Диалоги об образовании.
В новом проекте “Настаўніцкай газеты” будем говорить с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образования, об акцентах объявленного в стране Года исторической памяти, о воспитании детей и молодежи.
Наш первый собеседник — руководитель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Белорусской Православной Церкви протоиерей Федор ПОВНЫЙ.
Без принуждения, но с любовью
— Знаковый для страны Республиканский педсовет, на котором вы тоже присутствовали, основательно затронул темы патриотизма и духовности в процессе воспитания детей. Как думаете, не запоздало ли начали об этом говорить?
— Лучше поздно, чем никогда. Но важно не перегнуть палку, пытаясь наверстать упущенное. Во всем нужна мера. Патриотизм нельзя навязать, равно как невозможно заставить любить. Нужны мягкие методы, через любовь: к детям, делу, предмету; через красоту, через искренние чувства к Родине у самих учителей и родителей, через дружбу и единство класса, в целом школы. Нужны дисциплина, труд, авторитет, но никак не принуждение.
— Президент страны сравнил школу с храмом. На мой взгляд, очень высокое и символичное сравнение. А на ваш, отец Федор?
— Да, это символ. В храме обитает Бог, Бог — это любовь вплоть до крестной жертвы ради человека. Ко Христу, к Богу приходят грешники, чтобы научиться праведности, и называют его Учителем. Каждого Сын Божий искупил и каждого учит добродетели, не сомневаясь, получится у того или нет.
Ни на ком Господь не ставит клейма, но каждому дает тот путь, который по силам. В школу дети приходят учиться быть хорошими людьми, ответственными гражданами. И дай бог, чтобы каждое учебное учреждение стало для юного человека школой добродетели и светлых отношений друг с другом. Поэтому учебные заведения должны стать храмами, видимо, не случайно такую метафору подобрал Глава государства.
Он не сказал — храмом науки. Потому что любой кумир отводит от истины. В школе должны царить идеи, высокие идеи, настоящие ценности.
Он не сказал — храмом Божьим. Учебные учреждения были и останутся светскими.
Президент, очевидно, имел в виду то, что школы должны быть наполнены настоящей жизнью, идущей из глубин человеческого духа и души.
И действительно, тогда обычный урок по литературе станет поучительным, а не ознакомительным, любой урок по истории воспитает культуру памяти и глобальное мышление, любой классный час будет формировать гражданина, если педагоги сами будут ощущать себя ответственными за страну.
Из глубин человеческого духа
— С нынешнего учебного года в школьной программе появился факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”, сопровожденный оригинальными пособиями для учителей и для учащихся. Оба, отец Федор, знаю, вышли под вашим руководством. Могу попросить вас подвести первые итоги, как движется дело? Кто ведет факультатив? Нет ли предубеждения по поводу того, что готовили его люди православные?
— Чтобы не только с моих слов подавалась информация, приведу два примера. Елена Анатольевна Осадчая, заместитель главы администрации столичного Первомайского района, выступая перед идеологической вертикалью на отчетном итоговом заседании, отметила: “Все школы района проводят в 5-х классах новый факультатив. И когда я бываю в регионах, то часто слышу сетования педагогов на недостаточный тираж учебно-методического комплекса “Духовность и патриотизм”, что говорит о большом интересе к курсу”.
Ведут факультатив педагоги, которые прошли соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации в Академии последипломного образования. И нужно сказать, что интерес к факультативу напрямую зависит от способностей учителя живо, искренне, интересно доносить материал. Ведь речь идет не об учебном курсе как таковом, а о вспомогательном, формирующем внутренний мир маленького человека. На нем нет оценок, нет цели знать даты и правила, а стоит задача научить понимать духовное устроение жизни. А это понимание зиждется не на опыте ученика — он еще слишком мал, но на опыте учителя.
Факультатив разрабатывал (и продолжает разрабатывать!) авторский коллектив, в состав которого входят и миряне, и светские люди, среди которых есть приверженцы разных религий, и православное духовенство. Но дело не столько в этом. Истинно воцерковленные люди, как православные, так и католики, для ребенка скорее выберут Воскресную школу, потому что там изучают основы веры. Их детям уже не нужно рассказывать о добре и зле, о морали, об азах. Факультатив нужен семьям, у которых еще, возможно, не произошла встреча с Богом, но которые хотят научить своих детей нравственности, чтобы уберечь их от ошибок юности, которые желают воспитать своих детей достойными белорусами. Этот курс рассказывает и о белорусском народе, о нашей стране.
Учителя были и будут основной силой нашей страны, нашего народа.
В их руках будущее. На них лежит огромная ответственность за души и судьбы детей. Их труд — один из тяжелейших, по сути, это путь христианина с несением креста и бесконечной верой в лучшее.
— Как руководитель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, вы уже успели побывать во многих из них. Какие мысли хотите донести до учительско-преподавательской аудитории?
— Самое главное, о чем мне всегда хочется сказать, что воспитание детей — это забота общества в целом: и родителей, и школы, и университетов, и трудовых коллективов, и церкви, и государства. Нельзя перекладывать ношу на кого-то одного. Каждый из участников этого процесса играет большую роль в свое время и в определенном месте. Недавно мне довелось быть в Витебске, и я перед педагогами как раз озвучивал тему соборности как единства ценностей в многообразии форм. Соборность означает взаимопомощь, взаимную поддержку. Она означает, что в любой конфликтной ситуации надо искать свою недоработку, нужно постоянно развиваться, расти, учиться у коллег. Соборность дает уверенность в будущем дне, она позволяет не тревожиться о личной ошибке одного человека. Педсовет — это тоже форма проявления соборности… Не претендуя на истину в последней инстанции, полагаю, что голос человека, понимающего духовные законы мира, должен звучать при обсуждении практических проблем, стоящих перед образованием. Вместе — и учитель, и священнослужитель — выбирают стратегию воспитания духовных ценностей. Ключевое слово здесь — вместе. Педагог владеет методикой, священник знает ориентир, при этом они не могут (и не должны!) заменять друг друга. Они должны действовать соборно, сообща.
На встречах пытаюсь донести и до педагогов, и до священнослужителей, что патриотизм основывается на духовности, потому что патриотические чувства — это любовь к Родине. Любовь — это всегда преодоление эгоизма, а подчинить свои желания возможно лишь в одном случае: следуя духовным правилам жизни. По-другому невозможно. Военная подготовка в школе, безусловно, дает адреналин, мужество, чувство гордости, но когда гормоны приходят в норму, остается ли любовь к Родине? Значит, нужно совмещать воспитание воли и воспитание души, чтобы получить нужный результат.
Дерзну заметить, что мастерство учителя заключается в том, что он видит своего ученика под углом зрения его божественного предназначения, смысла пришествия человека в мир. Великий учитель видит ребенка в проекции времени — одновременно и то, что не сделал домашнюю работу, и то, как он станет олимпийским чемпионом…
Либеральный мир навязывает нам торговые, материальные принципы жизни. Но материальный мир вторичен, духовные законы главнее и сильнее. Умение благодарить, терпеливо ждать, бескорыстно отдавать — это не слабость, а духовная сила. И нашим педагогам важно осознать, что для педагогического мастерства нужно приобрести эти важнейшие навыки, уважение к образу Божьему в ребенке.
Об ответственном родительстве и не только
— В современном обществе в почете, увы, критиканство. Немногие ищут причину неких проблем в себе, все больше — соринки, а то и бревна в чужом глазу. Применимо к образованию: у некоторых родителей большие претензии к школе, педагогам, и никаких — к себе. Согласитесь или поспорите со мной?
— Вы подстроили мне ловушку: если я соглашусь с этим утверждением, то сам стану критиканом, а если отвергну — то не обозначу одну из духовных проблем нашей современности, касающуюся не только отношений “родитель—педагог”.
В обществе теряется уважение к старшим, учителям, руководителям, перестает существовать иерархия в отношениях, потому что в центр мироздания человек ставит себя любимого. Он прав. Он клиент. Он эксперт всего и вся. Но, как ни странно, именно иерархия — основа полноценной, стабильной, успешной жизни и общества, и государства. Умение подчинить свой нрав, признать правоту другого человека, уважать его знания и опыт — необходимое условие для совершенствования и постижения нового. Не отвергая чужого знания, мы обогащаемся сами.
Повторюсь: нашему обществу, родителям в первую очередь надо вернуть культуру уважения и благодарности педагогам. Благодарность — это важнейшее свойство духовного мира. Настолько кардинально важное, что наше главное таинство так и называется — Благодарение.
— В продолжение темы: в чем, на ваш взгляд, заключается ответственное родительство, о котором так много говорят?..
— Ответственное родительство — это сопряжение собственного внутреннего и профессионального развития с общественными, коллективными, семейными интересами. Вкупе они создают благоприятную среду в семье, на работе и наделяют взрослого правом ожидать от ребенка такого же ответственного отношения к своей жизни.
Это любовь, терпение, умение слышать и понимать свое чадо, это искреннее и вовремя сказанное слово, молитва за детей, в которой мы просим не только хорошего жениха для дочери и невесту для сына, но и чтобы Господь умягчил сердце ребенка, излил в него любовь и веру, сохранил в чистоте и святости, научил его любить. Ответственность родителей не равняется только материальной и психологической готовности к уходу за ребенком. И не нужно путать эту ответственность с планированием детей, скорее, она проявляется в благодарности Богу за них.
— Не могу не задать вопрос на такую острую не только для нашего общества тему, как наркотики и дети. Скажите, кому и как под силу остановить беду?
— Самое первое условие, чтобы побороть это зло, — четкая и неподкупная работа правоохранительных органов, строгая законодательная база, не допускающая в свободное обращение ни одно наркотическое средство. Это своевременное выявление в школах распространителей и детей, которые поддались искушению.
Второе условие — это духовно-нравственное воспитание детей. Без духовной внутренней работы жизнь человека теряет смысл, он начинает искать, чем ее заполнить. Если детям, молодым людям предложить вести благотворительные проекты, помогая тем, кто по-настоящему обездолен, вовлекать в общественные конструктивные процессы с малого возраста, чтобы они чувствовали себя нужными обществу; если верить в лучшее, что в них есть, и помогать исправлять ошибки, указывая в том числе на возможность покаяния, — убежден: количество желающих попробовать смертоносную гадость намного сократится.
Третье — это внимательность родителей и педагогов к детям: с кем дружат, куда ходят, чем заняты. Чем раньше обнаруживается проблема, тем легче с ней справляться. Все общество должно быть бдительным. Пусть не прекращаются ни на минуту пропаганда здорового образа жизни, просветительская работа, рассказывающая о непоправимом вреде пагубного пристрастия, духовные беседы.
Не нужно забывать, что исправление и гармоничное воспитание личности происходит только в коллективе, в обществе. Даже монастыри в своем большинстве общежительные, потому что отшельничество могут понести лишь избранные.
Поэтому еще одно условие — дети не должны быть брошенными, одинокими ни при каких обстоятельствах: ни в своем социальном сиротстве, ни в бунтарстве подросткового возраста. Они должны быть подхвачены под заботливое и любящее крыло педагогов, они должны быть в коллективе класса, школы.
Вспомните: Антон Макаренко стал для многих беспризорников больше, чем отец, и вернул их в общество.
— “Мы перестали молиться — за власть, за страну, за супругов, за детей. От действия зла в нас самих и в наших детях может оградить только благодать Божья”. Ваша цитата. С чего начинать тем, кто еще никогда не молился или делает это от случая к случаю?
— Молиться за ближних подвигает любовь к ним, молиться в целом подвигает любовь к Богу. Если вам дорог человек и вы доверяете Богу, вы это сделаете почти непроизвольно.
Если вы живете в стране и дорожите ею, то молиться за властей и воинство, за благорастворение воздухов и урожайные нивы тоже не составляет труда.
Конечно, остужает пыл рутина, необходимость постоянно напрягать волю, ежедневное повторение.
Для того чтобы не устать, нужно понимать, к кому вы обращаетесь в молитве, что просите и для чего. Бог не волшебник, он Отец, он Всемогущ, он намного лучше нас знает, кому что полезно. Когда вы произносите первое слово молитвы, вы напоминаете себе, что на другом конце провода вас уже слышит самый надежный и самый верный друг. Вы же не будете говорить с человеком, даже с незнакомым, отстраненно, вы вложите частичку души… Значит, и встреча с Богом, пусть она длится всего минуту, но искренне и по правде — без “улучшенной” версии себя и без “лирического” образа Бога. Но и при этом постоянство — это малое усилие над собой.
Счастье учителя
— Вы не раз публично благодарили педагогов страны за подвижничество, за их непростой труд. Что пожелаете им в завершении этого разговора, на какие подвиги благословите?
— Не имею права благословлять на подвиги. Наставники и так несут свой ежедневный подвиг, если следуют призванию педагога.
Учителя были и будут основной силой нашей страны, нашего народа.
В их руках будущее.
На них лежит огромная ответственность за души и судьбы детей.
Их труд — один из тяжелейших, по сути, это путь христианина с несением креста и бесконечной верой в лучшее.
Желаю проходить его достойно, во всем полагаясь на Бога, который и слово необходимое пошлет, и подскажет, как поступить, и укажет, на что обратить внимание.
Желаю много сил, чтобы результаты труда компенсировали затраченные силы радостью видеть, как из ребенка вырастает настоящий человек.
Пожелаю каждому педагогу испытать это счастье.
Беседу вела Екатерина ДУБИНСКАЯ.