Почему стоит посетить минскую книжную выставку-­ярмарку

- 16:36Новости

В Минске открылась 30­-я Международная книжная выставка-­ярмарка. О том, чем она примечательна и почему ее важно посетить педагогам, школьникам и их родителям, корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказал директор — главный редактор Издательского дома «Звязда», председатель Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич.

Открыть и увидеть

— Выставка юбилейная, и все положительное, что накопилось за предыдущие три десятилетия, на ней отражено, — отме­чает собеседник. — Это, например, опыт презентаций, встреч с отечественными и зарубежными писателями. Уверен, многие посетители с интересом откроют для себя имена некоторых авторов и увидят новые книги. К слову, в прошлом году в Республике Беларусь было выпущено около 8500 наименований книг и брошюр. Показатель, согласитесь, достаточно высокий, убедительно подтверждающий, что народ у нас в Беларуси, как когда-то говорили о советских людях, по-настоящему читающий.

Еще одна причина наведаться на выставку — посмотреть, какие тенденции сегодня в развитии книжного производства, какую литературу предпочитают издавать: художественную, художественно-публицистическую, научно-популярную или так называемый нон-фикшн. Думаю, любознательный книгочей не упустит и возможности познакомиться с самими писателями не только из Минска и разных регионов нашей республики, но и с гостями из около 20 стран — Российской Федерации, Узбекистана и других.

Навстречу школьникам

— А смогут ли найти что-то интересное и важное для себя в бескрайнем книжном море наши школьники?

— Уверен — обязательно найдут. На книжной выставке-ярмарке отдельно представлены стенды образовательных издательств, “Адукацыi і выхавання”, редакционных издательских учреждений или издательских центров ведущих вузов страны.

— Как бы вы оценили состояние детской литературы в нашей стране на сегодняшний день?

— Издатели очень охотно выпускают детскую литературу. Существует такое убеждение, что дети и их родители — главные покупатели книг. У школьников, учащихся колледжей, студентов еще есть время для чтения. Они учатся и живут не только с планшетом, телефоном, но, в силу образовательного процесса, своих интересов и родительских наставлений, тянутся и к бумажной книге. И многие библиотеки ориентированы на это.

Если говорить о нашем Издательском доме “Звязда”, то у нас где-то процентов 60 выпускаемых книг принадлежит авторству детских писателей Беларуси. ­Прежде всего я назвал бы Екатерину Ходасевич-Лисовую, Геннадия Авла­сенко, Павла Гушинца, Галину Пшоник, Ирину Карнаухову, Виктора Шнипа, Алеся Бадака, Сергея Климковича. Причем у каждого из них свое направление, свои пред­почтения в творчестве.

Кстати, тот же Геннадий Авласенко по первому и главному образованию — учитель биологии, и долгое время, прежде чем стать журналистом, автором книг, адресованных в первую очередь детям, работал в обычной сельской школе, преподавал биологию и химию. И, конечно же, он не понаслышке знает и понимает, какие сюжеты могут быть близки детям, подросткам, поскольку проживал с ними вот эту свою педагогическую жизнь и может использовать свой педагогический опыт.

Много пишет для детей и Сергей Климкович, у которого в скором времени выйдет книга в серии “Переходный возраст”.

— Очень нужная серия, по-моему…

— Да, мы в издательстве уделяем ей пристальное внимание. Для подростков сейчас пишут меньше, чем, скажем, для младших школьников. В советское время мы зачитывались книгами Льва Кассиля, Аркадия Гайдара, позже Альберта Лиханова, Анатолия Рыбакова, Анатолия Алексина. Такой литературы, увы, у нас не так много. Тем не менее в рамках серии “Переходный возраст” мы издали произведения Алеся Бадака, Раисы Боровиковой, Валентины Быстримович, Анны Чиж-Литаш, кстати, возглавляющей в Союзе писателей Беларуси совет по работе с творческой молодежью… Мне кажется, детская литература в целом достаточно плодотворно развивается. Хотя, конечно, есть вопросы к авторам, не всегда сопрягающим свои произведения с жизнью, а больше опирающимся на личные переживания своего детства.

Поучительные сюжеты

— Классикой советской литературы стали повести Янки Мавра, Михася Лынькова. Есть ли сейчас писатели такого же уровня?

— Все сравнения, как известно, хромают, но хотел бы посоветовать тем, кто еще не открыл книгу Алеся Бадака “Одинокий восьмиклассник хочет ­познакомиться”, прочесть ее. Эта очень хорошая повесть, кстати, она уже выдержала до 10 изданий! Можно позавидовать писателю, который нашел свой оригинальный формат диа­лога со школьником, который рассказывает о ребятах, только-только начинающих входить в мир серьезных чувств и отношений.

Если мы в обществе будем развивать тенденцию сохранения бумажных носителей, то во многом сможем повлиять на воспитание подростков.

Подросткам адресован и роман Анны Чиж-Литаш “Дары Бога”. Я прочитал его с удовольствием, прежде чем издавать. У нас очень хорошо расходится тираж этой книги, надеюсь, мы ее не раз еще переиздадим. Назвал бы также две давно известные вещи Андрея Федаренко, которые, тем не менее, переиздаются из года в год много лет, — “Афганская шкатулка” и “Щербатый талер”. Это увлекательные, достаточно высокого уровня повести с элементами приключений.

 — Вы сами, помимо множества серьезных книг, написали в свое время детскую повесть-сказку “Приключения Шубуршуна”…

— Когда дочка была маленькой, я придумывал какие-то сюжеты и рассказывал ей по дороге в школу или забирая ее оттуда… А лет десять назад попал на больничный и появилось много свободного времени. Тогда и пригодилось то, что держал в голове. Начал писать повесть-сказку, которую потом дополнял, переписывал, ну и в итоге, считаю, она нашла своего читателя. Шубуршун — на самом деле обыкновенная клякса из школьного дневника, которая иногда учит его хозяйку каким-то нужным вещам, путешествует по миру, стремится получить знания и передать их юным читателям.

— Александр Николаевич, как, на ваш взгляд, достучаться до ребенка, чтобы он стал читателем с детства?

— Думаю, это вопрос не только к писателям и издателям. Но и к родителям, и к тем, кто работает в школе, кто видит в этом воспитательный и, если хотите, идеологический ресурс для работы с детьми. Мне кажется, если мы будем в целом в обществе развивать тенденцию сохранения бумажных носителей, то во многом сможем повлиять на подростков.

— У Издательского дома “Звязда” есть на выставке свой стенд?

— Конечно. Приходите, будет интересно!

Владимир ПИСАРЕВ