Мы все разные. Именно это во время интервью о ментальном здоровье детей и подростков подчеркивает Марина Скугаревская, заместитель директора по научной работе Республиканского научно-практического центра психического здоровья, доктор медицинских наук, профессор.
Наш сегодняшний разговор с Мариной Михайловной — о принятии ребенка, о том, как увидеть, что ему нужна поддержка или помощь взрослого, о подростковой тревоге, депрессии и бессоннице и о том, почему непросто быть подростком.
Тревога помогает двигаться вперед
— С какими запросами обращаются к вам родители современных подростков?
— Чаще всего это жалобы на проблемы с поведением: подростки начинают плохо учиться, уходят из дома, употребляют психоактивные вещества. Однако для каждого детского возраста есть свои характерные проблемы с психическим здоровьем. Младшие дети страдают от расстройств, связанных с тревогой. Из-за этого у них может быть задержка психического развития, умственная отсталость, достаточно рано проявляются расстройства аутистического спектра (РАС). К подростковому возрасту появляется больше поведенческих нарушений, проявляется обсессивно-компульсивное расстройство или синдром навязчивых состояний, нарушения пищевого поведения. Чуть позже, к концу подросткового периода, могут возникать психозы, формируются расстройства личности, проявляются большие психиатрические расстройства (шизофрения, биполярное расстройство).
— Подростковая тревога — она о чем?
— Тревога у детей и подростков проявляется как беспокойство, волнение, опасение, что произойдет что-то плохое, непонятный страх. Для детей школьного возраста характерна в этой связи боязнь публичных выступлений, боязнь отвечать у доски. Есть даже диагноз — элективный мутизм: ребенок разговаривает избирательно, дома говорит, а в школе у доски молчит. Это все связано с тревогой, страхом показаться неграмотным, ответить неправильно, опозориться. Ребенок боится сделать ошибку, показаться в чем-то несостоятельным.
— Это в силу детского возраста? Или в силу воспитания, темперамента и т.д.?
— Имеют значение врожденные особенности. Изначально каждый человек рождается с определенными чертами характера, кто-то более тревожный, кто-то менее. Плюс — обстановка в семье. У тревожной мамы вряд ли будет абсолютно спокойный ребенок. Играют роль и внешние факторы: влияние общества, сверстников. Кстати, тревога — это не всегда плохо, небольшая степень тревоги помогает нам двигаться вперед и что-то делать. Ощущая небольшой дискомфорт, мы хотим развиваться.
— Как педагогу заметить, что степень тревоги у ребенка выше нормы?
— Тревога обычно очень заметна на телесном уровне. У ребенка дрожат руки, потеет лицо, он жалуется на боли в животе и головные боли. Ребенок может ходить из угла в угол, не может долго сосредоточиться. Паническая атака — это крайнее проявление тревоги, когда человек думает, что может сойти с ума, умереть и т.д. Бывают панические атаки и у подростков. Это состояние для жизни не опасно, но сначала нужно исключить соматическую проблему — болезнь сердца, органов ЖКТ.
“Мне плохо, мне грустно”
— Совсем недавно я узнала, что детская и подростковая депрессия — явление достаточно распространенное. Так ли это? И каковы причины?
— Да, это так. Причины — в особенностях развития психики детей. Кстати, тревога и депрессия часто идут рядом. Бывает достаточно сложно понять, что доминирует. Депрессия характеризуется пониженным настроением, ощущением нехватки энергии, усталостью, утомляемостью и утратой способности получать удовольствие. Это классическое определение для всех возрастов, но у детей и подростков есть много особенностей в силу нюансов их развития. Может доминировать раздражительность, наблюдаться проблемы с поведением. Не всегда ребенок может озвучить: “Мне плохо, мне грустно”. Это проявляется на внешних фронтах — в школе (перестает учиться), в общении с друзьями (замыкается, не хочет никуда идти). Для подростков также характерно чувство вины (“Я не такой, как все, я неправильный”), невозможность принятия себя, проблемы буллинга. Имеет значение и внешность подростка, так как подростковый период — время трансформации, и ребенку не так легко приспособиться к меняющемуся образу себя. А если извне навязываются некие стандарты, то ребенок чувствует себя несоответствующе, особенно в сравнении со сверстниками, если ему еще и в пример кого-то ставят на основании внешности.
— Что делать взрослому, педагогу, родителю, если он понимает, что плохое настроение у ребенка затянулось и может перейти в депрессию?
— Нужно идти к специалисту, в первую очередь к школьному психологу. Крайне серьезно, если у ребенка есть какие-то суицидальные мысли, высказывания, попытки. Там, где депрессия, вина, ощущение бесперспективности жизни, — там всегда есть суицидальный риск. Важно уметь откровенно разговаривать с подростком, без осуждения, критики и наставлений, что не так просто дается родителям. Любой психолог способен увидеть проблему и по необходимости направить подростка далее к специалисту. Если заметили порезы на руках, записки, если ребенок раздает вещи, то нужно срочно предпринимать меры и оказывать кризисную помощь. Девочки чаще совершают парасуициды — наносят себе порезы или употребляют медикаменты, мальчики чаще совершают именно суициды и более травматичным способом.
Отложенный сон
— Давайте поговорим про детскую бессонницу. Почему дети перестают спать?
— Ребенок может не спать в силу множества особенностей. У нас есть 2 механизма регуляции сна. В нашем мозгу есть супрахиазматическое ядро, заряженное на 24-часовой цикл. Именно это ядро помогает нам придерживаться суточного ритма и координировать его со световым днем. Второй механизм — восстановительный. Если взрослый человек не спит 16 часов, то его начинает клонить в сон. В идеале эти 2 механизма должны совпадать, однако они могут и сбиваться. У детей эти механизмы сначала должны дозреть.
Хочу остановиться на разделении на “сов”, “жаворонков” и “голубей”. Под этим есть научная основа. Действительно, есть люди экстремально утреннего хронотипа, которым комфортно просыпаться очень рано, у них утром много энергии, хороший аппетит, и пик их работоспособности приходится на первую половину дня. Таким людям хорошо жить в нашем обществе, ориентированном на подъем рано утром. “Совы” же, как вы знаете, поздно встают и поздно ложатся. Эволюционно это было обусловлено, чтобы долго сидеть у костра, поддерживать огонь, чтобы не пришел хищник. Поэтому нам нужны те и другие. Однако если у ребенка экстремально вечерний хронотип, то поход в школу к 8 утра вреден для его здоровья, развития и образования. Понятно, что невозможно начинать учебные занятия под каждого ребенка, а “совы”, согласно исследованиям, имеют больший риск психических расстройств. Вот тут могут быть проблемы бессонницы.
Кстати, маленькие дети обычно рано встают и рано ложатся. К подростковому возрасту жизненный уклад меняется: подростки поздно ложатся, засыпают к 2—3 часам ночи, им сложно проснуться в 7 утра. Этот синдром называется отсроченной или отложенной фазой сна. 10 процентов современных подростков это имеют.
— Что с этим делать?
— Вечером сделать приглушенное освещение со спектром заката — оранжево-красными тонами. Есть даже специальные лампы для засыпания. Нужно учитывать, что освещение экрана смартфона способствует не засыпанию, а возбуждению. А вот утром нужно яркое освещение в комнате подростка. Важно также отрегулировать режим дня, каждый раз понемногу смещая в нужную сторону время отхождения ко сну, иметь физическую активность днем (но не вечером!), исключить кофеиносодержащие напитки, например, колу. Поможет теплый, но не горячий душ, засыпание под теплым одеялом в прохладном помещении. Как правило, медикаментозное лечение бессонницы у детей не применяется. Главное в лечении детской бессонницы — гигиена сна.
Фото с сайта pixabay.com носит иллюстративный характер
— Насколько распространены проблемы со сном у детей с тревогой и депрессией?
— Бессонница — это симптом многих психических расстройств. Но кратковременная проблема со сном — это нормально. Такое бывает в ситуации стресса, и не нужно это паталогизировать. Если ребенок плохо поспит ночь-две, то ничего страшного не случится. При тревоге и депрессии у детей могут быть парасомнии — странное, непонятное поведение во время сна. Часто тревога провоцирует снохождение и ночные кошмары — страшные сновидения, которые запоминаются, пугают, оставляют очень неприятный осадок. Специалисты по нарушениям сна разделяют кошмары и ночные ужасы. Это разные вещи, которые происходят в разные фазы сна. Ночные ужасы характерны для детей 2—3-летнего возраста, когда в первую треть ночи ребенок просыпается, кричит, плачет, его невозможно успокоить, он может куда-то стремиться идти. Ребенок ничего не помнит и не может объяснить, что с ним было. Ночные ужасы очень пугают родителей. Чаще всего это проявление тревоги, перевозбуждения перед сном.
То, что за гранью
— Каковы причины детских психозов? Все ли они связаны с биологическими, генетическими факторами?
— Психоз — это общий термин, который обозначает состояние, когда происходит грубое нарушение контакта с реальностью, и часто сопровождается галлюцинациями, бредовыми идеями, странным, непонятным поведением. Психозы возникают в позднем подростковом и молодом взрослом возрасте, и причины их могут быть разные: начало шизофрении, биполярного расстройства. Психоз может быть вызван употреблением психоактивных веществ либо возникнуть как острая реакция на стресс. В любом случае психоз — это состояние очень серьезное, потому что мы не можем прогнозировать поведение человека, предугадать, что он может совершить. Разумеется, нужно обязательно обращаться к специалисту.
Необходимо дифференцировать человека в состоянии психоза и подростка со странными увлечениями и непонятным стилем одежды. Если непонятное поведение подростка продолжается давно, в рамках неких характерологических особенностей, то не стоит подозревать психоз. Однако нужно быть внимательным к тому, что говорят сами подростки: накануне возникновения психоза подростки начинают чувствовать что-то странное в своем состоянии и могут говорить об этом взрослому: “Я стал какой-то не такой, мне что-то кажется, но я понимаю, что это просто кажется, мне стало тяжелее думать из-за каши в голове”. Бывают очень разумные, начитанные подростки, которые обнаруживают у себя психическую проблему и сами приходят к специалисту со своими подозрениями. В случае психоза — чем раньше выявишь, тем лучше результат лечения.
Поможет совместная работа
— РАС — модное слово, которое вошло в наш лексикон не очень давно. Вы как специалист считаете, что проблему аутизма стали больше и раньше диагностировать? Или действительно стало больше таких пациентов?
— Я связываю это с улучшением понимания и диагностики расстройств аутистического спектра. По статистике, действительно таких пациентов стало больше — за счет выявляемости. Ну и теперь РАС — это спектр расстройств, а не только детский аутизм, как было ранее. Кроме этого, о своих проблемах с психическим здоровьем стали рассказывать селебрити (Илон Маск, Грета Тунберг), что поспособствовало дестигматизации РАС.
Очевидная проблема детей с РАС — это проблема коммуникации. Ребенок испытывает сложности в общении, не понимает сверстников, имеет избирательный интерес к учебе, может не переносить громких звуков, жесткой одежды, имеет избирательность в еде. Для раннего возраста характерно нарушение речевого развития, ведь речь — это инструмент коммуникации со внешним миром. В более тяжелых случаях бывают и невербальные дети, которые вообще не разговаривают. РАС очень различается у мальчиков и девочек. Девочки часто могут маскироваться и изображать эмоции, поэтому у них РАС позже диагностируется. У мальчиков РАС часто более заметен: ребенок, ушедший в себя, свои интересы, не желающий общаться со сверстниками.
— Ребенок с РАС может во взрослом возрасте вести абсолютно полноценную жизнь?
— Разумеется. Ведь РАС — это не болезнь, а особенность человека. Мы все разные. Хотя, безусловно, есть тяжелые случаи. Прогноз зависит от состояния и времени постановки диагноза. Тут крайне важно вовремя заметить проблему и начать с ней работать, применяя коррекционные технологии. Лекарств для лечения аутизма нет, но очень многое можно развить, ведь дети невероятно нейропластичны, способны к обучению.
— Проблему СДВГ в школах ранее считали просто детской невоспитанностью. Сейчас ситуация меняется. Как нужно подходить к обучению и воспитанию детей с СДВГ, на ваш взгляд как специалиста?
— Вы правы, то, что раньше считалось плохим поведением ребенка на уроке, сейчас порой имеет диагноз СДВГ. Синдром у мальчиков более ярко выражен, чем у девочек. Есть мнение, что ярко выраженный СДВГ — это вариант РАС. СДВГ крайней степени выраженности требует медикаментозного лечения. Вообще растить ребенка с СДВГ очень тяжело, ему нужны всегда четкие и понятные правила. Главная проблема — в дефиците внимания и слабой концентрированности ребенка. Но на синдром можно взглянуть и с другой стороны: выявить, что положительного дает человеку СДВГ.
— Марина Михайловна, что бы вы посоветовали педагогам, у которых в классе ребенок не такой, как обычно?
— Главное — принять такого ребенка. Ребенок может быть любой, с разными особенностями. Поэтому важно советоваться со школьным психологом, чтобы найти подход к такому ребенку. Мне кажется важным доносить информацию о психическом здоровье детей и подростков до учителей, распространяя образовательные материалы, брошюры, проводя совместные семинары. И, разумеется, хорошим помощником в этом деле станет “Настаўніцкая газета”, где мы можем размещать тематические материалы для педагогов.
Наталья КОСТЕНКО