В чем преимущество централизованного экзамена? Мнение педагога

- 9:45Актуально

В чем заключаются плюсы и минусы централизованного экзамена и репетиционного ЦЭ?

ЦЭ

Плюсы

  1. Главное преимущество ЦЭ — снижение нагрузки на выпускника средней школы: выпускной и вступительный экзамены совмещены, по­этому не нужно готовиться к разным экзаменам по разным учебным предметам и сдавать их в короткие сроки.
  2. С введением ЦЭ полностью решен вопрос несовпадения форм проведения выпускного и вступительного экзаменов. Так, по русскому и белорусскому языкам в школе во время итоговой аттестации писали изложение, историю Беларуси сдавали устно по билетам, а при поступлении в вузы — тест, а это, по сути, были две разные подготовки.
  3. Одно из преимуществ ЦЭ — право выбора учащихся. Это очень важно в воспитательном аспекте: с введением ЦЭ учащиеся самостоятельно выбирают один из учебных предметов для сдачи. Большинство детей к этому выбору относятся серьезно: заранее определяются с предметом, готовятся самостоятельно или посещают факультативные занятия, чувствуют ответственность за результат своей работы и работы учителя. Отсутствие обязаловки позволяет учащимся продемонстрировать реальный высокий уровень знаний по предмету, который несколько лет был любимым в школьном расписании и изучался с увлечением.

Педагоги понимают, что вовремя должны помочь учащимся с правильным выбором предмета. Подготовка к ЦЭ не должна начинаться в 11 классе. В этом заинтересованы не только учащиеся, но и педагоги. Если учитель точно знает, сколько учащихся выбрало его предмет, он может вести целенаправленную работу по подготовке, не распыляясь на весь класс, плодотворно и продуктивно работать лишь с теми, кто будет сдавать ЦЭ, в диаде “урок — факультатив”.

Возрастает роль и классного руководителя, который координирует систему профориентационной работы в классном коллективе. Учитель-предметник и классный руководитель должны приложить все усилия, чтобы помочь учащимся избежать случайного выбора учебного предмета на ЦЭ. Чем раньше определится учащийся, тем больше помощи сможет получить со стороны педагогов.

  1. В лицеях предметы изучаются на повышенном уровне. Учащиеся, прошедшие за 4 года допрофильную и профильную подготовку по физике, биологии и химии, до введения ЦЭ не могли сдать их за курс средней школы. Получался парадокс: больше всего учебного времени учащиеся тратили на профильные предметы, а сдавали непрофильные. Сегодня учащиеся профильных классов обязательно выбирают один из профильных предметов для сдачи на ЦЭ. Экономятся время и силы: их не надо расходовать на подготовку к экзаменам по непрофильным предметам.
  2. Введение ЦЭ позволило более рационально и справедливо распределить нагрузку по подготовке к экзаменам среди учителей-предметников. Раньше весь удар приходился на учителей только 4—5 предметов. Сегодня ЦЭ проводится по более чем 10 предметам, а значит, каждый учитель понимает, что его предмет могут выбрать для сдачи, поэтому уровень подготовки должен быть соответствую­щим.
  3. С введением ЦЭ в полном объе­ме обеспечивается объективность оценки учебных достижений учащихся. Исключаются субъективные факторы оценивания, коррупционные проявления, давление на учителя и т.д.

Минусы

  1. ЦЭ предполагает задания только на базовом уровне. Учащиеся лицеев и профильных классов школ с этими заданиями справляются успешно. Однако учителя беспокоятся, чтобы со временем не снизился уровень подготовки выпускников средней школы, которые продолжат обучение в вузах. Учащиеся пойдут по линии наименьшего сопротивления: зачем изучать математику или физику на повышенном уровне, если на ЦЭ задания только базового уровня? Некоторые учителя, даже работая по учебным программам повышенного уровня, на уроках будут отрабатывать исключительно задания ЦЭ. Обу­чение в профильных классах будет заключаться в натаскивании на ЦЭ, но на большем количестве занятий в неделю. Таким образом, мы рис­куем потерять профильный уровень изучения предметов, ведь в профильных классах учатся будущие победители республиканской и международной предметных олимпиад.
  2. Перед разработчиками заданий ЦЭ стоит очень сложная задача: они должны совместить выпускной и вступительный экзамены. Очевидно, что на создание новой базы заданий уйдет не один год. Однако обращает на себя внимание следующее. Формы проведения ЦЭ по русскому/белорусскому и иностранным языкам — тест. Главная цель обучения русскому/белорусскому языку — формирование умений и навыков свободного владения языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) и в различных сферах применения языка: в приоритете формирование и развитие коммуникативной компетенции.

Среди особых требований к организации изучения русского и белорусского языков — минимизация тео­ретических сведений на основе их значимости для речевой деятельности, а также текстоцентрический подход к отбору языкового материала. Сформированность коммуникативных и правописных умений раньше проверяли на экзамене в форме изложения, и это было оправданно: учащиеся работали с текстом. Сегодня среди 40 тестовых заданий по русскому языку только 2 задания связаны с работой с текстом, 10 заданий с речевой деятельностью не связаны совсем (например, задания определить вид подчинительной связи в словосочетании, выделить окончание и суффикс), 22 задания проверяют правописные навыки (орфографические и пунктуационные). Следовательно, цель обу­чения русскому языку и содержание итоговой аттестации находятся в определенном противоречии.

Как заявлено в образовательном стандарте, “целевой ориентир обучения иностранному языку достигается посредством формирования иноязычной коммуникативной компетенции”: на уроках иностранного языка моделируются ситуации общения, стимулирующие учащихся к решению коммуникативных задач. С нынешнего учебного года устный экзамен как форма проведения итоговой аттестации отменен, при этом заявленные ранее цели и задачи обу­чения иностранным языкам, содержание, требования программ не изменились. Так, если мы обратимся к программе вступительных испытаний по предмету “Иностранный язык” для получения высшего образования, а также к спецификации тес­товой работы для проведения централизованного экзамена, то увидим, что ЦЭ и ЦТ проводятся в виде стандартизированного теста, включающего задания на контроль навыков владения продуктивным языковым материалом и контроль понимания содержания письменных текстов. Такой подход идет вразрез с инструктивно-методическим письмом, в котором подчеркивается, что “на уроках отдается предпочтение устным формам работы, первостепенное значение отводится говорению”. При этом и в учебных пособиях по-прежнему делается акцент на коммуникации.

Получается, что сейчас мы пришли к несоответствию содержания программных требований и формы проведения итоговой аттестации по иностранному языку: предмет у нас коммуникативной направленности, в программе заявлена одна цель, а в итоге контролю и оцениванию подлежат совершенно другие аспекты языка. Кроме того, вызывает обеспокоенность тот факт, что ЦЭ/ЦТ включают много языкового материала, усвоение которого предусмотрено программой не на продуктивном, а на рецептивном уровне. С учетом требований программы и того материала, который заявлен в КТП, каждый урок по предмету — это новая коммуникативная тема в рамках определенной ситуации общения. Соответственно, урок не предполагает необходимый объем тренировки грамматического материала для усвоения на продуктивном уровне. В этом заключается противоречие. Возникает вопрос: если не на уроке, то где готовить учащихся к ЦЭ?

Новации последнего года не сов­сем учли специфику предмета. Они демонстрируют однобокий подход к осуществлению итоговой аттестации по учебному предмету “Иностранный язык”. Уже почти 20 лет он был “заточен” на коммуникацию, а теперь мы резко, без соответствующей подготовки пошли в другом направлении: перед учителями иностранного языка всей страны сейчас остро стоит вопрос, как совместить на уроке коммуникативный аспект, который оказался невостребованным, с задачей по подготовке к ЦЭ/ЦТ.

РЦЭ

Плюсы

  1. У учащихся снимается психологический барьер перед экзаменом, который проходит не в стенах родного учреждения образования, где нет знакомых педагогов. Они понимают, что результат их учебных достижений будет оценен объективно, что все абитуриенты в равных условиях.
  2. Решаются организационные вопросы: выверяются время и маршрут доставки учащихся, размещения в аудиториях; учащиеся тренируются заполнять бланки, узнают правила поведения во время экзамена
    и т.д.
  3. Оформляется необходимый пакет документов, которым предстоит воспользоваться при подготовке и проведении ЦЭ.

Минусы

  1. Учителям пока не понятно, как в журналах выставлять годовые отметки перед ЦЭ, если учащиеся одного класса выбрали для сдачи на ЦЭ не один и тот же предмет (например, из 20 учащихся 5 выбрали русский язык, а 15 — белорусский).
  2. Городские учреждения образования сталкиваются с проблемой: чтобы приехать в свое учреждение образования, учащийся проезжает мимо пункта сдачи ЦЭ, а потом возвращается в него вместе с классом. Законные представители задают резонный вопрос: нельзя ли сразу доставить ребенка в пункт сдачи ЦЭ, ведь это сэкономило бы в определенных случаях от 1 до 2 часов? Обеспечивать питанием также стоит по заявительному принципу: зачастую многие учащиеся живут напротив пунктов сдачи ЦЭ и готовы позавтракать самостоятельно дома.

Илья ПАРХУТИЧ,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по учебной работе лицея № 1
имени А.С.Пушкина Бреста