С каждым годом желающих осваивать китайский язык как основной иностранный становится все больше. Именно поэтому растет потребность в обмене опытом и в развитии новых форм преподавания. Работа районного ресурсного центра будет направлена в том числе и на это, рассказал корреспонденту «Настаўніцкай газеты» начальник управления по образованию Солигорского райисполкома Игорь Цыбулько.
Помещение под ресурсный центр оформили, используя китайскую стилистику. Здесь есть вся необходимая литература – не только учебники и книги на языке Поднебесной, но и наработки учителей – методические и практические.
– В 2022 г. выпускница нашей школы Яна Салаш оканчивала МГЛУ по специальности «Учитель английского, китайского языков», – рассказывает директор средней школы № 5 Солигорска имени Героя Советского Союза В.И. Козлова Ольга Колесникова. – Я хотела взять ее к нам на работу. Зная, что в МГЛУ есть Институт Конфуция, решила, что нужно поговорить с его директором Татьяной Демьяненко о том, как нам наладить преподавание китайского. 22 марта 2022 г. мы заключили договор о сотрудничестве с Институтом Конфуция МГЛУ, а со следующего учебного года в школьном расписании уже появился китайский язык.
Институт Конфуция предложил кандидатуру еще одного педагога – волонтера из Китая Се Синьжань. Она аспирант БГПУ, а для детей проводит не только учебные занятия, но и различные мастер-классы.
В первый год в школе китайский язык изучали учащиеся 2–11 классов.
– 178 детей занимались на уровне факультатива, – продолжает директор школы. – Для себя как руководителя я поставила задачи создать такие условия, чтобы со следующего года хотя бы одна группа начала изучать китайский как первый иностранный. Ставка была сделана именно на 2-е классы.
В прошлом году педагоги школы заказали из Китая много литературы, в том числе художественной и научно-познавательной для детей разного возраста. А для того, чтобы популяризировать новый предмет среди учащихся, в первую очередь нужно объяснить его значимость родителям. Самый лучший способ – провести открытые занятия и показать, чему ребята могут научиться за год.
– Кроме этого, организовали родительское собрание, на котором подробно объяснили, какие возможности есть у тех, кто учит китайский, – поясняет О. Колесникова. – Сначала папы и мамы опасались, что не смогут помочь своим детям с выполнением домашних заданий. Но ученики показали, что могут прекрасно справиться со всем сами, особенно когда рядом есть хорошие учителя.
В этом учебном году в средней школе № 5 Солигорска появилась вторая группа по изучению китайского как основного.
– В сентябре планируем открыть одну группу китайского в 3 классе, – добавляет директор школы. – Если желающих будет больше, то сможем организовать две группы.
Кроме факультативов и обязательных уроков, в изучении иностранного языка большая роль отводится STEM-центру. Здесь участники мультстудии «Апельсин» создают анимационные фильмы и озвучивают их на китайском.
– В итоге получаются творческие проекты, в которых школьники могут реализовать себя, – уточняет О. Колесникова. – На сегодня уже есть несколько таких мультфильмов. Благодаря работе в мультстудии, учащиеся развивают различные навыки: кто-то занимается озвучкой, другие продумывают сценарий и т.д.
В средней школе № 5 Солигорска китайскому языку обучают ребят и из других учреждений образования города. Для желающих познать загадочный мир иероглифов открыта специальная группа.
– У детей, которые изучают китайский, большие перспективы, – отмечает директор Института Конфуция МГЛУ Татьяна Демьяненко. – В дальнейшем они смогут изучать этот язык в учреждениях высшего образования КНР. Отучившись там, они вернутся в Беларусь и будут вносить вклад в развитие Беларуси, продвигать сотрудничество между двумя странами.
Что касается районного ресурсного центра китайской культуры и языка, то сегодня его основная задача – сделать процесс обучения более качественным и интересным.
– Для Солигорского района открытие ресурсного центра – очень важная точка в развитии, – подчеркивает начальник учебно-методического отдела общественно-гуманитарных дисциплин Минского областного института развития образования Наталья Радевич. – Для Минской области это тоже значимое событие. Здесь будут проходить круглые столы, обсуждаться формы организации учебной деятельности на уроке. Кроме того, работа в центре должна быть построена таким образом, чтобы все мероприятия были востребованы детьми.
Наталья САХНО
Фото предоставлены школой