Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка отметил 110-летие. Праздничное мероприятие собрало сотни педагогов, студентов и выпускников. На торжестве побывала и корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Помощник Президента Беларуси — инспектор по Минску Юрий Фролов озвучил приветственный адрес от Главы государства: «В отечественной системе образования БГПУ неизменно сохраняет статус ведущего вуза по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, обеспечивает повышение интеллектуального потенциала общества — основы успеха страны в экономике, культуре, науке и социальной сфере. Важно, что вы, опираясь на преемственность и традиции национальной школы, готовите настоящих профессионалов, способных вести за собой, учите их любить свое Отечество. Уверен, ваш коллектив и впредь будет примером в обучении и воспитании молодежи, а вклад университета в совершенствование образовательной сферы станет гарантом устойчивого развития и укрепления нашего государства».
Министр образования Андрей Иванец обратил внимание, что те задачи, которые сегодня решает БГПУ, актуальны на протяжении многих лет:
— 110 лет назад на торжественном открытии учреждения образования первый руководитель Минского учительского института профессор Дмитрий Степуро сказал, что XX век ознаменован значимостью образования и воспитания детей, роли учителя. В то время как никогда развивалась педагогическая наука. Важность подготовки педагогических кадров с каждым годом лишь нарастает. Сегодня, пройдя большой путь, профессорско-преподавательский состав университета успешно готовит будущих учителей, которые потом вкладывают знания в подрастающее поколение, воспитывают его, формируют мировоззрение. В этот знаменательный день хочу пожелать вам творческих успехов, новых свершений, и чтобы из этих стен выходили не просто учителя, а наставники.
Символичным подарком университету от Министерства образования стала созвучная юбилейной дате сумма в 110 тыс. рублей для развития материально-технической базы.
Ректор БГПУ Александр Жук отметил, что более чем вековой период развития и становления университета — это десятилетия упорного труда многих преподавателей, сотрудников и сотен тысяч выпускников. Сегодня вуз является крупным образовательным, научным и социально-культурным центром, главная миссия которого — повышение качества подготовки специалистов, обучение молодежи, воспитание патриотов.
— Мы активно работаем прежде всего над повышением качества подготовки выпускников, начиная от воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов-предметников и заканчивая социальными работниками, педагогами-психологами. Вуз, возглавляя кластер непрерывного педагогического образования в стране, в последние годы обновил образовательные стандарты подготовки педагогов, разработал новую учебно-программную документацию. Основные принципы, которые лежат в основе деятельности и развития учреждения, — практикоориентированность, опережающий характер, социокультурная направленность, инклюзивность в образовании, — подчеркнул ректор. — Всё это позволяет создавать высокопрофессиональный коллектив, который включает в себя около 600 преподавателей и сотрудников, из которых около половины являются кандидатами и докторами наук.
БГПУ является и крупным исследовательским университетом. В стенах вуза разрабатываются около ста тем научных исследований. В научно-исследовательскую, инновационную работу вовлекаются не только преподаватели, но и студенты, молодые ученые. Уже дважды университет, как лучшая научная организация страны, был занесен на республиканскую Доску почета.
В БГПУ выстроена целостная система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, работают организация БРСМ, студенческий профсоюз, научное общество, волонтерские и педагогические отряды. С первого года обучения первокурсники вовлекаются в социально значимую деятельность. Бренд университета — волонтерское движение. По словам А. Жука, вручение БГПУ премии Президента «За духовное возрождение» придало новый импульс развитию этого движения. Сегодня в вузе работают 17 волонтерских отрядов и объединений, каждый 3-й студент является волонтером.
В дни празднования 110-летнего юбилея подарком для БГПУ стало открытие лаборатории цифровой электроники.
— Здесь будет осуществляться подготовка будущих учителей физики, математики и информатики для работы в высокотехнологичной образовательной среде, — рассказала проректор по учебной работе БГПУ Вероника Радыгина. — Кроме студентов и магистрантов в лаборатории будут заниматься учащиеся 7—10-х классов, а также учащиеся профильных классов педагогической и инженерной направленности. Кроме того, планируется, что на базе нового объекта будут проходить программы повышения квалификации для учителей-практиков, прежде всего учителей физики, математики, информатики. Речь идет о программах по образовательной робототехнике, по использованию STEM-технологий в образовании. Лаборатория позволит формировать метапредметные компетенции и осуществлять междисциплинарный подход в подготовке студентов. В перспективе ожидается, что лабораторией будут пользоваться не только студенты физико-математического факультета, но и факультета естествознания.
Лаборатория цифровой электроники включает шесть зон, где можно проводить исследования логических элементов для построения интегральных микросхем, моделировать схемы для аналоговой, цифровой и силовой электроники, программировать микроконтроллеры и микропроцессоры для изучения функционирования цифровых устройств, заниматься 3D-моделированием и создавать корпуса спроектированных устройств. Также здесь можно применять на практике знания с использованием учебных стендов «Умный класс/дом», «Основы цифровой электроники и микропроцессорной техники». А экспозиция «Из истории информатики в школе» знакомит с атрибутами школьных уроков информатики разных времен — от арифмометра «Феликс» и калькулятора «Электроника» до ЭВМ «Немига» и «Корвет».
Лаборатория оснащена собственными уникальными разработками для выполнения фронтальных лабораторных работ по цифровой электронике.
— Семь лабораторных стендов разработаны и изготовлены преподавателями БГПУ при помощи студентов старших курсов. На них одну и ту же исследовательскую работу по заданной теме могут одновременно делать все обучающиеся, — уточняет старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики Владимир Юргульский. — На этих стендах можно выполнять 8 разных практических заданий, которые предусмотрены учебной программой. Еще два многофункциональных стенда системы «Умный класс/дом» помогают студентам понять принцип работы полезного изобретения. На них можно исследовать, как устроены и функционируют разные системы энергосбережения, пожарной безопасности, видеонаблюдения и т. д. Студенты сами учатся на компьютерах моделировать задачи по оптимизации работы этих систем.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА