайона на 47 тысяч жителей, а его специализацией сделали электронную промышленность.

Вучань 4. Именно тут разместили НПО “Интеграл”, одно из крупнейших в своей области предприятий в масштабах всего Советского Союза. Кроме этого, в Курасовщине был запланирован комплекс научно-исследовательских и проектных учреждений сельскохозяйственного профиля и лечгородок общегородского масштаба.

Вучань 3. Обратите внимание на структуру нашего микрорайона.

Она достаточно запутанна. Определенно можно выделить два микрорайона (Курасовщина-1, Курасовщина-2), строившихся первыми в районе площади Казинца, являющейся композиционным центром всей застройки. В качестве третьего курасовщинского микрорайона в советское время фигурировала территория перекрестка улиц Корженевского и Кижеватова.

Вучань 4. Однако в настоящее время городские власти объявили о начале застройки Курасовщины-3 на месте частного сектора по ул.Брестской.

Вучань 4. Возможно, в центре внимания архитектурных журналов и простых жителей города Курасовщина никогда и не находилась, но зато здесь есть то, чего лишено абсолютное большинство прочих жилых районов — настоящая историческая достопримечательность: “Белая дача”, усадебный дом ХIХ века.

Слайд 11. Белая дача, усадебный дом ХIХ века

Вучань 3. Согласен. Это памятник архитектуры неоклассицизма ХІХ века. Существует несколько версий возникновения усадьбы.

По одной из версий, усадьба принадлежала помещику Курасову, построившему деревню Курасовщину, которая потом была присоединена к Минску. Но, поскольку помещик не упоминается ни в каких исторических документах, не исключены и другие версии.

Вучань 4. Согласно следующей, Белая дача — загородный дом, возведенный во второй половине XIX века начальником Либаво-Роменской железной дороги Н.Е.Ададуровым. Она находилась рядом с деревней Курасовщина (в 1917 году в деревне насчитывались 11 дворов и 48 человек). Вокруг дачи постепенно образовалось небольшое поселение, в котором в начале XX века проживали уже 70 человек.

Вучань 3. По третьей версии, Белая дача появилась благодаря М.Рогову, ученому, кандидату естественных наук. Согласно инвентаризации недвижимого имущества Минска 1910 года, участок земли, на котором находится сейчас Белая дача, принадлежал Валентине Молодецкой. Во время Русско-японской войны в усадьбе был расположен освященный госпиталь. Впоследствии участок был куплен М.Роговым, и в конце 1912 — начале 1913 года на нем было построено каменное одноэтажное здание.

Вучань 4. После революции здание было национализировано. Есть версия, что до Великой Отечественной войны Белая дача была резиденцией, где отдыхали представители руководства БССР. С мая и до середины июня 1947 года на Белой даче жил и работал выдающийся белорусский художник-пейзажист В.К.Белыницкий-Бируля. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Беларуси.

Слайд 12. В.К.Бялыницкий-Бируля

Вучань 3. Есть сведения, не подтвержденные архивными источниками, что во время Великой Отечественной войны на территории Белой дачи располагался немецкий штаб. Точно известно, что после войны здание стало принадлежать НИИ почвоведения и агрохимии. В 60-х годах на месте усадьбы располагался детский сад. В 1979—1980 гг. здание реставрировалось.

С 1990 года в здании размещался Центр белорусского фольклора.

Вучань 4. В настоящее время около здания Белой дачи организовываются различные мероприятия по случаю государственных праздников. Рядом со зданием построена сцена.

Настаўнiк. Цi бывалi вы на Белай дачы? На якiх мерапрыемствах?
(Адказы навучэнцаў.)

Вучань 3. Белая дача по-прежнему окутана дымкой старины, белорусского быта и является привлекательным местом для туристов.

Вучань 4. Идем по улице Ландера. Здесь расположен ансамбль 12-этажных жилых домов с пристроенными учреждениями соцкультбыта.

Не считая жилья, из всего задуманного общественного центра жилого района в окрестностях площади Казинца успели построить лишь кинотеатр, в соответствии со специализацией местной промышленности названный “Электроном”. Сейчас о его “электронном” прошлом напоминает лишь металлическая инсталляция, украшающая угол здания. По своему профилю кинотеатр уже давно не работает, являясь сейчас временным приютом Театра юного зрителя на время ремонта его основного здания. “Электрон” был построен в 1981 году по типовому проекту двухзального кинотеатра.

Слайд 13. Кинотеатр “Электрон”

Вучань 3. Зато в советское время никто не мог предполагать, что когда-нибудь в Курасовщине появится настоящий горнолыжный центр, одно время носивший название “Альпийский снег”, но после нескольких бесснежных зим переименованный в “Солнечную долину”. Административное здание центра выглядит достаточно авангардно.

Слайд 14. “Солнечная долина”
Настаўнiк. Успомнiце, на якiх спартыўных спаборнiцтвах вы прысутнiчалi. Што вам запомнiлася на “Сонечнай далiне”?
(Адказы навучэнцаў.)

Вучань 4. Время застройки Курасовщины совпало с бурным развитием в Советском Союзе микроэлектроники. В БССР традиционно были сильны радиопромышленность, приборостроение и прочие высокотехнологичные отрасли народного хозяйства, поэтому крупное предприятие электронного профиля было решено создать в Минске. Строительство завода полупроводниковых приборов имени Дзержинского продолжалось с 1961 по 1963 год, то есть ввели его в строй, когда эта территория формально в городскую черту не входила, а Курасовщина продолжала существовать в формате деревни. Сейчас об этом славном прошлом почти 50-летней давности жителям и гостям района напоминает бюст Железного Феликса, в честь которого предприятие было названо.

Вучань 3. В 1963—1968 годах рядом с заводом полупроводниковых приборов был выстроен ламповый завод “Транзистор”. Первые интегральные микросхемы промышленный комплекс начал выдавать в 1969 году, а спустя пару лет на его базе было образовано НПО “Интеграл”, быстро ставшее одним из промышленных гигантов общесоюзного масштаба.

Вучань 4. В 1978 году в строй введен и завод “Электроника”. Курасовщина в массовом сознании горожан стала прочно ассоциироваться с “Интегралом”. Тут были выстроены и общежития для работников предприятия, и ПТУ работников радиоэлектронной промышленности, готовившее для предприятий “Интеграла” персонал.

Слайд 15. Промышленный комплекс НПО

Вучань 3. Промышленный комплекс НПО отличается оригинальной архитектурой, авторы которой, к сожалению, до сих пор не установлены. Вероятно, в специализированной литературе их фамилии не обнародовались во многом из-за оборонного характера предприятия. Один из корпусов украшает интеграл, символ предприятия.

Вучань 4. Успешность районообразующего предприятия и значение его для экономики не только БССР, но и всего Советского Союза во многом способствовали и формированию в микрорайонах Курасовщины небезынтересной жилой застройки. Да, большая часть зданий представляет собой 5- и 9-этажные типовые панельные дома, но ответственные точки и важные магистрали застраивались по индивидуальным (или повторно применяемым) проектам. Например, весь фронт улицы Казинца от одноименной площади до МКАД, противоположный промзоне НПО “Интеграл”, формирует протяженный жилой дом с фактурным фасадом.

Слайд 16. Улица Казинца. Жилой дом

Вучань 3. Характерной особенностью Курасовщины стала система внутрирайонных пешеходных бульваров, широкими зелеными лентами пронизывающих микрорайоны. Многие общественные здания (школы, торговые центры, учреждения соцкультбыта, поликлиника) были специально запроектированы в глубине застройки, и бульвары должны были служить транспортными артериями, доставляющими жителей к искомым объектам. Они же выполняют и роль рекреационной зоны, хотя парками и скверами район и так обеспечен в достаточной мере. Между двумя первыми микрорайонами в 1980 году был открыт районный рынок.

Слайд 17. Железнодорожная больница

Вучань 4. Рынок соседствует с бывшей больницей Белорусской железной дороги, комплекс которой был открыт на улице Ландера в 1970 году.

Железнодорожная больница в Минске является памятником архитектуры и истории. Первые упоминания о больнице относятся к 1889 году. Тогда она располагалась в здании технического железнодорожного училища и имела мощность всего шесть коек. Заведовал больницей врач С.Иоф.

Однако с годами больница расширялась и к началу Второй Мировой войны количество коек составляло уже 115 штук. За годы Отечественной войны Железнодорожная больница в Минске значительно пострадала — она была частично разрушена. Уже через месяц после освобождения Минска больница вновь начала функционировать.

Вучань 3. До 1970 года Железнодорожная больница в Минске являлась методическим, консультативным и лечебным центром Белорусской железной дороги. Однако в 1970 году Железнодорожная больница в Минске была перенесена в другое место. С 2007 года она называется “11-я городская клиническая больница”.

От первой Железнодорожной больницы в Минске сохранился лишь главный корпус, пять вспомогательных зданий и водонапорная башня.

Железнодорожная больница — достопримечательность Минска. Немногие экскурсии по Минску предусматривают посещение этого объекта, но он стоит того, чтоб его увидеть. В комплекс этой больницы входит также единственная сохранившаяся в Минске водонапорная башня.

Настаўнiк. В Октябрьском районе Минска находятся улицы и площади, увековечивающие память истории, которые рассказывают о героической борьбе белорусского народа за свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны. Какие это памятники, улицы, площади?
(Адказы навучэнцаў.)

Слайд 17. Памятник герою Советского Союза летчику Тимофею Ромашкину

Вучань 4. Памятник герою Советского Союза летчику Тимофею Ромашкину установлен в сквере около аэропорта Минск-1. 8 января 1954 года пассажирский Ли-2 выполнял рейс № 365 по маршруту Таллин — Минск — Ленинград. В состав экипажа входили И.Гаранин, А.Калиничев. В.Гладкий и Т.Ромашкин. В кабину пилотов ворвались два вооруженных бандита. Они напали на бортрадиста и связали его. Ближе всех к бандитам был Ромашкин. Он бросился к одному из них и сильным ударом сбил его с ног. Другой бандит успел выстрелить. Четыре пули попали в Тимофея Ромашкина. В это время командир корабля, включив автопилот, вместе со вторым пилотом бросились на вооруженного бандита, выбили из его рук пистолет. Но спасти бортмеханика не удалось. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года Тимофею Терентьевичу Ромашкину за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании бандитов, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Остальные члены экипажа награждены орденами Красной Звезды.

Слайд 17. Справка. Тимофей Терентьевич Ромашкин родился 15 апреля 1919 года в деревне Марченки ныне Городокского района Витебской области в семье крестьянина. Белорус. Член КПСС с 1947 года. Окончив 7 классов, работал на заводе. В 1938 году окончил Ульяновскую авиатехническую школу, с этого же года в Советской Армии. Участник советско-финляндской войны 1939—1940 гг. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. После войны работал в ГВФ. Бортмеханик самолета Ли-2 эстонского авиапредприятия ГВФ. Награжден орденом Ленина, “Знак Почета”, медалями. Похоронен в столице Эстонии — городе Таллине.

Вучань 3. Памятник был сооружен на средства, собранные по почину авиаторов Московского и Белорусского управлений гражданской авиации. Скульптор — лауреат Государственной премии Г.Постников. Архитектор — Г.Заборский.

Слайд 18. Жемчужина микрорайона — православная церковь в честь Святой Праведной Софии Слуцкой.

Вучань 4. Церковь построена на пожертвования православных верующих Беларуси в 2010 году. Храм находится в районе площади Казинца.

Настаўнiк. Памятники археологии представлены в Беларуси древними стоянками и городищами, курганами. В Октябрьском районе есть древние памятники. К примеру, курганный могильник, который существует недалеко от дома № 60 по ул.Ландера, рядом с путепроводом и кольцевой автострадой. Он представляет собой 3 насыпи высотой 2—2,5 метра, диаметром 8—10 м археологи обследовали его в 1925, 1978 и 1980 годах. Был найден скелет человека, рядом с ним железный наконечник копья, подковообразная фибула, горшок, изготовленный на гончарном круге. Курганный могильник относится к ХI в и принадлежит дреговичам.

Слайд 19. Курганный могильник ХI века

Вучань 3. На улице Стебенева в 500 м на юг от дома № 1 сохранились 12 насыпей высотой 2 м, диаметром 8—10 м. выявил этот курганный могильник еще в 1892 году ученый Г.Х.Татур. Во время археологических раскопок в 1929, 1974, 1977 годах найдены скелеты людей и украшения рядом с ними: крупные бронзовые бусы, подвеска, перстень с орнаментом. Могильник датируется ХI—ХIII веками.

4 этап. Абагульняючы (9 хвiлiн)

Мэта: стварыць сiтуацыю творчасцi.

Дыдактычная задача: пашырыць, кругагляд i актывiзаваць вобразнае мысленне.

Мяркуемы вынiк: асэнсоўванне культурна-гістарычнай спадчыны роднага раёна.

Настаўнiк. Зараз вазьмiце, калi ласка, аркуш бумагі, якi ляжыць у вас на стале, i напiшыце невялiкае эсэ па адной з тэм. Тэмы запiсаны на дoшцы:
“Мая малая радзiма”;
“Мне выпала шчасце тут нарадзiцца”;
“Мой любiмы куток раёна (горада)”.
Цi ўсё зразумела? Якiя ў вас узнiклi пытаннi?
(Адказы навучэнцаў.)
Настаўнiк адказвае на пытаннi.
Навучэнцы працуюць.

Настаўнiк. Паглядзiм на гадзiннiк. Увы, час скончыўся. Калi ласка, вашы работы.

5 этап. Рэфлексiя (6 хвiлiн)

Мэта: стварыць умовы для пашырэння каштоўнасных адносін да гісторыі і культуры роднага раёна.

Дыдактычная задача: стварыць умовы для асэнсавання iнфармацыi ўрока.

Мяркуемы вынiк: разуменне навучэнцамi значнасцi i адметнасцi свайго раёна.

Настаўнiк прапаноўвае анкету:

1. Назовите объекты Октябрьского района, которые, по вашему мнению, можно включить в экскурсионный маршрут по Октябрьскому району.
2. Опишите достопримечательности Октябрьского района (3—4 предложения).
3. Назовите памятники архитектуры Октябрьского района.
4. Назовите памятники природы Октябрьского района (бульвары, скверы, ботанические сады).
5. Назовите памятники искусства Октябрьского района (бюсты, монументы, фонтаны).
6. Назовите памятники истории Октябрьского района (мемориальные доски в честь революционеров, деятелей искусства и науки, воинов).
7. Назовите места Октябрьского района, связанные с жизнью замечательных людей.

Настаўнiк. Учащимися, членами школьного научного общества “Яблоко” разработаны экскурсии по культурно-историческим местам Октябрьского района г.Минска. Учащиеся разработали экскурсии по всем правилам науки, т.е. были разработаны маршрутные листы, описаны экскурсионные объекты. На одной из экскурсий мы сегодня побывали. Есть еще такие: “Октябрьский район — район моего сердца”, “Культурный прорыв”. Эти экскурсии мы проведем позже. А сейчас желаю вам успехов в новом учебном году. Урок окончен.

Тамара ГРУШЭЦКАЯ,
настаўніца рускай мовы і літаратуры, беларускай мовы і літаратуры сярэдняй школы № 119 Мінска.